Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Макухина Ольга Борисовна

Занятие проведено в соответствии  с  современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Воспитатель провёл занятие типа «занятие-практикум», на котором совершенствовались знания и умения, полученные в процессе изучения предыдущих тем.  В ходе занятия применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Осуществлялось развитие навыков чтения, мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Использовались методы поисковой деятельности. Занятие было доступно изложено и понятно для детей, материал хорошо подобран и логически правильно предоставлен. Всё занятие сопровождается яркими и оригинальными слайдами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuko-bukvennyy_kaledoskop.docx70.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»

Цель: закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и изученных буквах, их «работе».

Задачи: дифференцировать понятия «звук» - «буква», твёрдые и мягкие согласные; совершенствовать звуко-буквенный анализ, давать качественную характеристику звукам и буквам; упражнять в делении слов на слоги, выделении ударного слога, «ударной гласной»; учить составлять слова по первым буквам; учить понимать образные выражения в загадках, разгадывать ребусы; исправлять деформированный текст;  развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, активность.

Оборудование: презентации, картинки с изображением птиц и животных, корзинка, буквы, карандаши, цветная бумага, пластилин.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог сообщает детям, что сегодня у них будет необычное и ответственное задание.

- Ребята, вы помните, злую волшебницу Гингему? Слайд № 2 Она опять о себе напоминает – она украла все буквы и перепутала звуки с помощью своего волшебного калейдоскопа, которые мы с вами выучили, и разбросала их по всему миру. Теперь мы с вами не сможем читать и писать, если мы их не найдём. Поэтому нам нужно отправиться выручать наши звуки и буквы. Дорога предстоит очень тяжёлая. Вы готовы, ребята?!

2. Основная часть.

- Конечно, читать и писать мы с вами пока не можем, т.к. Гингема у нас украла буквы, но мы можем разговаривать, а значит, можем попросить помощи у животных и птиц, которые когда-то нам эти буквы подарили.

- Путь нам предстоит долгий, поэтому нам нужно выбрать транспорт. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, нам нужно отгадать?

«Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином»      (Автобус)   Слайд № 3

- Какой первый звук в слове автобус? ([а]). Звук [а] соответствует букве А. Автобус очень рад, что мы взяли его на поиски букв, и дарит нам свою любимую букву А.  Слайд № 4

А почему она изображена красным цветом? (Педагог кладёт её в корзинку и все последующие буквы во время занятия.)

- Отправляемся в путь! И первый, встретился нам вдруг, очень вежливый … ИНДЮК! Слайд № 5. Правильно! Какую же букву мы попросим у индюка? И. Просто так он нам её не даст, давайте с вами улыбнёмся, произнося звук [и]. (Дети выполняют задание и-и-и-и-и-и). Вот она наша буква! Слайд № 6.

- Следующим нам повстречался… кто это? Орёл! Слайд № 7. Он приготовил вам загадку и хочет, чтобы вы её отгадали, давайте послушаем: В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла. Покатиться бы смогла. (Е. Тарлапан) (Буква О). Давайте проверим. Слайд № 8.

- А вот и наш следующий помощник – удав. Слайд № 9. Прежде, чем отдать нам свою любимую букву У, он хочет с нами поиграть.

Релаксация: - Давайте представим, что мы растения, тянемся к солнышку (тянутся). Подул тихий ветерок у-у-у-у-у-у-у-у-у, он стал раскачивать растения. Вдруг поднялся сильный ветер У-У-У-У-У-У-У-У. Стал качать растения ещё сильней. Потом ветер стих, и снова стал тихим у-у-у-у-у-у-у. Улетел ветерок у-у-у-у-у-у.

- Удаву понравилось с вами играть, и он дарит вам букву У. Слайд № 10.

- Отправляемся дальше. Ребята, что это за зверёк выглядывает из-за дерева? (Енот) Слайд № 11. Енот узнал, что произошло, и поэтому принёс нам целых две буквы (Е, Ё). Слайд № 12. Но, чтобы их получить нужно доказать еноту, что мы хорошо различаем между собой двух сестричек Е и Ё. Для этого давайте поиграем. Когда я назову букву Ё – вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, т.к. у этой буквы есть над головой точки, когда назову Е – опускаете руки и делаете хлопок за спиной. (8-10 раз)

- Ребята, енот говорит, что к нашему автобусу подошли какие-то птицы. Давайте посмотрим, что это за гости. (Юрок, эму, выпь). Слайд № 13. Эти птицы согласны отдать нам целых три буквы, если мы очень быстро придумаем на эти буквы слова. Слайд № 14. На букву Ю… на букву Э… на букву Ы.. ребята, а разве есть в русском языке слова на букву ы? Что же нам делать, теперь они не отдадут нам букву! А давайте мы просто придумаем слова, в которых буква Ы стоит в середине или в конце слова?!

- Можно отправляться дальше. И кого же мы видим впереди? Кто это? (Як). Слайд № 15. Как вы думаете, может ли як, дать нам какую-нибудь букву? (Да, букву Я) Слайд № 16. Ну, тогда давайте остановимся, и попросим у него букву Я. Посмотрите, что же это приготовил нам як? (ЯЯЯЯЯЯЯ - семьЯ) Слайд № 17. Отгадывают ребус.

- Давайте посмотрим, сколько уже букв мы нашли и назовём их? (А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, И-Ы). Слайд № 18. Скажите, почему они все красного цвета? (Гласные) Назовите гласные, которые придают согласному твёрдость (а, о, у, э, ы), мягкость (я, ё, ю, е, и).

- Замечательно! Отправляемся дальше. Кого же мы видим? (Дельфин и тюлень) Слайд № 19. Ребята, злая Гингема их поссорила. Она перепутала их буквы в словах и теперь они не могут разобраться, где какую букву им нужно ставить. Давайте попробуем им помочь.

Игра «Проверь и назови»

Кот-д, завот-д, сат-д, кит-д, бегемот-д, слет-д, обет-д, хвост-д, плет-д, похот-д, поезт-д, самокат-д, мост-д, куст-д, самолёт-д. (педагог произносит слова, а дети должны определить с помощью проверочного слова, какая буква пишется на конце Т-Д. например: кот(д) – коТы, завод(т) - завоДы). А сейчас, я называю вам слова, которые начинаются с букв Т-Д, а вы должны сказать, какие в этом слове есть твёрдые согласные, какие мягкие: тут, дым, телевизор, дыра, диван, тарелка, дуга, тапок.

- Молодцы, ребята! Вот мы и помогли нашим друзьям, за это они дают свои любимые буквы. Д-Т. Слайд № 20.

- Поехали дальше (по кочкам д-д-д-д-д-д-д). Остановка. Вот мы и добрались до следующей остановки. Кто же нас здесь встречает? (свинья, змея) Слайд № 21. Давайте поиграем с их любимыми буквами и покажем, как мы быстро умеем их повторять.

Игра «Запомни и повтори»

Са-са-са, са-са-са

Палисадник, сад, коса.

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы. (с ускорением и с движениями, 3-4 раза)

-Посмотрите, как мы развеселили свинью и змею?! Они с удовольствием дарят нам свои первые буквы. (З-С) Слайд № 22.

- Поехали дальше. И кого же мы встречаем на нашем долгом пути?! (Козёл, гиппопотам) Слайд № 23. Злая Гингема и их запутала, думаю одним им не справиться, давайте их выручать, может тогда и они нас выручат.

Игра «Верно-неверно».

Сыр в стакане, а чай в тарелке.

Компот в кофейнике, а кофе в кастрюле.

Чай в сковородке, а котлета в чайнике.

Пирог в кружке, а кефир в блюдце.

Конфеты в кастрюле, а суп в коробке.

Молоко в тарелке, а печенье в стакане.

- Молодцы! Вот мы и заслужили ещё две буквы! Какие это буквы! Слайд № 24. (К-Г)

- Двигаемся дальше. Посмотрите, да нам на встречу идут баран и петух. Слайд № 25. Наверное, они тоже нуждаются в нашей помощи. Давайте узнаем, что же у них случилось?! … А, вот в чём проблема, они не могут понять, что за буквы изображены на листочках. Давайте попробуем разобраться вместе. Для этого соедините по порядку числа, начиная от одного.(Дети выполняют задание, называют буквы Б-П.) Давайте проверим, правильно! Слайд № 26.

- Чтобы встретить следующих наших помощников, нам понадобится путеводный клубочек-колобочек. Только следуя за ним и повторяя его движения, мы сможем найти следующие буквы.

3. Физминутка с колобком. (приложение)

- Ура! У нас получилось. До кого же мы добрались? (Жираф, шмель) Слайд № 27. И они дарят нам свои любимые буквы, за то, что мы не побоялись проделать такой путь. (Ж-Ш) Слайд № 28.

- Поехали дальше, дорога у нас тяжёлая, да ещё и кочек много. (дети изображают, что едут по кочкам). Кого же мы видим? (Медведь и навозный жук) Слайд № 29. Как вы думаете, какие буквы они нам могут дать? (М, Н), давайте проверим… Слайд № 30 и правда.  Но прежде, чем получить эти буквы мы должны показать, как мы умеем делать звуковой анализ слов: мишка, жук.

М   И   Ш  К  А

«Первая буква М, катится? (нет, значит согласный звук); звонкий или глухой – поставили руку к горлышку, произносим его (звонкий, ставим звоночек). Следующая буква И, катится? (да, значит гласный); какой звук даёт буква И в этом слове? ([и] и придаёт мягкость букве М [м`], стелим ей подушечку). Следующая буква Ш, катится? (нет, значит согласная); звонкая или глухая? (глухая, значит звоночек не ставим); твёрдая или мягкая? (всегда твёрдая, не имеет мягкой пары). Буква К, даёт звук [к], катится? (нет, значит согласный звук); звонкий или глухой? (глухой); последняя буква А, катится? (нет, значит гласная); какой звук даёт? ([а] и придаёт твердость звуку [к], значит ему подушечку не стелим, он твёрдый). Теперь посчитаем, сколько слогов в слове мишка? (миш – первый; ка – второй); разделяем слово; на какую гласную ставим ударение? Давайте позовём мишку (на гласную букву И); ставим ударение».

Ж    У    К

«Первый звук в слове – [ж], катится – нет; звонкий – да; всегда твёрдый, не имеет мягкой пары. Следующая буква У даёт звук [у]; следующая буква К даёт звук [к]- глухой, твёрдый. Ударение ставим на букву У, один слог.

- Молодцы, ребята! Очень хорошо выполнили задание, и за это получаете буквы М, Н.

- Отправляемся дальше. Кто же спешит нам на встречу? (лиса) Слайд № 31. Ну, ребята, эта рыжая плутовка нам точно не даст ни одной буковки просто так. Она недавно была в царстве звуко-государстве, и нашла себе там новых подружек. Вот и решили придумать вам такое задание – если вы отгадаете любимые песенки-кричалки этих подружек, то она вам даст целых две буквы, а нет – значит не даст.

Боялочка – ой-ой-ой-ой-ой

Звалочка - эй-эй-эй-эй-эй

Серчалочка – ай-ай-ай-ай-ай

Хотелочка – дай-дай-дай-дай

- Хорошо! Замечательно справились с заданием. Теперь нам лиса точно должна отдать обещанные буквы. Как вы думаете, что же это за буквы? (Л) а какая же вторая? Давайте узнаем… Слайд № 32. Интересно, где же она взяла букву Й? Давайте спросим  - дело в том, что лиса в звуко-государстве попробовала лакомое угощение, которое ей очень понравилось и начинается оно с буквы Й. Что это – отгадайте? (дети думают и потом называют йогурт). Давайте проверим… Слайд № 33 МОЛОДЦЫ!

- Ребята, давайте посмотрим, сколько букв мы уже нашли? (Дети называют буквы, которые учитель достаёт из корзинки, понимают, что не нашли букву Х). А каких же животных вы знаете на буквы Х? (дети перечисляют, пока не назовут хорька). Правильно, вот он наш хорёк. Слайд № 34. Наверное, он бежал дольше всех, раз мы его так долго искали. А вот и буква Х. Слайд № 35.

4. Творческая работа.

- Ну всё, ребята, вот мы и нашли все изученные нами буквы и помирили их со звуками. Можно отправляться домой… ребята, посмотрите, кажется это Гингема, Слайд № 36. летит прямо на нас, наверное, она узнала, что мы нашли все буквы и хочет их опять отобрать у нас, что же нам  делать?!  (дети предлагают ей что-нибудь подарить – например, цветы). Хорошая идея, ребята, давайте сделаем ей много красивых цветов, она станет улыбаться, и исчезнут страшные чары, которые на неё наложил давным-давно злой колдун. Но вот только мы не знаем, какие цветы она любит, какие же ей подарить? (дети предлагают сделать много разных цветов)

Педагог делит детей на подгруппы по рядам – одна группа делает цветы из пластилина (скатывают шарики и прилепляют их к бумаге, стебельки делают из тонких колбасок пластилина). Другая группа из готовых шаблонов выбирает нужные и составляет цветочную композицию, приклеивая детали на листы. Третья группа рисует цветы цветными карандашами или фломастерами. Пока дети готовят цветы, педагог напоминает, что Гингема приближается всё ближе и ближе. Слайды № 37-39. (готовые цветы дети складывают в корзину).

- Ребята, кажется, у нас получается, она уже улыбается, значит, у нас получится её расколдовать. Слайд № 40. Ура! У нас получилось! Мы смогли её расколдовать. Теперь она никакая не злая Гингема, а красивая и добрая фея Розочка. За то, что вы её расколдовали, она дарит вам медали с надписью «Умники». Кто такие умники? (умные люди, которые много знают) Посмотрите, какие они красивые. Слайд № 41. В завершении нашего путешествия, давайте вспомним стихотворение, где собраны все наши буквы и повторим их.

5. Итог занятия.

Педагог показывает детям картинки с изображениями птиц и животных, дети рассказывают по нему стихотворение наизусть.

«Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошёл, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошёл.

Дельфин не мог вползти в вагон.

Енот не может выйти вон.

Жираф – как дёрнет за звонок:

Змею он принял за шнурок.

Индюк спросил: - Который час?

Козёл сказал: - Не слышу вас.

Лиса сказала: - Скоро семь.

Медведь сказал: - Я всех съем!

Навозный жук жужжит: - Боюсь!

Орёл сказал: - А ты не трусь!

Петух пропел: - Какой герой!

Рысь проворчала: - Рот закрой!

Свинья заспорила с ежом.

Тюлень поссорился с моржом.

Удав кольцом сдавил свинью.

Фазан забился под скамью.

Хорёк за хвост цыплёнка – хвать!

Цыплёнок бросился бежать.

Червяк подумал, что за ним.

Шмель прожужжал ему: - Бежим!

Щегол уселся на окно.

вЫпь говорит, что ей темно.

Эму сказал: - Закрыл он свет!

Юрок и дрозд сказали: - Нет!

Як промычал, пройдя вперёд:

- Автобус дальше не пойдёт!...»     (С. Маршак)

Педагог вручает детям медали. Молодцы, ребята! Слайд № 42.

- Ну вот, наше путешествие и подошло к концу, оно вам понравилось?! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте

В игровой форме занятие помогает детям показать свои знания в данной области...