Представление опыта работы.Сказка-как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Колокольчик» п. Мирный
Индивидуальный план по самообразованию
воспитателя
Гладышевой Татьяны Алексеевны
Срок реализации: 2022-2023 уч.год
Тема:
Сказка – как средство развития
коммуникативных умений детей дошкольного возраста
2023 г
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………….. 3
План работы………………………………………………………………… 5
1 этап – Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста…....... 6
2 этап – Основной………………………………………………………....... 9
Перспективный план работы……………………………………………... 11
3 этап – Завершающий…………………………………………………….. 13
Список используемой литературы…………………………………...…... 15
Приложение 1. Конспекты занятий………………………………………..17
Приложение 2. Картотеки…………………………………………………..23
Фотоотчет…………………………………………………………………....35
Пояснительная записка
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями.
Социализация ребенка – одна из важнейших задач современного общества. Важнейшей ее частью является развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, предполагающих овладение общением со сверстниками и взрослым.
В настоящее время, чаще всего, отношения сверстников строятся спонтанно. Практика показывает, что наибольшее трудности ребенок дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность. Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. На вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» дети отвечают, что предпочитают компьютерные игры.
Важно отметить, что коммуникативные умения формируются исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками. С моей точки зрения, коммуникативные умения в процессе реального общения, проявляются в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.).
Высокой ступенью общения людей является способность понять эмоциональное состояние человека, передать всеми доступными средствами свои эмоциональные переживания. Важно учитывать интересы своего собеседника, проявляя внимательность к его чувствам и желаниям. Подобная чуткость способствует пониманию людей, нахождению друзей. Выражая собственные эмоции, важно использовать все доступные выразительные средства: поза, движение, мимика, жесты, темп говорения, высота голоса и так далее.
Особое внимание необходимо уделить мимике, которая способна заменить нам обычную речь. Мимические средства развиваются в процессе жизни человека, принося определенную живость. Мимика помогает понимать настроение собеседника.
Одним из автоматизированных компонентов сознательных действий являются коммуникативные навыки, способствующие быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.
Наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью.
В научной литературе отмечено, что общение – это взаимодействие двух или более субъектов. В основе общения – обмен между людьми сообщениями, включающие предметные и эмоциональные аспекты. Удовлетворение данной потребности влечет за собой возникновение положительных эмоций, полученных в процессе взаимодействия.
Исключительно важную роль в коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки. Дошкольный возраст-это возраст сказки. Сказка - самый любимый ребенком литературный жанр. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В сказках дети впервые испытывают, как бы на себе, храбрость, стойкость, добро, милосердие, зло, черствость, жестокость…
Так как сказка отвечает природе маленького ребенка, и из личных наблюдений общения сверстников между собой я определила свою тему:
«Сказка – как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: доказать эффективность работы со сказкой для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
- Изучить педагогический опыт работы по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
- Выявить особенности использования сказки как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста при помощи сказки.
- Разработать перспективный план работы по теме.
- Проанализировать результаты работы.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы работы:
- Теоретические – изучение, анализ, сравнение, обобщение, конспектирование психолого-педагогической литературы;
- Практические – наблюдение, беседа, занятия, игры, упражнения, театрализация.
База исследования: старшая группа МАДОУ №6 «Колокольчик».
План работы над проектом
Этапы | Содержание | Цели | Сроки |
Подготовительный | Изучение методической литературы по теме самообразования |
| Сентябрь-Декабрь |
Основной | Использование подобранных материалов в работе с детьми в НОД |
| Январь-Апрель |
Завершающий | Подведение итогов работы |
| Май |
1 этап – подготовительный.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Проблема формирования личности была и остается одной из актуальных в различных областях знаний: философии, психологии, педагогике. Объективно существующая связь человека с другими людьми, невозможность его как социального существа развиваться вне общества, позволяет выделить в качестве сущностной характеристики человеческой психики феномен общения.
В последнее время наряду с термином «общение» широкое распространение получил термин «коммуникация».
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношения, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Именно в общении человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных потребностей.
Особенно велика роль общения в детстве. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок получает основной жизненный опыт.
Коммуникация (лат.communico-общаюсь с кем-то) – это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия.
Коммуникация с психологической точки зрения – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт, отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативные умения – осознанные коммуникативные действия и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Н.А.Стародубов, изучая проблему развития коммуникативной стороны речи, выделяет целый ряд умений, которыми должны овладеть дети на протяжении дошкольного возраста. Это:
- Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
- Умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения. Выражать свое отношение к предмету разговора;
- Умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- Владение разнообразными формами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);
- Умение использовать мимику и жесты;
- Умение общаться в паре, по 3-5 человек, в коллективе.
Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые.
Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Исключительно важную роль в коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки.
Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. В дошкольном возрасте присутствует период активного смыслотворчества. В это время активно идёт восприятие ребёнком сказки. Недаром К. Бюлер назвал дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком жанр.
Слушание и сочинение сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность. В. А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Готовые сказки, как продукт детской деятельности, можно представить ребятишкам других групп, родителям.
Возможности работы со сказкой:
- Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены.
- Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
- Обсуждение поведение и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.
- Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
- Использование сказки как притчи – нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Л.С. Выготский утверждает, что мир «вливается в человека тысячью звуков, влечений, раздражений». Литература, в частности сказка, является средством «уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения», способом «изживания эмоций» и удовлетворения духовных потребностей личности.
Привлекательность сказки в работе по развитию коммуникативных умений у детей объясняется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет естественные потребности ребенка.
Во-первых, потребность в автономности, которая выражается в стремлении ребенка проявить свое личное мнение, позицию, взгляды.
Во-вторых, потребность в активности, которая предполагает активное взаимодействие в общении, умение привлекать внимание собеседников, стимулировать их коммуникативность, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
В-третьих, потребность в социальной компетенции, которая состоит из нескольких моментов:
- Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, эмоциональное состояние;
- Мотивационного, включающего демонстрацию доброты, внимания, сопереживания, содействия к другому человеку;
- Поведенческого, позволяющего выбрать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.
Перед собой я поставила такие цели и задачи:
Цель: доказать эффективность работы со сказкой для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
- Выявить особенности использования сказки как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал
- Разработать перспективный план работы по теме.
- осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;
- способствовать развитию речевых навыков, воображения воспитанников;
Форма диагностики: Наблюдение за детьми во время непосредственной образовательной деятельности.
2 этап – основной
Цель данного этапа исследования: определить уровень сформированности коммуникативных умений детей старшей группы МАДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» п. Мирный».
Так как основной способ диагностики детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС, это наблюдение, то для определения развитости коммуникативных умений детей, проводится наблюдением за их свободным общением в различных видах деятельности, в процессе чего отмечается частота (низкий, средний, высокий) проявления различных коммуникативно-речевых умений. Изучая литературу, для себя я выбрала наиболее подходящие коммуникативные навыки, которые соответствуют возрасту детей и наиболее показывают их сформированность:
- Использование форм речевого этикета:
- уметь и знать, как и когда можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком;
- проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
- умение завершать общение правильно;
- умение общаться в паре, группе или коллективе, уважая всех присутствующих;
- оценивать позицию «вежливо, грубо».
- Невербальные средства общения:
− умение владеть голосом и использовать его основные свойства: высоту, силу, тембр;
− умение пользоваться повествовательной, вопросительной, а также побудительной интонацией;
− умение выбирать темп речи в зависимости от ситуации общения;
− умение активно пользоваться основными мимическими мышцами для передачи оттенков чувств, желаний, исходя из ситуации общения;
− умение использовать зрительный контакт в процессе общения и контролировать направление взгляда во время речи;
− умение принимать правильную позу во время речевого общения и чувствовать себя свободно, естественно;
− умение использовать движения тела, жесты для передачи.
- Анализ и оценка процесса общения:
− умение оценивать уместность использования жестов, мимики и движений тела в различных ситуациях общения;
− умение различать основные эмоциональные состояния человека при помощи жестов, мимики и пантомимики.
Оценка результатов наблюдения представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Компоненты | Высокий | Средний | низкий |
Использование форм речевого этикета | 20 % | 40 % | 40 % |
Использование невербальных форм общения | 0 % | 70 % | 30 % |
Анализ и оценка процесса общения | 0 % | 70 % | 30 % |
Таблица 2
Сводные данные о развитии компонентов коммуникативных умений дошкольников.
№ | Список детей | Использование форм речевого этикета | Невербальные средства общения | Анализ и оценка процесса общения |
1 | Кирилл Б. | средний | Низкий | низкий |
2 | Лиза В. | средний | Средний | Средний |
3 | Софа Г. | Средний | Средний | Средний |
4 | Слава К. | Высокий | Средний | Средний |
5 | Света К. | Высокий | Средний | Средний |
6 | Вероника М. | Низкий | Низкий | Низкий |
7 | Степа П. | Средний | Средний | Средний |
8 | Лера Ш. | Высокий | Средний | Средний |
9 | Соня Ш. | Высокий | Средний | Средний |
10 | Милана В. | Низкий | Низкий | Низкий |
Для мой работы со сказками, направленной на развитие коммуникативных умений детей, я составила перспективный план работы:
Перспективный план работы:
Сроки | Форма работы | |
Сентябрь-Ноябрь | Изучение методической литературы; | Знакомство с работами различных авторов по проблеме самообразования |
Декабрь | Разработка конспектов занятий; подбор упражнений и игр; диагностика детей на выявление коммуникативных умений; | Изучение опыта работы других педагогов; Разработка и подбор игр и упражнений, которые использовались в работе; диагностика детей на выявление коммуникативных умений; |
Январь | «Что такое сказка» «Познакомимся поближе» «Царевна Несмеяна» «На приеме у доктора Пилюлькина» «Придумай сказку» | Беседа с детьми на заданную тему Знакомство с художниками-иллюстраторами Игры с детьми на развитие коммуникативных навыков Дети по набору картинок придумывают общий сюжет сказки |
Февраль | «Сказка о вороненке» «Чудесный терем дружбы» «Мы - разные» «Театр Колобка» Игра «Лото настроений». Игра «Что было бы, если бы..» | Использование различных упражнений в рассказе сказки «Сказка о вороненке» Игры с детьми на развитие коммуникативных навыков Инсценировка сказки «Колобок» Игры на развитие эмоций |
Март | «Заканчиваем сказку» «Липучки» «Нос к носу» «Фея сказок» «Радио» «Близнецы» | Дети придумывают продолжение сказки и зарисовывают его на листе Игры на развитие коммуникативных навыков Дети выбирают любимого героя, показывают его характер и зарисовывают его. Игры с детьми на развитие коммуникативных навыков |
Апрель | «Дорисуй картинку» «Изобрази сказку» «Королева Капризуля» Квест-игра «По мотивам сказок» | Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»; коллективное рисование одного сюжета сказки. Игры с детьми на развитие коммуникативных навыков Чтение сказки «Королева Капризуля», совместный труд в группе Игра-путешествие по мотивам различных сказок, когда дети действуют сообща в команде |
Май | Подведение итогов работы | Анализ коммуникативных навыков по итогу работы |
Данная работа по теме моего самообразования проводилась во вторую половину дня. Работа каждой недели строилась по количеству детей в группе. Проводя свою работу, я старалась не нагружать детей большим количеством информации каждое занятие, в одну неделю проходила полноценная работа по теме, в другую были выбраны игры на развитие коммуникативных навыков и игры на развитие эмоций, что помогало детям вжиться в роли героев, которые были на занятии.
Таким образом, по результатам исследования мы можем отметить, что у детей умения, связанные с использованием форм речевого этикета на среднем уровне. Коммуникативно-речевые умения, связанные с использованием невербальных форм общения, развиты немного выше, но преобладает средний уровень, чем высокий. Коммуникативные умения, связанные с анализом и оценкой процесса общения так же преобладает средний уровень.
3 этап – завершающий
После проведения работы, в мае месяце, была проведена повторная диагностика детей (наблюдение за детьми в НОД).
Результаты диагностики на конец работы:
Сводные данные о развитии компонентов коммуникативных умений дошкольников.
№ | Список детей | Использование форм речевого этикета | Невербальные средства общения | Анализ и оценка процесса общения |
1 | Кирилл Б. | высокий | Средний | низкий |
2 | Лиза В. | средний | Средний | Средний |
3 | Софа Г. | Средний | Средний | Средний |
4 | Слава К. | Высокий | Средний | Средний |
5 | Света К. | Высокий | Средний | Средний |
6 | Вероника М. | Средний | Средний | Низкий |
7 | Степа П. | Высокий | Средний | Средний |
8 | Лера Ш. | Высокий | Высокий | Высокий |
9 | Соня Ш. | Высокий | Высокий | Высокий |
10 | Милана В. | Средний | Средний | Низкий |
Таблица 3
Уровень коммуникативно умений на конец исследования.
Компоненты | Высокий | Средний | низкий |
Использование форм речевого этикета | 60 % | 40 % | 0 % |
Использование невербальных форм общения | 20 % | 80 % | 0 % |
Анализ и оценка процесса общения | 20 % | 50 % | 30 % |
Повторная диагностика детей показала положительную динамику развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Результаты детей улучшились. В процессе работы были замечены такие изменения: дети чаще стали проявлять сочувствие к сверстникам, у них появилось желание помогать товарищу, способность высказывать свое мнение, выступать с защитой интересов друзей, дети стали более четко высказывать свою мысль, применяя при этом невербальные способы общения, стали лучше оценивать настроение и желания сверстников. В связи свыше сказанным, мне удалось достичь поставленной цели: доказать эффективность работы со сказкой для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы
- Бодалей А.А. Психология общения. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «Модэк», 1996.
- Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г, Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.-600 с.
- Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1976.
- Лебедев Ю.А. Сказка как источник детского творчества детей [Текст]: Пособие для педагогов дошкольный учреждений/научный руководитель Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -288 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.
- Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.511-538
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд, под. и перераб. М.: 1976.-479 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, Мир и образование, 2008. – 1200 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] :/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. И до. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160 с.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие. /Е.О. Смирнова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.
- Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство» [Текст]: Учебно-методическое пособие / О.Н. Сомкова – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. – 208 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2-е изд. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – с. 53-64.
- Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова – М.: «Академия», 2002. – 312 с.
- Азбука общения [Текст] : развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками для детей от 3 до 6 лет / Л. М. Шипицына [и др]. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 384 с.
- Арушанова, А. М. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст]: ст. дошкол. возраст / А. М. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2. – С. 76-82.
- Богат, В. В. Развитие творческого мышления [Текст] / В. В. Богат // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 1. – С. 17-19
- Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте [Текст]: практ. пособие студентам пед. вузов и колледжей и работникам дошкол. учреждений / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Пед. о-во России, 2003. – 239 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"
Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...
собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Размещен материал о влиянии театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка, виды театрализованной деятельности....
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.Особенно большое значение ...
Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ре...
Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...