Семинар «Формирование эффективных способов взаимодействия родителей с детьми»
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Данный семинар направлен на формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми в семье, ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия, привлечение внимания родителей к неэффективным способам взаимодействия с детьми, ознакомление с барьерами общения, развитие навыков сотрудничества, отработку навыков бесконфликтного поведения, развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Формирование эффективных способов взаимодействия

родителей с детьми»

        Цель: сформировать у родителей навыки эффективного взаимодействия с ребенком в семье.

        Задачи: 

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

- привлечение внимания родителей к неэффективным способам взаимодействия с детьми;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;
– отработка навыков бесконфликтного поведения;
– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

        Оборудование: листы бумаги, ручки, картинки, на каждой из которых нарисован один из типов воспитания – авторитарный стиль, гиперопека, гипоопека, демократический стиль, карточки с пословицами о воспитании.

Сценарный план

Здравствуйте, уважаемые родители! Для начала я предлагаю нам всем познакомиться, для этого каждому из вас необходимо представиться (назвать имя), кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель».

Для того, чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их, а вы подумайте  и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия. Если согласны – хлопайте в ладоши, нет – топайте ногами.

 • Говорить долго и не по теме.

 • Говорить четко и конкретно.

 • Перебивать друг друга.

 • Правило «поднятой руки».

 • Быть пассивным и мрачным.

 • Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.

 • Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на сегодняшней встрече мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Что значит любить своего ребенка?»

Скажите, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка? (Ответы родителей)

Краткий итог: Да, именно слова «Я тебя люблю» хочет слышать ребенок из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование ребенка. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Упражнение «Почему не любят?»

А теперь подумайте, пожалуйста, и скажите, почему некоторые родители не любят своего ребенка? (Ответы родителей)

Краткий итог: Вследствие вышеперечисленных причин у ребенка могут возникнуть негативные эмоциональные проявления.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть на мои картинки и постараться определить какой тип семейного воспитания на этом рисунке изображен. Я выбрала 4 наиболее часто встречающихся типа семейного воспитания, которые можно наблюдать в семье. Затем предлагаю вам разделиться на 4 компании, каждой компании достанется один из типов семейного воспитания. Вам необходимо будет посовещаться в течение 5 минут и найти плюсы и минусы такого типа семейного воспитания. (Родителям предлагаются 4 картинки, на каждой из которых нарисован один из типов воспитания – авторитарный стиль, гиперопека, гипоопека, демократический стиль).

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться и подробнее узнать о семьях друг друга. Я скажу некое утверждение, те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах.

Итак, поменяйтесь местами те, кто любит мороженое…

(пусть поменяются местами те, у кого есть дочери; пусть поменяются местами те, у кого более 1 ребенка в семье; пусть поменяются местами те, кто наказывает своего ребенка; пусть поменяются местами те, чьему ребенку 6 лет; пусть поменяются местами те, кто любит своего ребенка; пусть поменяются местами те, у кого есть сыновья; пусть поменяются местами те, у кого хорошие отношения с детьми; пусть поменяются местами те, кто часто играет со своим ребенком).

Упражнение «Пословицы»

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 

Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании? (Ответы родителей)

Предлагаю вам познакомиться с пословицами и пояснить, что же имели ввиду наши предки. Примите это к сведению, потому что мудрость поколений вечна.

  • Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
  • Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
  • Что учат дома дети, то знают и соседи.
  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Яблоко от яблони не далеко падает.
  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Похвальное слово гнило бывает
  • Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
  • Чему Ваня не научился, того Иван не выучит
  • Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет
  • Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  • Добрый пример лучше ста слов.
  • Материнские глаза слепы

Упражнение: «Пойми меня, мама»

А сейчас мы посмотрим, насколько каждый из вас умеет понять то, что чувствует ребенок. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы, каждой из групп будет предложена разрезанная таблица, вам будет нужно восстановить ее соотнося слова ребенка и его чувства при этом.  

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Упражнение «Правила для ребенка»

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

- Не спеши во время еды / Будем есть медленно; прожевывай еду хорошенько.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

- Не беги / Иди спокойным шагом.

- Тебе не стыдно? / Подумай о своем поступке.

- У тебя не получится / Попробуй, не попробуешь – не узнаешь.

- Ты не прав! / Это твое мнение

- Я не знаю /Давай вместе подумаем

- Я тебя не понимаю / Уточни еще раз, что ты имеешь ввиду?

Обсуждение:

 - Сложно было выполнить задание?

 - Пользуетесь ли вы правилом не использования «не» в повседневной жизни?

Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей

1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание..,»

2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».

3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Упражнение «Мой ребенок»

Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.

  • Мой ребёнок радуется, когда…
  • Мой ребёнок злится, когда…
  • В общении с детьми мой ребёнок…
  • Ребёнку вместе со мной нравится…
  • Я отдыхаю, когда…
  • Меня больше всего расстраивает, когда мой ребенок…
  • Ребёнок плачет, если…
  • Я счастлива, когда мой ребенок …
  • Мой ребенок здоров, когда…
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
  • Вместе с моим ребенком мы любим…
  • Ребенок дал для меня…
  • Моя любовь к детям…

Когда-то давно в старинном Китае жил очень умный, но очень напыщенный Мандарин. Весь день его состоял из примерок богатой одежды и разговоров с подчинёнными о собственном уме и воспоминаний о прошлой встрече с императором. Так шёл день за днём, год за годом.…

Вдруг прошла по всей стране огласка, что неподалеку от границы появился монах, умнее всех на свете. Дошла эта огласка и к нашему Мандарину. Очень разозлился он: кто может называть какого-то там монаха самым умным человеком на свете!? Но вида никому о своем негодовании не подал, а пригласил монаха к себе во дворец. Сам же задумал обмануть его: «Я возьму в руки мотылька, спрячу его за спиной и спрошу, что у меня в руках — живое или мертвое? И если монах скажет, что живое, я раздавлю мотылька, а если мертвое, выпущу его…».

И вот настал день встречи. В роскошном зале собрались многие люди, всем хотелось посмотреть поединок самых умных людей на свете. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной мотылька и с нетерпением ждал прихода монаха. Вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худой мужчина. Он подошел к Мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Мандарин произнёс: «Скажи-ка мне, что я держу в руках, — живое или мертвое?». Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!». Взволнованный Мандарин выпустил мотылька из рук, и тот полетел на волю, радостно трепеща своими яркими крылышками.

Уважаемые родители! Помните, пожалуйста, о том, что лишь от вас зависит, будет ли взаимодействие с вашими детьми ярким, плодотворным, или же наоборот. Всё в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию эффективных способов восприятия цвета

Примерные пособия по формированию эффективных способов восприятия цвета....

Коррекционная работа по формированию эффективных способов восприятия цвета

Примерные пособия по формированию способов восприятия цвета...

Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....

DIR FLOORTIME как эффективный способ взаимодействия с детьми дошкольного озраста

DIR FLOORTIME КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  На сегодняшний день наш мир стремительно меняется, двигается прогресс науки, разрабатываются новые компьюте...

Семинар-практикум " Эффективные приемы работы с детьми с ЗПР"

Семинар-практикум " Эффективные приемы работы с детьми с ЗПР"...

Семинар-тренинг «Эффективные способы общения». Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов.

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотно...