Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»
методическая разработка
В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semina-praktikum.odt | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ».
Дата проведения:11.04.2019 г.
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками и преодолению трудностей в коммуникации с детьми.
Задачи:
- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с детьми;
- содействовать повышению у педагогов профессиональной компетентности;
- развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с детьми.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, ручки, памятки.
Ход семинара- практикума:
Информационная часть
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
Рассматривая данную проблему в масштабе ДОУ, необходимо помнить, что этап дошкольного возраста - это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Дошкольный возраст- самый уязвимый возраст во многих вопросах, поэтому и важно создание психологической безопасности и комфорта.
Давайте немного поговорим о том, что же все-таки как может влиять педагог в ДОУ и от чего это зависит (в общем).
- стиль взаимоотношений
- личностные характеристики педагога
- педагогическое мастерство (опыт)
- межличностные взаимоотношения в группе сверстников
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Выделяют 2 типа.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
4. Враждебность окружающей среды ребенка, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
9. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
А также режим проветривания, питания и тп. (все, что удовлетворяет базовые потребности ребенка).
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
3. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
4. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
В рамках этой темы более подробно остановимся на «плохом» поведении детей, которое часто сбивает педагога с толку и выводит из равновесия, тем самым создавая возможную угрозу психологической безопасности.
Всем известно, как проявляется плохое поведение, давайте разберем возможные причины.
Психолог (обращается к участникам семинара): «Давайте с Вами ответим на вопрос «Почему дети себя плохо ведут?». Достаточно несколько ответов.
Рассмотрим примеры ответов детей на такой же вопрос( информация взята из источников интернета).
● Дети себя плохо ведут, потому что они балуются, потому что они невоспитанные.
● Потому что дети думают, что без родителей они могут плохо вести.
●Потому что они не приучены к тому, что надо хорошо делать, а не плохо.
● Чтобы от них отстали.
●Потому что они что-нибудь хотят, а им не разрешают.
●Потому что им что-то может не нравится или они рассержены, может они не выспались.
● Потому что их ругают.
Сами же дети из нашего ДОУ, считают так: интервью детей с ответами на вопрос: "Почему дети себя плохо ведут?"( включается запись с ответами детей ДОУ).
Давайте более подробно поговорим о мотивах плохого поведения.
Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс выделяет два основных постулата, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию»отклоняющегося поведения.
1. «Дети выбирают поведение».
2. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:
● привлечение внимания,
● власть,
● месть,
● избегание (страх) неудачи.
Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в детский сад, школу. «Делай плохо - и тебя заметят».
2 Власть. Две главные причины властолюбия:
Перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Отношения со взрослыми выстраиваются на основе соперничества и борьбы за главенство.
Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию.
3. Месть.
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы.
Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека.
4. Избегание неудачи
Это тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества.
«Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится».
Поговорим более подробно о каждом из них.
Мотив – привлечение внимания
Чувства взрослого: раздражение
Реакция взрослого:множество замечаний, угроз.
Происхождение мотива:
Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
Ребенок не умеет «просить» внимания в приемлемой форме.
Дефицит личностного внимания.
Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.
Мотив власти
Чувства взрослого: гнев, негодование, иногда страх.
Происхождение мотива:
Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.
Сильные стороны поведения: смелость, сопротивление влияниям.
Мотив мести
Чувства взрослого: подобное поведение вызывает у педагога обиду.
Происхождение мотива: ребенок, которому не удалось получить внимание вышеперечисленными способами, может решить, что его совсем не любят, и он вообще не нравится. Ребенок чувствует боль, обиду и, как следствие, хочет всем показать, где раки зимуют.
Сильные стороны: способность защитить себя от боли и обид.
Мотив «избегания неудач»
Чувства взрослого: вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.
Сильные стороны: нет.
Практическая часть.
Практические задания обсуждаются в ходе просмотра презентации, в конце семинара-практикума воспитателям предлагается разделиться на 4 группы.
Каждой группе выдается задание, в котором в юмористическом стиле описан мотив плохого поведения. Задание состоит в следующем: 1) определить мотив; 2) предложить практическое разрешение описанной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...
Презентация к статье Формы взаимодействия педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Презентация к статье...
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....
Семинар – практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»
Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОУ, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с р...
Семинар-практикум«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Построение воспитательно-образовательного процес¬са в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов, а структуру коммуникаци...
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»
Для формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями, знакомства педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной к...
Семинар - практикум" Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников".
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоки...
- Мне нравится (1)