Коррекционная работа по формированию эффективных способов восприятия цвета
материал по коррекционной педагогике на тему

Примерные пособия по формированию способов восприятия цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по формированию эффективных способов

                                                 восприятия цвета

Примерные пособия по формированию эффективных способов восприятия цвета

1. "Радуга" /цвета спектра/с набором мелких игрушек или геометри-
ческих фигур

2 "Укрась предмет /например, чайник/ горшками/цветками/
только определенного цвета

3. Карточки с геометрическими фигурами в контуре/закрась,
заштрихуй только зеленые кружки/

4 . Карточки с контурным изображением овощей /например, "огурец,

"помидор","репка "/

-- подбери нужный цветной карандаш или фишку (вложить её в контур по памяти).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА:

  1. Восприятие целостного облика предмета.
  2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств
    (форт, величина и т.д.).
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно
    друг друга (выше, ниже, слева, справа)„
  4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их прост-
    ранственного расположения по отношению к основным частям.
  5. Выделение других существенных признаков (твердость, фактура, тер-
    мичность, цвет и др.,).
  6. Повторное целостное восприятие предмета.

Основное содержание направлений работы по формированию у детей способов восприятия предметов

  1. ЭТАП.
  1. Педагог предлагает детям предмет для контактного восприятия (под-
    носит предмет или подводит ребенка). Ребенок манипулирует с пред-

' метом. Педагог называет предмет и действия с ним.

  1. Совместное / метод "пассивных движении"/ двумя руками (руки ребенка в руках педагога) обследование предмета по алгоритму. Педагог оречевляет выполняемые действия., поощряет отдельные самостоятельные обследовательские действия ребенка.
  2. Развитие познавательного интереса к рассматриваемому предмету.
    Называние педагогом предмета, основных его частей и признаков.
  1. ЭТАП.
  1. Называние предмета педагогом. Вызывание познавательного интереса
    у ребенка к предстоящим обследовательским действиям.
  2. Предмет предлагается детям для восприятия.. Для слабовидящих целостность восприятия достигается при наличии контура объекта по отношению к окружающему пространству.
  3. Сопряженные практические действия обследования сочетать с самосто

ятельными действиями ребенка (основной метод обучения - показ и
подражание детей).

  1. Побуждать детей оречевлять свои обследовательские действия, назы-
    вать части предмета и его свойства.
  2. Предложить самостоятельные манипуляции и действия с предметом.

Ill ЭТАП.

  1. Узнавание и называние ребенком предмета по словесному описанию
    его педагогом. При описании выделить основные, хорошо знакомые
    ребенку части, свойства и качества предмета с тем, чтобы ребе-
    нок самостоятельно назвал предмет.
  2. Предложить слепому ребенку осязательно найти, а слабовидящему
    зрительно выделить предмет с помощью действий педагога. Сначала
    руки слепого ребенка методом "пассивных движений" направляются
    к предмету, затем ребенка побуждают к самостоятельным поисковым
    действиям. Слабовидящий ребенок дистантно воспринимает предмет, однако предает предлагается на контрастном фоне и воспитатель указкой обводит контур предмета.
  3. Предлагается самостоятельное целостное восприятие предмета, од-
    нако педагог словесными указаниями и практическими действиями
    направляет руки ребенка. Слабовидящим детям предлагается следить
    глазами за действиями рук. У слепых детей необходимо контролиро
    вать,обращая внимание на положение пальцев при обследовании от-
    дельных частей.
  4. Побуждение детей к самостоятельному вычленению частей предмета
    (педагог, придерживаясь плана, называет часть, ребенок находит и
    узнает ее), их обследованию и описанию на основе воспринятого
    (по образцу педагога).
  5. Формирование обследовательских действий, направленных на определние признаков, посредством однотипных практических действий узнавание синонимичных признаков. Основной метод формирования деиствий - показ; закрепления - определение антонимичных признаков одним действием (например: прикладывание пальца - теплый, холодный) , т.е. путем сравнения.

6. Побуждение ребенка к самостоятельному заключительному целостному восприятию объекта методом активизации произвольного внимания ребенка (например: "Узнай, что изменилось
7
. Самостоятельная адекватная функциональному назначению частей предмета деятельность ребенка. Оречевление действий.

Примерные этапы формирования эффективных способов восприятия цвета

  1. Знакомство с эталоном цвета, его названием
  2. Соотнесение предмета по цвету
  3. Нахождение данного цвета в классификационном ряду
  4. Нахождение данного цвета в окружающем мире
  5.  Локализация цвета сведи массы разновидных предметов
  6. Составление рядов аналогичных по цвету предметов
  7. Нахождение лишнего в цвете
  8. Закрепление представления о цвете на орнаментах и предметах .
    окружающей действительности
  9. Формирование представления о насыщенности, о теплых и холодных тонах
  10.  Развитие зрительного внимания, памяти в играх "Чего не стало?"
    Что изменилось?", "Убери лишнее".
  11. Обучение из основных цветов спектра получать промежуточное
  12. Составление рядов из заданной ритмической последовательности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Коррекционная работа по формированию эффективных способов восприятия цвета

Примерные пособия по формированию эффективных способов восприятия цвета....

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....

Семинар «Формирование эффективных способов взаимодействия родителей с детьми»

Данный семинар направлен на формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми в семье, ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия, привлечение внимания роди...