Дизайн - проект "У бабушки Лукерьи"
проект по теме
Совместный проект с педагогами и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.68 КБ |
![]() | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Полтавский детский сад «Родничок»»
Дизайн-проект
«Эко огород «У бабушки Лукерьи»»
Козинкина Т.Г.-педагог-логопед
Сугак В.В.- воспитатель
Шпан Н.Э.- воспитатель
Мильденберг М.В. –воспитатель
2014 г.
У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растёт
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, а воспитываются с раннего детства. Вне труда невозможно эстетическое, нравственное, физическое и полноценное умственное развитие. Поэтому во все времена главной заботой народов являлось воспитание трудом.
В современных условиях воспитание трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, особенно актуально, так же влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления, происходящие в природе привлекают детей красотой, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В рамках трудового воспитания процесс знакомства с окружающим должен быть направлен на приобретение ребёнком навыка истолкования своего опыта. Достигается это тем, что во время выполнения трудовых поручений дети учатся использовать полученные знания на практике, а решение проблемных творческих задач является основным способом осмысления мира. Не менее важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве и использовании в совместной с детьми деятельности может служить средством трудового воспитания.
В настоящее время в системе дошкольного образования выделяется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - эксперимент, занявший прочное место в работе с детьми в дошкольных учреждениях. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Так, в процессе экспериментирования воспитанники получают представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания. Кроме того, экспериментальная деятельность способствует обогащению памяти ребёнка, активизации мыслительных процессов, так как у него возникает необходимость осваивать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Как правило, планируя работу с воспитанниками на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ, педагоги недостаточно уделяли внимание трудовому воспитанию в целом, выяснилось, что не все педагоги отражают и, соответственно, отслеживают уровень трудолюбия каждого ребёнка. Серьёзным недостатком в работе являлось неэффективность взаимодействия педагогов с родителями, пассивность последних в процессе воспитания трудолюбия у детей. Необходимо было скорректировать деятельность воспитателей, обратив их внимание не только на воспитание трудолюбивых, нравственных, любящих родное село и готовых к преобразованию родного края дошкольников, но и вовлечение родителей в этот процесс.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Так же воспитанникам можно предложить дома тоже посадить некоторые культуры и наблюдать за их ростом.
Углубленному изучению выявленной проблемы способствовали заинтересованность педагогического коллектива и согласие родителей воспитанников МБДОУ оказывать поддержку в решении поставленных задач. Результатом объединения усилий всех участников образовательного процесса стала разработка дизайн - проекта «Эко огород «У бабушки Лукерьи».
Цель: создание личностно ориентированной, творчески развивающей образовательной среды, способствующей формированию у воспитателя нового педагогического мышления, направленного на развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей, формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Задачи:
- Создание мотивации для разработки воспитателями методического материала по трудовому воспитанию (конспектов образовательной деятельности, сценариев праздников, консультаций и рекомендаций для родителей);
- Повышение компетентности педагогов в новых подходах к воспитанию у детей трудолюбия, гражданственности, любви к окружающей природе;
- Организация эффективной совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей на основе принципов сотрудничества, партнёрства и взаимоуважения;
- Создание на участке МБДОУ «Эко огорода «У бабушки Лукерьи».
Дизайн-проект построен на следующих воспитательных подходах:
- личностно ориентированный,
- личностно деятельный,
- личностно компетентный.
Личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.И.Турчанинова, И.С. Якиманская) предусматривает равноправные позиции взрослого и ребёнка в процессе труда, предоставляет свободу выбора деятельности и инициативы; исключает отрицательные оценки деятельности детей и взрослых, создаёт для всех участников ситуации успеха.
Основной идеей деятельного подхода (А.Н.Леонтьев, А.А. Леотьев) является постулат: ребёнок активный строитель собственной жизни, а педагогика должна помочь ему стать самим собой. С этой точки зрения воспитание рассматривается как взаимодействие ребёнка и взрослого. Главный же педагогический закон, на который ориентируются педагога детского сада: воспитывать- значит организовывать деятельность детей, стимулировать их активность, Доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, вера в ребёнка- основа нашей воспитательной системы.
Компетентный подход (А.В.Хуторской) преследует цель научить жить в непростом реальном мире, выполняя практические задания. Необходимо формировать у дошкольника умение - планировать и выполнять поручения, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, понимать ценностность труда, ответственность.
Сочетание вышеназванных воспитательных подходов, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, в чём и заключается инновационность дизайн - проекта.
Для соблюдения сформулированных целей и задач важно так же соблюдать следующие принципы воспитания, обеспечивающие последовательность деятельности:
- Интерактивность - предполагает повышение активности педагога в профессиональной деятельности;
- Проективность - развитие профессионального самосознания, утверждение позиции педагога в деятельности. Современный педагог должен владеть навыками творческого решения практических задач, уметь выдвигать и реализовывать свои идеи;
- Рефлексивность - осмысление педагогом собственного педагогического опыта, воспитательной деятельности;
- Непрерывность и системность - целенаправленное взаимосвязанное сбалансированное взаимодействие всех направлений воспитательно-образовательного процесса.
Реализация дизайн - проекта предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей, их взаимную заинтересованность в результатах и активное участие в проектной деятельности.
Работа над дизайн - проектом проводилась по следующим направлениям:
- Культурно-просветительская деятельность: просвещение социума о деятельности детского сада, организация работы с семьями воспитанников;
- Инновационно - созидательная деятельность: занятие педагогами и родителями субъективной позиции, внесение в окружающую среду нового элемента культурного образца;
- Организационно - педагогическая деятельность: созидание и использование эко огорода как педагогического средства.
Реализация дизайн - проекта состояла из трёх этапов. На первом-диагностическом - этапе было проведено анкетирование педагогов с целью выявления затруднений и определения состояния работы по трудовому воспитанию. Результаты анализа полученные при рассмотрении анкет показали, что применяемые педагогами методы, как и формы образовательной деятельности по развитию трудолюбия у дошкольников, не отличались разнообразием. Также выяснилось, что воспитатели хотели бы повысить уровень компетентности по трудовому воспитанию. В качестве примера в приложении 1 представлена анкета для педагогов «Организация работы с детьми на огороде».
Диагностика, проведённая с детьми на этом этапе, выявила средний уровень формирования трудовых навыков у воспитанников МБДОУ. Результаты анкетирования родителей показали, что родители заинтересованы в трудовом воспитании своих детей. В качестве примера в приложении 2 представлена анкета для родителей «Трудолюбив ли ваш ребёнок?».
Второй – организационный - этап реализации дизайн - проекта предполагал повышение профессиональной компетентности воспитателей в области трудового воспитания. Для этого была предложена система методической работы с педагогами.
Третьим – практическим – этапом стала непосредственная работа по созданию эко огорода, которая предусматривала составление плана огорода, завоз удобрений, вспашку участков, распределение грядок по группам, оформление грядок и работу на них.
Каждой группе отведены свои грядки на огороде. Участок каждой группы оформлен творчески педагогами: бросовым материалом, берёзовым плетнём, декоративными фигурками, сказочными персонажами.
С целью обеспечения динамичного сотрудничества педагогов МБДОУ, воспитанников и их родителей, и подготовки рассады для эко огорода был организован смотр-конкурс «Огород на окне» (приложение 3).
На четвёртом – рефлексивном - этапе были обобщены материалы опыта педагогов и создан альбом «Есть у нас огород»
В качестве примера в приложении 4 представлен план мероприятий по реализации дизайн - проекта « Эко огород «У бабушки Лукерьи».
Разработанный дизайн-проект позволил достичь определённых результатов: разработаны методические материалы по трудовому воспитанию, альбом «Есть у нас огород», фотовыставки. Дизайн-проект не оставил никого равнодушным - он объединил профессиональные и личностные интересы педагогов МБДОУ, родителей и детей. Мы рады нашим результатам.
Анкета для педагогов
«Организация работы с детьми на огороде»
Уважаемые коллеги!
С целью организации эффективности работы с детьми на огороде и оказания при необходимости методической помощи просим вас ответить на вопросы анкеты.
Ф.И.О. педагога____________________________________________________________________
1. В какой группе вы работаете?_______________________________________________________
2.Считаете ли вы необходимым создание огорода на участке МБДОУ?_______________________
3.Считаете ли вы важным для развития детей работу на огороде?___________________________
4.Нравится ли вам работать вместе с детьми?____________________________________________
5.Планируете ли вы в календарных планах экспериментальную деятельность на огороде? _______
6.Какие формы образовательной деятельности с детьми вы используете?____________________
7Какими трудовыми навыками владеют ваши воспитанники?_____________________________
8.Как дети относятся к трудовым поручениям?_________________________________________
9.Как вы создаёте ситуацию успеха?___________________________________________________
10.Помогают ли родители воспитанников развивать трудолюбие у детей?__________________
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Полтавский детский сад «Родничок»»
Дизайн-проект
«Эко огород «У бабушки Лукерьи»»
Козинкина Т.Г.-педагог-логопед
Сугак В.В.- воспитатель
Шпан Н.Э.- воспитатель
Мильденберг М.В. –воспитатель
2014 г.
У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растёт
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, а воспитываются с раннего детства. Вне труда невозможно эстетическое, нравственное, физическое и полноценное умственное развитие. Поэтому во все времена главной заботой народов являлось воспитание трудом.
В современных условиях воспитание трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, особенно актуально, так же влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления, происходящие в природе привлекают детей красотой, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В рамках трудового воспитания процесс знакомства с окружающим должен быть направлен на приобретение ребёнком навыка истолкования своего опыта. Достигается это тем, что во время выполнения трудовых поручений дети учатся использовать полученные знания на практике, а решение проблемных творческих задач является основным способом осмысления мира. Не менее важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве и использовании в совместной с детьми деятельности может служить средством трудового воспитания.
В настоящее время в системе дошкольного образования выделяется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - эксперимент, занявший прочное место в работе с детьми в дошкольных учреждениях. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Так, в процессе экспериментирования воспитанники получают представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания. Кроме того, экспериментальная деятельность способствует обогащению памяти ребёнка, активизации мыслительных процессов, так как у него возникает необходимость осваивать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Как правило, планируя работу с воспитанниками на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ, педагоги недостаточно уделяли внимание трудовому воспитанию в целом, выяснилось, что не все педагоги отражают и, соответственно, отслеживают уровень трудолюбия каждого ребёнка. Серьёзным недостатком в работе являлось неэффективность взаимодействия педагогов с родителями, пассивность последних в процессе воспитания трудолюбия у детей. Необходимо было скорректировать деятельность воспитателей, обратив их внимание не только на воспитание трудолюбивых, нравственных, любящих родное село и готовых к преобразованию родного края дошкольников, но и вовлечение родителей в этот процесс.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Так же воспитанникам можно предложить дома тоже посадить некоторые культуры и наблюдать за их ростом.
Углубленному изучению выявленной проблемы способствовали заинтересованность педагогического коллектива и согласие родителей воспитанников МБДОУ оказывать поддержку в решении поставленных задач. Результатом объединения усилий всех участников образовательного процесса стала разработка дизайн - проекта «Эко огород «У бабушки Лукерьи».
Цель: создание личностно ориентированной, творчески развивающей образовательной среды, способствующей формированию у воспитателя нового педагогического мышления, направленного на развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей, формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Задачи:
- Создание мотивации для разработки воспитателями методического материала по трудовому воспитанию (конспектов образовательной деятельности, сценариев праздников, консультаций и рекомендаций для родителей);
- Повышение компетентности педагогов в новых подходах к воспитанию у детей трудолюбия, гражданственности, любви к окружающей природе;
- Организация эффективной совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей на основе принципов сотрудничества, партнёрства и взаимоуважения;
- Создание на участке МБДОУ «Эко огорода «У бабушки Лукерьи».
Дизайн-проект построен на следующих воспитательных подходах:
- личностно ориентированный,
- личностно деятельный,
- личностно компетентный.
Личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.И.Турчанинова, И.С. Якиманская) предусматривает равноправные позиции взрослого и ребёнка в процессе труда, предоставляет свободу выбора деятельности и инициативы; исключает отрицательные оценки деятельности детей и взрослых, создаёт для всех участников ситуации успеха.
Основной идеей деятельного подхода (А.Н.Леонтьев, А.А. Леотьев) является постулат: ребёнок активный строитель собственной жизни, а педагогика должна помочь ему стать самим собой. С этой точки зрения воспитание рассматривается как взаимодействие ребёнка и взрослого. Главный же педагогический закон, на который ориентируются педагога детского сада: воспитывать- значит организовывать деятельность детей, стимулировать их активность, Доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, вера в ребёнка- основа нашей воспитательной системы.
Компетентный подход (А.В.Хуторской) преследует цель научить жить в непростом реальном мире, выполняя практические задания. Необходимо формировать у дошкольника умение - планировать и выполнять поручения, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, понимать ценностность труда, ответственность.
Сочетание вышеназванных воспитательных подходов, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, в чём и заключается инновационность дизайн - проекта.
Для соблюдения сформулированных целей и задач важно так же соблюдать следующие принципы воспитания, обеспечивающие последовательность деятельности:
- Интерактивность - предполагает повышение активности педагога в профессиональной деятельности;
- Проективность - развитие профессионального самосознания, утверждение позиции педагога в деятельности. Современный педагог должен владеть навыками творческого решения практических задач, уметь выдвигать и реализовывать свои идеи;
- Рефлексивность - осмысление педагогом собственного педагогического опыта, воспитательной деятельности;
- Непрерывность и системность - целенаправленное взаимосвязанное сбалансированное взаимодействие всех направлений воспитательно-образовательного процесса.
Реализация дизайн - проекта предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей, их взаимную заинтересованность в результатах и активное участие в проектной деятельности.
Работа над дизайн - проектом проводилась по следующим направлениям:
- Культурно-просветительская деятельность: просвещение социума о деятельности детского сада, организация работы с семьями воспитанников;
- Инновационно - созидательная деятельность: занятие педагогами и родителями субъективной позиции, внесение в окружающую среду нового элемента культурного образца;
- Организационно - педагогическая деятельность: созидание и использование эко огорода как педагогического средства.
Реализация дизайн - проекта состояла из трёх этапов. На первом-диагностическом - этапе было проведено анкетирование педагогов с целью выявления затруднений и определения состояния работы по трудовому воспитанию. Результаты анализа полученные при рассмотрении анкет показали, что применяемые педагогами методы, как и формы образовательной деятельности по развитию трудолюбия у дошкольников, не отличались разнообразием. Также выяснилось, что воспитатели хотели бы повысить уровень компетентности по трудовому воспитанию. В качестве примера в приложении 1 представлена анкета для педагогов «Организация работы с детьми на огороде».
Диагностика, проведённая с детьми на этом этапе, выявила средний уровень формирования трудовых навыков у воспитанников МБДОУ. Результаты анкетирования родителей показали, что родители заинтересованы в трудовом воспитании своих детей. В качестве примера в приложении 2 представлена анкета для родителей «Трудолюбив ли ваш ребёнок?».
Второй – организационный - этап реализации дизайн - проекта предполагал повышение профессиональной компетентности воспитателей в области трудового воспитания. Для этого была предложена система методической работы с педагогами.
Третьим – практическим – этапом стала непосредственная работа по созданию эко огорода, которая предусматривала составление плана огорода, завоз удобрений, вспашку участков, распределение грядок по группам, оформление грядок и работу на них.
Каждой группе отведены свои грядки на огороде. Участок каждой группы оформлен творчески педагогами: бросовым материалом, берёзовым плетнём, декоративными фигурками, сказочными персонажами.
С целью обеспечения динамичного сотрудничества педагогов МБДОУ, воспитанников и их родителей, и подготовки рассады для эко огорода был организован смотр-конкурс «Огород на окне» (приложение 3).
На четвёртом – рефлексивном - этапе были обобщены материалы опыта педагогов и создан альбом «Есть у нас огород»
В качестве примера в приложении 4 представлен план мероприятий по реализации дизайн - проекта « Эко огород «У бабушки Лукерьи».
Разработанный дизайн-проект позволил достичь определённых результатов: разработаны методические материалы по трудовому воспитанию, альбом «Есть у нас огород», фотовыставки. Дизайн-проект не оставил никого равнодушным - он объединил профессиональные и личностные интересы педагогов МБДОУ, родителей и детей. Мы рады нашим результатам.
Анкета для педагогов
«Организация работы с детьми на огороде»
Уважаемые коллеги!
С целью организации эффективности работы с детьми на огороде и оказания при необходимости методической помощи просим вас ответить на вопросы анкеты.
Ф.И.О. педагога____________________________________________________________________
1. В какой группе вы работаете?_______________________________________________________
2.Считаете ли вы необходимым создание огорода на участке МБДОУ?_______________________
3.Считаете ли вы важным для развития детей работу на огороде?___________________________
4.Нравится ли вам работать вместе с детьми?____________________________________________
5.Планируете ли вы в календарных планах экспериментальную деятельность на огороде? _______
6.Какие формы образовательной деятельности с детьми вы используете?____________________
7Какими трудовыми навыками владеют ваши воспитанники?_____________________________
8.Как дети относятся к трудовым поручениям?_________________________________________
9.Как вы создаёте ситуацию успеха?___________________________________________________
10.Помогают ли родители воспитанников развивать трудолюбие у детей?__________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение В гости к бабушке Лукерье
Развлечение для детей младшего возраста на закрепление темы "Домашние животные"....

Конспект образовательной деятельности "Посиделки с бабушкой Лукерьей"
Занятие по устному народному творчеству для дошкольников подготовителной группы....

Занятие по рисованию "В гости в Дымково к бабушке Лукерье"
На занятии идет закрепление знаний детей об истории Дымковских игрушек, основных элементах и цветах, используемых в росписи....

Проект "В гостях у бабушки Лукерьи"
Цель и задачи проекта: через "погружение" в мир культуры русской бабушки- жительниц деревни и современной городской бабушки, предоставить ребенку возможность осознать себя в...

Мастер-класс "В гости к бабушке Лукерье" для родителей по развитию речи детей 5-6 лет
Мастер-класс -одна из форм работы с родителями. Выполняя задания логопеда рядом и вместе с детьми родители приобретают необходимые навыки обучения детей-логопатов....

Экологический проект «Огород у бабушки Лукерьи»
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослыми рассады и зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, продолжать воспитывать интер...