Конспект образовательной деятельности "Посиделки с бабушкой Лукерьей"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вытоптова Виктория Александровна

Занятие по устному народному творчеству для дошкольников подготовителной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Посиделки с бабушкой Лукерьей»

Цели: Систематизировать знания об устном народном творчестве:  потешках, небылицах, считалках; познакомить с новой докучной сказкой, развивать навыки практического использования фольклора; воспитывать интерес к устному народному творчеству; активизировать словарь детей

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам; атрибуты для оформления деревенской избы: скатерть, салфетки, вязаные коврики, сундук; кукла бабушка Лукерья.

Воспитатель приглашает ребят в группу.

Ребята, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Пригласила я вас сегодня на посиделки. Что такое посиделки, как вы думаете? (выслушивает ответы детей).

В старину бывало, соберется народ в избе, сидят, кто чай пьет, кто шьет, кто вяжет, кто сказки рассказывает. Это и были посиделки. Один начнет сказочную историю рассказывать, другой продолжит, третий свое добавит. Потом они эти истории придуманные сообща на посиделках, детям и внукам своим рассказывали. Так эти сказки и до нас дошли. А называют их народными. Почему? Какие народные сказки вы знаете?

Много сказок вы знаете! А я сегодня приготовила вам сюрприз: раздобыла для наших посиделок волшебный сундучок. Живет в нем бабушка Лукерья – хранительница русских народных сказок и других произведений устного народного творчества. А что это за произведения такие? Почему устное народное творчество так называют?  Устное  - потому что ничего никто не записывал, а передавали из уст в уста. Народное – потому, что народ придумывал. А творчество – потому, что сочиняли, то есть творили!  Давайте мы откроем сундучок, да познакомимся с бабушкой Лукерьей.

Ох, что-то сундучок не открывается. Видно, давно его не открывали петли поэтому заржавели. Кажется, я знаю секрет. Ведь в сундучке живет хранительница устного народного творчества, значит с его помощью мы и сможем сундучок открыть. Какие произведения устного народного творчества вы знаете? (ребята вспоминают) Что такое потешка? (Небольшие стихи, которыми тешили, развлекали детей).  Какие потешки вы помните.   Давайте расскажем потешку «Ой, ребята та-ра-ра».  

Попробуем сундучок открыть. Не открывается. Может небылицы нам помогут?  Расскажу я вам небылицу, а вы внимательно слушайте и  запоминайте что же в ней небывалого. (Чтение и обсуждение небылицы «Ехала деревня мимо мужика»).

Сундучок по-прежнему не открывается. Русский народ  не только сказки, потешки и небылицы складывал, но и загадки сочинять любил. Сейчас я вам загадки эти позагадываю.

Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине пусто.  (Барабан)

В году у дедушки четыре имени. ( Весна, Лето, Осень, Зима)

Никого не обижает,
А её все толкают.  (Дверь)

Но сундучок так и не открывается. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную хороводную игру «Со вьюном я хожу».  Водящего для игры выберем с помощью считалки. (Проводится игра).

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился

ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

        

Ребята, посмотрите,  сундучок-то открылся! Вот и наша бабушка Лукерья!

Здравствуйте, ребятушки. Уморилась я тут без дела. Спасибо, что помогли сундучок мой открыть. Я вам за это подарок приготовила, расскажу вам докучную сказку. Докучная сказка – это сказка в которой много раз повторяется оно и то же.

На горушке – избушка,

Живет в ней старушка.  

Сидит на печи, Жует калачи.

Вот она встала,

Из-за печи мочалу достала…

Хороша у старушки мочала!

Не начать ли сказочку сначала? (Повторяет несколько раз)

Спасибо вам ребятки за веселый разговор, мне пора в свой сундучок. Как захотите сказки послушать, меня зовите, до свидания.

Воспитатель подводит итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение В гости к бабушке Лукерье

Развлечение для детей младшего возраста на закрепление темы "Домашние животные"....

Занятие по рисованию "В гости в Дымково к бабушке Лукерье"

На занятии идет закрепление  знаний детей об истории  Дымковских игрушек, основных элементах и цветах, используемых в росписи....

"У бабушки Лукерьи"

Сценарий праздника....

Проект "В гостях у бабушки Лукерьи"

Цель и задачи проекта: через "погружение"  в мир культуры русской бабушки- жительниц деревни и современной городской бабушки,  предоставить ребенку возможность осознать себя в...

Мастер-класс "В гости к бабушке Лукерье" для родителей по развитию речи детей 5-6 лет

Мастер-класс -одна из форм работы с родителями. Выполняя задания логопеда рядом и вместе с детьми родители приобретают необходимые навыки обучения детей-логопатов....

Конспект образовательной деятельности "К бабушке в деревню"

Занятие, направленное на формирование фонематичского восприятия, закрепление обобщающих понятий, выработку правильной воздушной струи, развитию мелкой моторики рук....

Конспект образовательной деятельности "К бабушке в деревню"

Занятие, направленное на формирование фонематичского восприятия, закрепление обобщающих понятий, выработку правильной воздушной струи, развитию мелкой моторики рук....