Экологический проект «Огород у бабушки Лукерьи»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Назарова Елена Владимировна

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослыми рассады и зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, продолжать воспитывать интерес к миру растений.

Целевая группа: дети  группы, педагоги группы, родители.

Цель проекта: подготовка земли для посадки растений, посадка и оформление огорода, вызвать интерес и  потребность ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Экологический проект

           «Огород у бабушки Лукерьи»

     1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 5, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослыми рассады и зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, продолжать воспитывать интерес к миру растений.

Целевая группа: дети 5 группы, педагоги группы, родители.

Цель проекта: подготовка земли для посадки растений, посадка и оформление огорода, вызвать интерес и  потребность ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

•        Цикл познавательных занятий  по изучению культурных и декоративных растений.

•        Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Продолжительность проекта: 1,5 месяца

      2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.  Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».                                                                       Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.                                                                                

 Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями и за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.      Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Поэтому важно давать детям  представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности уже достаточно развит.  Но чтобы они могли удовлетворить детскую любознательность, мы создали среду для её удовлетворения. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из  семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

     3. Цели проекта

Цель проекта: продолжать развивать у детей потребности ухода за огородными  и декоративными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

•        Закреплять у детей знания о росте и потребности растений;

•        Формировать умения наблюдать, терпеливо и трепетно ухаживать за огородными  и декоративными культурами;

•        Учить ребенка оформлять результаты наблюдений;

•        Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

•        Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

•        Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

       4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

•        Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

•        Составление плана работы над проектом.

•        Сбор материала необходимого для реализации проекта.

•        Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

•        Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

•        Рассматривание иллюстраций и видео материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

•        Сбор необходимого материала для создания огорода и альпийской горки.

•        Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

•        Беседа с детьми познавательного характера.

•        Организация предметно – развивающей среды по теме.

•        Подготовка информации для родительских уголков.

•        Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

•        Подготовка земли к посадке.

•        Посадка семян в землю.

•        Уход за растениями.

•        Выполнение заданий самостоятельных наблюдений.

•        Игровая, двигательная деятельность.

•        Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

•        Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

•        Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

•        Просмотр фильмов о растениях.

•        Сбор коллекций семян.

•        Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах и культурных растений.

•        Труд в огороде у Лукерьи.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

•        Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

•        Представление опыта.

Деятельность детей:

•        Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

•        Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

•        Ознакомление педагогов  с удачно выполненной работой.

•        Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

•        «Что такое «Огород на окне»,

•        «У Луки и Лукерьи»,

•        «Растения – это жизнь»,

•        «Семена»,

•        «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

•        «Строение растений»,

•        «Рост и развитие растений»,

•        «Земля, какая она?»,

•        «Вода и росток»,

•        «Солнце и росток»,

•        «Проращивание семян»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

•        Отбор и посев семян.

•        Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Экологические занятия по темам: «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».

5. Игровая деятельность:

•        Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

•        Настольная игра «Парные картинки», лото «Овощи».

•        Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

•        Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

•        Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

•        Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых всходов.

•        Рисование «Лук от всех недуг»

•        Лепка «Овощи большие и маленькие»,

•        Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

7. Речь и речевое общение.

•        Чтение сказок: «Как рубашка в поле выросла», «Вершки и корешки», «Пых»,

•        Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

•        Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

•        Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Оформление альбома «Наш первый огород».

9. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, проектор, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур и уходом за ними.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

      5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

 1) Подготовитель-ный

         1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде у бабки Лукерьи»        

 2) Основной

         1. Рассматривание семян (укропа, кресс салата, салата листового жёлтого берлинского, мелиссы, моркови и фасоли) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

•        подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

•        оформление огорода и альпийской горки на окне;

•        Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией рисунков и схем.

3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.        

     3) Заключительный

         1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3. Презентация проекта «Огород у бабушки Лукерьи» в заключении конкурса.

4. Изготовление стенгазеты «Наши зимне-весенние будни в детском саду»          6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, фасоль, кресс салат, морковь и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать интересные выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих  группах учитывая  возраст детей, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 

                                         :                                    

                            Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Огород на подоконнике"

Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности....

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...

Экологический проект «Огород на подоконнике». Тема: «Мы сажали огород» (Вторая младшая группа «Ромашки»)

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недост...

«Экологическое воспитание детей в средней группе» Экологический проект «Огород на подоконнике»

Содержание1.Актуальность проблемы.2.Цель3.Задачи4.Ожидаемые результаты5.Этапы работы6.Этапы реализации7. Полученные результаты8. Выводы.9. Литература.Проект: краткосрочный.Вид проекта:...