Развитие речи у детей в младшем возрасте
статья (младшая группа) на тему
Статья посвящена причинам возникновения нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации родителям, которые помогут им развивать речь своего малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nechay_statya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
По данным международной организации Юнеско в России третье место (около 20%) занимает проблема нарушения речи у детей дошкольного возраста. С одной стороны «бить тревогу» не стоит, так как это дети трех лет и речь может стабилизироваться. Но, тем не менее, это проблема. Нарушение речи частое явление, как у детей, так и у взрослых. Причин много: аномалия течения беременности и родов; поражение слуховых органов; отставание в психическом развитии; наследственность и факторы социального характера; нарушение функций артикуляционного аппарата. Задача педагога-дошкольника – вовремя увидеть, объяснить, подсказать родителям, которые не всегда видят эту проблему, так как считают, что ребенок еще мал, «не выговорился». Но, тем не менее, словарный запас малыша к трем годам должен составлять: 250-700 слов. Ребенок может использовать в предложении простые предлоги и союзы «потому что», «если», «когда»; понимать прочитанные короткие рассказы, сказки. Мы проводим беседу с родителями, дети которых далеки от возрастных физиологических норм развития. На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у ребенка трех лет, необходимо проконсультироваться у таких специалистов, как логопед, психолог, невролог, отоларинголог.
Как повлиять на развитие речи у ребенка? Что делать? Начнем с самого важного:
1. Необходимо разговаривать с ребенком, даже если диалог пока невозможен.
2. Говорить с ребенком «взрослым» языком, называть собаку собакой, а не «гав-гав», машину – машиной, а не «би-би» и т.д..
3. Многократно повторять и не боятся этого, больше задавать вопросов, стараться вести диалог.
4. Чаще и больше читать, особенно сказки перед сном. И не один раз, а одну и туже сказку многократно. Только так ребенок способен больше запомнить, потому что с первого раза, в силу своего возраста, он не может этого осилить.
5. Не надо с ребенком сюсюкать и лепетать ему уже три года, он должен правильно запоминать и называть слова, предметы.
Развитие речи у малыша начинается с рождения при первом контакте с мамой. И от того, насколько у родителей и ближайшего окружения развит словарный запас, зависит интенсивность полноценного общения с ребенком.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода, который отличается от занятий с дошкольником своим объемом, содержанием и приемами проведения занятий. Видя проблему, нарушения речи, мы перед каждым занятием проводим с детьми комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, которая по нашему мнению, идет таким детям только на пользу. Артикуляционная гимнастика задействует все группы мышц речевого аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Многие упражнения даются детям нелегко, но дети учатся, смотрят на воспитателя, друг на друга. Детям очень нравится, доставляет радость. И за короткое время, уже видна положительная динамика. Название и проведение этих упражнений можно посмотреть в интернете или логопедических пособиях. Например, «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Шарики», «Футбол», «Часики», «Лошадка», «Качели», «Худышка», «Толстушка» и другие. Такие упражнения мы рекомендуем использовать и в семье.
Но артикуляционная гимнастика не единственный способ решения данной проблемы. Необходимо в комплексе использовать:
1. Чистоговорки, которые уже к трем годам помогут правильно произносить гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы] и согласные звуки [М], [Н], [П], [Б], [Т], [Д], [К], [Г], [Ф], [В].
2. А также необходимо развивать мелкую моторику. Например, мы проводим пальчиковую гимнастику, которая положительно влияет на развитие речи в сопровождение со стихами («Капуста», «Тук-тук», «Замок», «Ладошки», «Коза рогатая», «Водичка»).
3. Необходимо развивать речевое дыхание (на выдохе произносим звуки). Например, «Насос», «Шарик», «Поймай комара».
Но, выполнение всех этих упражнений и комплексов с воспитателем не заменяет полноценного занятия с учителем-логопедом (в случае с тяжелыми нарушением речи). Именно этот специалист сможет оказать квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звуков. Однако и семья должна активно участвовать в этом, так как воспитатель является лишь помощником в этом процессе. Взаимосвязь с семьей, педагогом, медицинским работником (речевой аппарат – это, как правило, нарушения по медицинским показателям), логопедом, дает результат. И чем раньше заняться этой проблемой, тем быстрее будет грамотно сформирована связная речь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»//Издательство: «АСТ»
2. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики у детей от двух до трех лет» – М.: Мозайка-синтез, 2004 г.
3. Янушко Е.А. «Логопедические занятия с неговорящими детьми двух – трех лет//Высчитывание и обучение детей с нарушением развития – 2004 г.– №6
4. Абрамова Л.П. «Пальчиковые игры» – М.: Карапуз, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей группы младшего возраста на тему: «Осень, осень в гости просим. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей группы младшего возраста...
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...