Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста
материал по развитию речи (младшая группа)
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей дошкольного младшего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста
Памукчу Я.А.
«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Инновационные технологии, которые мы применяем в практике – технология пальчиковой и артикуляционной гимнастик, сказкотерапия (различные виды театров, игровые технологии (игры на развитие речевого дыхания, подвижные и хороводные игры с текстом, дидактические игры (игры с предметами; настольно-печатные; словесные игры).
В работе с детьми по речевому развитию в ДОУ используюем следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику.
Остановимся на широко используемой технологии педагогами нашего дошкольного учреждения – мнемотехника. Организуем и другие виды деятельности дошкольников: для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками, при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла. Например, тема «Животные»: внешний вид (части тела); место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных); чем питается; как зовут детёныша; какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных); в каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал.
Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.
Мы используем мнемотаблицы, как дидактический материал в работе по развитию связной речи детей (для обогащения словарного запаса, при пересказывании сказок, при заучивании стихов и потешек).
Работу по развитию речи начинаем с мнемодорожек, а позже переходим и к мнемотаблицам. Усложняем картинки – изображаем персонаж в графическом виде.
Примером мнемотехники являются таблицы (алгоритмы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание подбираем картинку или изображение с помощью компьютера. Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть цветными для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что цыплята — желтого цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и т. п. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворение.
2. Повторное чтение стихотворения, но с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы детям по содержанию стихотворения.
4. Беседа по выяснению, какие слова непонятны ребенку, объяснение их значение в доступной для ребенка форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения, ребенок повторяет с опорой на мнемодорожку (мнемотаблицу).
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемодорожку (мнемотаблицу).
Детям раннего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.
Этапы работы с мнемотаблицей при пересказе.
1. Чтение текста.
2. Рассматривание таблицы и то, что на ней изображено.
3. Преобразование графического изображения в образы.
4. Пересказывание текста с опорой на таблицу.
5. Совместный пересказ с опорой на таблицу.
Уверены, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше разовьется связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.
В презентации даны образцы мнемодорожек и мнемотаблиц для распечатки.
Литература: Барсукова Е. Л.. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5. — С 18–23. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 18.01.2022).
Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 96 с. Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с. Сваткова Л. А. Опыт использования мнемотехники в развитии дошкольников. — Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/3794-ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki-pri-oznakomlenii-doshkolnikov-s-mirom-professij.html
Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 654–657. Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....
«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей»
laquo;Использование технологии мнемотехники в развитии речи у детей» В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи...
«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»
В данном материале дана подробная информация о работе с мнемодорожками и мнемотаблицами. Информация будет полезна как для педагогов, так и для родителей....
Презентация "Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."
Использование технологии мнемотехникив развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Выступление на ГМО «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»
материал для педагогов...
«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего и среднего возраста»
Подготовила: воспитатель высшей категории средней группы Иванова Т.Ю....