Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кожикина Ирина Владимировна

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»

(МАДОУ «Детский сад № 37»)

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

(рамках НОД образовательная область

«Речевое развитие»)

Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Разработал:

воспитатель

Кожикина И.В.

г. Нижний Новгород

2021г.

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации.

Программные задачи:

Обучающие:

-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Развивающие:

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

Воспитательные: 

- воспитывать уважение к зрителям, любовь к природе, к окружающему миру;

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие;  

Занятие интегрированное: развитие речи с театрализованной деятельностью;

Активизация словаря: театр, артисты, актёры, билеты, спектакль, контролер, зрители, костюмер, гримёр, кассир.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о героях сказки В. Сутеева «Под грибом». Игры на звукоподражание.

Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы, лягушки.

Чтение художественно литературы: Чтение сказок «Под грибом», «Лисичка сестричка», «Лиса и заяц».

Оборудование:

Декорация  лесной полянки, оформление полянки грибами и цветами, фонограмма шум леса, дождя, грома, музыкальное сопровождение.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, художественное слово, инсценировка.

Костюмы: шапочки: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки, гриба, белочки.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Под песню «Улыбка» ребята входят в зал

Добрый день мои друзья!

Вас снова видеть рада я!

Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся: «Здравствуйте!» скажите,

Игра-приветствие «Хоровод настроения»

У меня хорошее настроение. Я могу поделиться им с вами, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются.

- Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше! Спасибо мои маленькие друзья!

(присаживайтесь)

2.Основная часть:

Проблемная ситуация

Раздается стук в дверь и почтальон приносит письмо.

Воспитатель: Ребята, что это? (письмо)

- От кого же оно, давайте посмотрим, что в нем (открывают конверт и читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок – Лесовичок. Я живу в лесу, и хотя живу с лесными жителями, что-то я заскучал. А у вас в детском саду, наверное, очень весело. Вы играете, песни поёте, отгадывает загадкирассказываете сказки. Ребята, развеселите меня, расскажите мне и моим лесным жителям интересную сказку. Чтобы вы не заблудились и попали ко мне в лес, скажите волшебные слова: Топни, хлопни, вокруг себя обернись,

в волшебном лесу окажись! До встречи! Старичок - Лесовичок»

-Поможем Старичку- Лесовичку?

- Что он нас попросил нас сделать? (рассказать сказку)

-А какую сказку, мы узнаем если отгадаем загадки и выполним все его задания.

Загадки:

1. Тащит груз больше себя,

    Он в трудах день изо дня.

    Хоть и мал он сам собой,

    Домик строит он большой. (Муравей)

2. Яркая, нарядная, легкая, приятная,

    На траву садится, в цветочек превратится.

    А на цветочек сядет, крылышки расправит,

    Нектаром голод утолит,

    Вспорхнет и дальше полетит. (Бабочка)

3. В домах, полях я проживаю,

    В полах я дырки прогрызаю.

    Запасы впрок я создаю,

    Вот только кошек не люблю! (Мышка)

4. Скачет между голубей,

    Крошки подбирает.

    Хоть и маленький совсем,

    Но его все знают.  (Воробей)

5. Прыг – сок, прыг – скок,

    Побежал пушной зверек.

    Ушки к спинке он прижал,

    Хвостик маленький поджал,

    В беге, видно чемпион,

    Вы узнали, кто же он? (Зайка)

6. Под березою в лесу,

    Рыжий хвост торчит в снегу,

    Эта рыжая плутовка,

    Заметает след свой ловко. (Лиса)

7. На выкате глазки,

    Встречается в сказке,

    Из икринок вылупляется,

    Насекомыми питается.

    Кто это? (Лягушка)

-Задание(назвав отгадку, дети должны сказать: сколько слогов в данном слове и какай первый звук в слове они слышат)

(Например: лягушка- три слога и первый звук л)

-Ребята, вы догадались из какой сказки эти герои?

(сказка В.Сутеева «Под грибом»).

Предложить детям вспомнить сказку. В какое время года происходит действие в сказке?

-Игра «Опиши героя этой сказки»

Муравей (маленький, сильный, трудолюбивый), бабочка( красивая, яркая, разноцветная, легкая), мышка (маленькая, серая, полевая, юркая),зайчик (зимой –белый, а летом –серый, трусливый, длинноухий); лиса ( рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.), лягушка (зеленая, скользкая, прыгучая).

Воспитатель: Ребята, в театре обычно ставят спектакли, а как вы думаете, кто играет в этих спектаклях?

Дети: В спектаклях играют актеры.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете,  кто смотрит спектакли в театре?

Дети: Спектакли смотрят зрители.

Воспитатель: Правильно, в театре смотрят спектакли зрители, давайте еще раз все вместе скажем «зрители».

Воспитатель: Ребята, А чтобы пройти в театр, что  нам необходимо купить?

Дети: Чтобы пройти в театр, надо купить билеты.

Воспитатель: А вы знаете, где продают билеты?

Дети: Билеты продают в кассе.

Воспитатель: Правильно, а продает билеты кассир. Давайте повторим, «кассир».

А кому мы отдаем билеты, когда заходим в театр? (ответы детей)

Воспитатель: Билеты мы отдаем  контролеру. Но еще в театре работают люди других профессий. Вот например костюмы готовит актерам костюмер, а гримирует актеров перед спектаклем гример.

Задание: «Произнеси скороговорку»

Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?

(Чтобы было понятно зрителям)

А теперь послушайте скороговорку:

«От топота копыт, пыль по полю лежит».

А теперь я предлагаю произнести скороговорку с заданием.

  1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.
  2. Громко и тихо.
  3. Первую часть скороговорки произносят мальчики, а вторую девочки.

- Ребята, мы с вами отправляемся в волшебный лес.

Давайте произнесем волшебные слова: Топни, хлопни, вокруг себя обернись,

в волшебном лесу окажись!

Музыкальная запись «Звуки леса»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель: Правильно в лес, но это самый настоящий сказочный лес, какие красивые здесь деревья, весь лес в цветах, а еще какая красивая в лесу грибная полянка.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет, что же там случилось, давайте посмотрим?

(Из-за дерева выходит белочка и плачет).

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Это белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Белочка!

Воспитатель: Белочка, что с тобой случилось, почему ты грустная и плачешь?

Белочка: Я вдруг уронила шишку. Шишка стукнула зайчишку.

                А теперь на лбу зайчишки, выросла большая шишка.

Воспитатель: Не расстраивайся, Белочка. Ты попросила у Зайки прощения?

Белочка: Конечно, но мне все равно грустно.

Воспитатель: А вот чтобы, ты, не грустила, потанцуй с ребятами.

Физкультминутка: танец на лесной полянке (звериробика).

Воспитатель: Белочка, мы пришли в гости к Лесовичку. Ты не знаешь где он?

Белочка: Конечно знаю, сейчас я его позову.

Выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята, какие вы молодцы, выполнили все мои задания. Надеюсь, вы, мне покажите сказку. Но, чтобы нам попасть в сказку надо сказать волшебные слова. И, так, раз, два, три повернись, в сказке очутись.(Дети одевают маски героев сказки, которые заранее приготовлены. В это время звучит музыка «В гостях у сказки»).

Драматизация сказки «Под грибом»

Рассказчик:  Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей: Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Рассказчик: Пустил Муравей Бабочку под грибок. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

 Рассказчик:  А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко!

Рассказчик: Потеснились - пустили Мышку под грибок. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

Рассказчик: А дождь всё льёт и не перестаёт.  Мимо гриба Воробей скачет и плачет.

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Муравей: Ладно.

Рассказчик: Подвинулись - нашлось и Воробью место. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

Рассказчик: Вдруг Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится.

Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Рассказчик: Только спрятали Зайца - Лиса прибежала и спрашивает:

Лиса: Зайца не видели?

Все: Нет не видели.

Рассказчик: Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Муравей: Да, где ему тут спрятаться?

Рассказчик: Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!

Рассказчик: Засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Лягушка: Эх, вы! Гриб-то вырос. Вот вам места и хватило.

Рассказчик: Артисты наши молодцы! Похлопаем им от души.

3.Заключительная часть.

Воспитатель:

Торопитесь друзья

Возвращаться нам пора.

Много с вами повидали

В сказку дружно поиграли.

А теперь детвора

В садик возвращаться нам пора…

Давайте, попрощаемся с Лесовичком.

Топни, хлопни, вокруг себя обернись,

в детском саду окажись!

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, а как ,вы, думаете, какие были герои в сказке?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)      

Воспитатель:  Актерами какой сказки вы сегодня были? (Ответы детей)    

Воспитатель: Вы сегодня все большие молодцы, а сейчас, давайте попрощаемся  с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная".

Закрепить знания детей об обобщающем понятие "одежда".Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам.Воспитывать интерес....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Экологическая игра - путешествие"

Система занятий игр - путешествий, как средство социализации и коррекции речи детей дошкольного возраста. Проблема становления социализированности и коррекции речевого развития является АКТУАЛЬНОЙ для...