Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
консультация (младшая группа) на тему
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желаниеиповторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общихиграх. Без считалочки не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: "Аты-баты, шли солдаты..." Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_v_razvitii_rebenka_-_doshkolnika.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание и повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалочки не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: "Аты-баты, шли солдаты..." Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие "небывальщины и несказальщины"
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание - движущая сила в развитии ребенка!
Предлагаем варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома.
Использование фольклора в режимных моментах
Умывание
Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
**********
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Не кусался зубок.
**********
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***********
Чистая водичка умоет
Саше личико,
Анечке - ладошки,
Пальчики - Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: "Где у нас личико? Где носик и ротик?" Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
**********
Уж я косу заплету,
Уж я косу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,
Вкусную,, пушистую, мягкую, душистую.
**********
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка за капусту, мышка-за корку,
А детки - за молоко.
Пейте, детки, молоко - будете здоровы!
**********
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет -
Забодает, забодает.
**********
Во время игр
Киска брысь, киска брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
**********
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
**********
У Аленки в гостях
Два Цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова - в юбке,
В теплом полушубке.
Выход на прогулку
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет-
Мы пойдем в сапожках.
**********
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
**********
1,2,3,4,5,
Собираемся гулять!
Во время прогулки
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
**********
- Сосна, сосна, от чего красна?
- От того красна, что под солнцем росла!
**********
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей,
Не клюй песок,
Не тупи носок!
**********
- Жук, жук, где твой дом?
- Мой дом под кустом.
Ехали бояре -
Мой дом растоптали.
**********
Солнышко - ведрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще малых ребят!
**********
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
**********
Ой, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
**********
Котя, котенька, коток,
Котя - серенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
После сна
Петушок, петушок -
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шолкова бородушка, что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
**********
Рано солнышко встает,
На зарядку всех завет.
Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки-
Для тебя потешки.
**********
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
Считалки
1,2,3,4,5,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка поводи!
**********
Шла кукушка мимо леса -
За каким-то интересом,
Инти - инти - интерес,
Выходи на букву "С".
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он помогает решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и математики с использованием фольклора. Мама и ребенок.
(...
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...
Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника
планирование с сентября по май...
Использование фольклора в развитии речи дошкольников
Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...
Презентация на тему «Использование фольклора в развитии ребёнка-дошкольника»
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как прояв...
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника» Дошкольному возраст...