Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
материал (младшая группа) на тему
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Дети осваивают родной язык, подражая речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители, ставя задачу развития речи ребенка. Назову наиболее типичные:
- Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
- Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
- Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа).
- Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, рассказов, пословиц, поговорок и т.д. Читайте малышу с раннего возраста, при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Позвольте ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.
Колыбельные, потешки, прибаутки, пословицы и загадки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: коза, козонька; кот, котик, коток, котя, котенька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений делает освоение речи наиболее успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
…уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуёшь меча, не вырежешь ложки.
Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных.
А как выразительна и многоцветна речь сказочников! В сказке «Колобок» лиса говорит: «Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок!» «в последний разок!» - это означает ещё раз, но это именно «в последний»: колобку больше не петь. Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребёнку, по каким- то причинам, лишенному в детстве возможности слушать русские народные сказки, трудно будет почувствовать красоту родного языка; нелегко ему будет подобрать точные слова и правильно строить предложения. Ведь сочетания слов в сказках так продуманы, что только остаётся вздохнуть: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Более того, чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И, когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзываются в его поступках.
Педагогам в школе приходится встречаться с такой проблемой, когда ребенок не чувствует ритма стихотворения и поэтому никак не может его запомнить. Может быть, в детстве ему просто не хватило правильно исполненной «Курочки Рябы»? Ведь её звучание это мир родного языка. Разбитая на строки в соответствии с ритмом и интонацией, сказка эта представляет самое настоящее стихотворение, местами даже рифмованное. Дети, как правило, и запоминают этот ритмический рисунок, иногда не понимая отдельных слов. Первые четыре строчки – зачин, спокойный, повествовательный. Дальше – завязка, когда говорится «Да не простое, а золотое». Союзы «да», «а» подготавливают значительность того, что мы сейчас услышим. Потом идут забавные, потешные приговорки: «Бил – бил – не разбил. Била – била – не разбила» и, наконец смена ритма, длинное, трехсложное слово «раз – би – лось». В нём очевидно слышится беда, и следующие строчки – это сплошное всхлипыванье и хлюпанье носом: «Плачет дед, плачет баба…» Но хотя золотое яичко разбито и утеряно безвозвратно (разумная курочка не обещает его вновь снести), сама интонация слов курочки рябы неторопливая, ласковая, как будто по головке гладит обоих – несёт утешение. Двух – трёхлетнему малышу ясно: сказка кончилась хорошо.
А чего стоит замечательное перечисление в сказке «Репка», похожее на считалочку или скороговорку. В самих суффиксах «чк», «к» звучит что-то весёлое, озорное, плясовое, которое завершается протяжным, широким, с подчёркнутыми ударениями: «тя-а-а-а-нут – поя-а-а-нут», передающим усиление всей этой многочисленной компании.
Мелодии русского фольклора – это и Гоголь, и Некрасов, и Островский, и Лесков, и Блок, и Платонов, и Бажов, и, конечно, Пушкин – не только в своих сказках, но и в прозе и стихах они подчинены тому же дыханию, тому же музыкальному ритму.
Предварительный просмотр:
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Дети осваивают родной язык, подражая речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители, ставя задачу развития речи ребенка. Назову наиболее типичные:
- Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).
- Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
- Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
- Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа).
- Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, рассказов, пословиц, поговорок и т.д. Читайте малышу с раннего возраста, при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Позвольте ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.
Колыбельные, потешки, прибаутки, пословицы и загадки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: коза, козонька; кот, котик, коток, котя, котенька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений делает освоение речи наиболее успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
…уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуёшь меча, не вырежешь ложки.
Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных.
А как выразительна и многоцветна речь сказочников! В сказке «Колобок» лиса говорит: «Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок!» «в последний разок!» - это означает ещё раз, но это именно «в последний»: колобку больше не петь. Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребёнку, по каким- то причинам, лишенному в детстве возможности слушать русские народные сказки, трудно будет почувствовать красоту родного языка; нелегко ему будет подобрать точные слова и правильно строить предложения. Ведь сочетания слов в сказках так продуманы, что только остаётся вздохнуть: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Более того, чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И, когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзываются в его поступках.
Педагогам в школе приходится встречаться с такой проблемой, когда ребенок не чувствует ритма стихотворения и поэтому никак не может его запомнить. Может быть, в детстве ему просто не хватило правильно исполненной «Курочки Рябы»? Ведь её звучание это мир родного языка. Разбитая на строки в соответствии с ритмом и интонацией, сказка эта представляет самое настоящее стихотворение, местами даже рифмованное. Дети, как правило, и запоминают этот ритмический рисунок, иногда не понимая отдельных слов. Первые четыре строчки – зачин, спокойный, повествовательный. Дальше – завязка, когда говорится «Да не простое, а золотое». Союзы «да», «а» подготавливают значительность того, что мы сейчас услышим. Потом идут забавные, потешные приговорки: «Бил – бил – не разбил. Била – била – не разбила» и, наконец смена ритма, длинное, трехсложное слово «раз – би – лось». В нём очевидно слышится беда, и следующие строчки – это сплошное всхлипыванье и хлюпанье носом: «Плачет дед, плачет баба…» Но хотя золотое яичко разбито и утеряно безвозвратно (разумная курочка не обещает его вновь снести), сама интонация слов курочки рябы неторопливая, ласковая, как будто по головке гладит обоих – несёт утешение. Двух – трёхлетнему малышу ясно: сказка кончилась хорошо.
А чего стоит замечательное перечисление в сказке «Репка», похожее на считалочку или скороговорку. В самих суффиксах «чк», «к» звучит что-то весёлое, озорное, плясовое, которое завершается протяжным, широким, с подчёркнутыми ударениями: «тя-а-а-а-нут – поя-а-а-нут», передающим усиление всей этой многочисленной компании.
Мелодии русского фольклора – это и Гоголь, и Некрасов, и Островский, и Лесков, и Блок, и Платонов, и Бажов, и, конечно, Пушкин – не только в своих сказках, но и в прозе и стихах они подчинены тому же дыханию, тому же музыкальному ритму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Значение фольклора в развитии речи младших дошкольников"
Консультация предназначена для родителей младшей группы, которая знакомит с разновидностями фольклорных произведений....
Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.
Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....
Роль малого фольклора в развитии речи младшего дошкольника.
Выступление на семинаре для педпгогов...
Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".
Малые жанры фольклора – это небольшие по объему фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем речи детей с живописью ,образность...
Презентация «Влияние фольклора на развитие речи младших дошкольников».
О роли фольклора и его влиянии на развитие речи младших дошкольников....
Презентация к семинару для родителей "Использование фольклора в развитии речи младших школьников"
Материал подготовлен для родителей детей младших и средних групп общеобразовательного детского сада....