Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
1 неделя | 1. Наша Родина – Россия. - где жили наши предки? - как образовалось государ- ство – Русь? - как боролись с врагами? 2. Развивать у детей интерес к народным традициям Знакомство со старинным названием сентября – хмурень, ревун | Пословица «Сам погибай, а Родину защищай» Загадка о сентябре | Фотоальбом с видами природы иллюстрации | Журнал «Дошкольное воспитание», № 12, 1997 |
2 неделя | Знакомство с приметами сентября - холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд; - гуси летят – зиму на хвосте тащат | Загадки об овощах и фруктах | Картинки с изображением овощей | Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» |
3 неделя | 1. Знакомство с русским бытом - где жили русские люди? - что было в избе? - как назывались предметы быта? 2. 17 сентября - Луков день Рассказ о пользе лука. Предложить детям посадить лук | Загадки о предметах русского быта Поговорки: «Лук от семи недуг», «Лук да баня всё правят»; загадка о луке | Иллюстрации или подлинные предметы | |
4 неделя | 23 сентября – Пётр и Павел – рябинники (рассказ о народном поверии) Развлечение «Рябины России» | Журнал «Дошкольное воспитание» |
ОКТЯБРЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
1 неделя | Знакомство со старинным названием –грязник, желтень. 1 октября – Арина – журавлиный лет. 2 октября – зосима – заступник пчел. | Народные приметы. Подвижная игра «Перелёт птиц» Загадки об овощах и фруктах | Фотоальбом с видами природы иллюстрации | Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки |
2 неделя | Беседа охлебе - как выращивают хлеб? - кто трудится на полях? - как хлеб на стол «пришёл»? | Пословицы: Хлеб – всему голова. Не красна изба углами, красна пирогами. Р.н.песня «Что везёшь, лошадка, на возу?» | Иллюстрации о людях, выращивающих хлеб, о мельниках, о пекарях | |
3 неделя | Знакомство детей с частушками (сообщить, что русские люди издавна любили веселиться – петь песни, танцевать, а также подшучивать друг над другом в коротеньких припевках - частушках) Развлечение «Закружись, наш хоровод!» | Дети исполняют знакомые частушки Р.н.песня «Выйду ль я на реченьку» | Показ картинок с изображением пляшущих людей, просмотр презентации | «Гармошечка-говорушечка» |
4 неделя | Знакомство с русским народным костюмом – мужским и женским: - повседневная одежда; - праздничная одежда | Потешка «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька…» | Иллюстрации, куклы в р.н.костюмах |
НОЯБРЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием –листогной,полузимник 2. Льняные смотрины - как на Руси назывался день, когда мнут и треплют лён?(льнянуха, льняницы) - как назывался ткацкий станок?(кросна) - как отбеливали холсты? | Народные приметы. Подвижная игра «Холсты» Пословицы, поговорки о труде. Р.Н.песня «В тёмном лесе…» | Иллюстрации Предметы из льна | |
2 неделя | 12 ноября – народный праздник Зиновий – синичник (прилетают зимующие птицы) Дидактическая игра «Птицы на кормушках» | Народные приметы, связанные с птицами. Загадки о птицах | Иллюстрации с изображением зимующих птиц | Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки |
3 неделя | Развлечение «Родина наша – колыбель героев» | Былины о русских богатырях | Показ картинок с изображением оружия Картина Васнецова «Три богатыря» | Журнал «Дошкольное воспитание», № 12, 1997 |
4 неделя | Вечер загадок о животных – диких и домашних. - какие знаете сказки о животных? - какими чаще бывают волк, лиса, заяц, медведь? Инсценирование сказки «Колосок» | Загадки о животных Пословица «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» | Иллюстрации с изображением различных животных Костюмы персонажей | Хрестоматия для маленьких Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» |
ДЕКАБРЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием –студень 2. Знакомство с приметами 7 декабря – Катерина-санница (удалой праздник, когда мал и велик сходились на обновление белого пути) | Народные приметы. Подвижная игра «Два Мороза» Считалки | Иллюстрации | «Подвижные игры в детском саду» |
2 неделя | 14 декабря – народный праздник Наум – грамотник (с этого дня начинали учить грамоте) Развлечение «Вечер славянской письменности» | Загадки о книге Пословицы: Чтение – вот лучшее учение. Ученье – свет, а неученье – тьма. | Журнал «Дошкольное воспитание», № 5, 1998 | |
3 неделя | Рассказ воспитателя о традициях празднования Нового года в разных странах. Развлечение «Деревенские посиделки» | Небылицы, частушки, пословицы Р.н. песня «Блины» | ||
4 неделя | Вечер загадок о зиме, зимних месяцах, явлениях природы. | Загадки | Иллюстрации с изображением отгадок | «Пословицы, поговорки, загадки» - М., «Современник», 1986 |
ЯНВАРЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием –просинец 2. Знакомство с народными приметами 3.Рождество | Народные приметы. Калядки, скороговорки | ||
2 неделя | Развлечение «Весела была беседа» | Р.н.песни «Ай, тари-тари-тари…», «Как у нашей Дуни» Частушки Инсценировка р.н.сказки «Кораблик» | Атрибуты: бусы, ложки, серьги и т.д. Маски-шапочки животных |
|
3 неделя | День рождения | Загадки, поговорки о дружбе, считалки Р.н.игра «Каравай» Р.н.песня «Жил у бабушки козёл» | В гости к детям приходят почтальон Печкин и кот Матроскин | |
4 неделя | Пословица не даром молвится… - что такое пословица? - кто её придумал? - значение (она помогает коротко и точно охарактеризовать кого-то или что-то) | Пословицы, знакомые детям | Дидактическая игра «Найди картинку» | В.И.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки» |
ФЕВРАЛЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием - снежень 2. Знакомство с народными приметами (Гром в феврале – к сильным ветрам. Воздух над лесом посинел – к теплу.) | Загадки Пословицы: Февраль сшибает рог зиме. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый. | Иллюстрации | «Четыре времени года» |
2 неделя | Предметы русского быта - знакомство детей с крестьянской избой, её убранством, утварью; - подробно остановиться на назначении отдельных предметов; - воспитывать уважение, бережное отношение к традициям русского народа | Загадки «Рогат, да не бык, пищу хватает, да не ест» (ухват) «Всех кормит с охотой, а сама безротая» (ложка) | Модель русской избы, кухонная утварь |
|
3 неделя | Конкурс «Знатоки русских песенок, прибауток» | Колыбельные песенки, забавные прибаутки, заклички | ||
4 неделя | Масленица | Календарные масленичные песни, загадки, р.н.песня «Как на тоненький ледок…» |
МАРТ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| Знакомство с русской кухней. - какую роль играл хлеб в жизни крестьянина? - кто занимался приготовлением пищи? - что говорят об этом русские пословицы? - какие пословицы и поговорки вы знаете о русской пище? | Пословицы и поговорки: Хлеб – всему голова. Хозяйка в дому – покрова всему. Дом как чаша полна – хлеб-соль со стола не сходит. Щи да каша – пища наша. | Иллюстрации | «Приобщение дошкольников к национальной культуре» |
2 неделя | 1.Знакомство со старинным названием - березозол Наблюдение – народные приметы | Рано затает – скоро не растает. Журавль прилетел и тепло принес. Длинные сосульки – к долгой весне.Увидал скворца – знай: весна у крыльца. | Репродукция картины «Март» |
Журнал «Дошкольное воспитание», № 4, 1998 |
3 неделя | К нам гости пришли (вечер загадок, песенок, потешек, весёлых небылиц) | Небылицы в лицах, скороговорки, потешки | Картинки, карточки , костюмы для инсценирования | |
4 неделя | Встреча весны - Сороки | Заклички «Жаворонки, прилетите к нам! Красно летечко принесите нам!», «Кулик, кулик,запирай зиму, отпирай весну, красно летечко» Веснянки |
АПРЕЛЬ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием – снегогон (почему?) Знакомство с народными приметами | . | Иллюстрации | Журнал «Дошкольное воспитание», № 4, 1998 |
2 неделя | Беседа о дружбе |
Старый друг лучше новых двух. Без друга в жизни туго. Дерево живёт корнями, а человек друзьями. |
В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки» | |
3 неделя | Музыкальная сказка «Теремок» (инсценировка) | Пословица «Согласье крепче каменных стен» | Костюмы для инсценирования | |
4 неделя | В гости к бабушке Загадушке | Загадки о весне, весенних явлениях природы | Картинки-отгадки |
МАЙ
Вопросы для беседы | Фольклорные жанры | Наглядность | Литература | |
| 1.Знакомство со старинным названием – травень (почему?) Знакомство с народными приметами | .Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Зелёная травка – молока прибавка. Дождь в мае хлеба поднимает. | «Четыре времени года» | |
2 неделя | Беседа о труде, трудолюбии «Жизнь дана на добрые дела» |
Маленькое дело лучше большого безделья. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Сценка «Тит, иди молотить!» | Картинки о людях труда |
Журнал «Дошкольное воспитание», № 9, 1994 |
3 неделя | Показ сказки «Колобок» детям средней группы | Пословица «Работнику – медовые пышки, а лодырю – еловые шишки» | Костюмы для инсценирования | |
4 неделя | А бывало, наши деды… | Считалки | В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения...
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры...
Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...
Консультация "Использование национально-культурных традиций чувашского народа в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника"
Выступление на городском семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, студентов педагогического колледжа и родителей воспитанников...
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»
Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника» Дошкольному возраст...