Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»
статья по развитию речи

Панкратова Светлана Вячеславовна

Описание педагогического опыта на тему

 «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»

            Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. В своей работе на протяжении ряда лет и во всех областях детской деятельности, я широко использую опорные картинки или мнемотаблицы.  Начинаю работу в этом направлении  со второй младшей группы. Это может быть и алгоритм определенного действия, например, одевания, процесс мытья рук, заучивание небольших потешек, песенок и стихов. Постепенно от одной возрастной группы к другой содержание и количество мнемотаблиц увеличивается. Увеличивается и область их применения. Например, мы с ребятами  составляем рассказы, заучиваем стихи, используем опорные картинки на занятиях по ФЭМП, выполняем физкультурные минутки, и даже используем как алгоритм действий при аккуратном сложении кубиков в коробку.

            Считаю работу с опорными схемами очень эффективной, пришла к этому выводу на собственном опыте, предварительно почитав литературу по данной теме, проанализировав опыт коллег. Используя мнемотаблицы как на занятиях, так и вне их пришла к выводу, что наиболее эффективным будет результат, если ребенок заинтересован в происходящем процессе. Мы часто создаем опорные схемы совместно с ребятами и называем их «секретными картинками». Создавая подобным образом «секретные картинки», дети могут очень быстро запомнить текст стихотворения, составить рассказ о времени года, передавая мельчайшие признаки, характерные для данного времени года,  рассказать о последовательности выполнения работы на занятиях по ИЗО,  и следовать этим этапам при выполнении работы.

 С целью расширения знаний в этом направлении взяла себе тему самообразования на 2018 – 2019 учебный год «Роль заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц  для совершенствования  учебно – воспитательного  процесса». Считаю это одним из важных направлений при подготовке ребят к школе. Заучивание и чтение стихов – это область речевого развития и развитие памяти, что поможет ребенку – дошкольнику усваивать новый материал в школе.

      Естественно, широко используя в своей работе мнемотехнику (искусство запоминания), я изучила много  литературы по этой тематике. Это:

«Детство» -  основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова.

 «Мы в Мордовии живем» -  региональный образовательный модуль  дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др. Федеральный государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования. Письма и  приказы  Минобрнауки /  Редактор  составитель  Т.В.  Цветкова.

А.М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

И.Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоления»

 Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

 Интернет ресурсы

Но особо хочу выделить книгу автора Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»

Татьяна Александровна Ткаченко – потомственный логопед, заслуженный учитель РФ, имеет 50-ти летний опыт работы с детьми – дошкольниками. Делала акцент  в своей деятельности на развитие речи дошкольников, огромное значение уделяла разным методам активизирующих познавательную активность ребят, в том числе и метод использования графических планов – схем.  Татьяна Александровна делилась своим опытом на протяжении ряда лет на страницах журнала «Дошкольное воспитание», издала много книг и пособий по речевому развитию детей – дошкольников.

Т.А. Ткаченко выделила несколько этапов работы в данном направлении, которые я использую в своей деятельности:

1. Составление мнемотаблицы совместно с детьми.

На этом этапе мы с ребятами совместно составляем «секретные» картинки.

2. Соотношение изображения мнемотаблицы с текстом произведения.

На этом этапе изображение «секретной» картинки «привязываем» к тексту.

3. Словарная работа.

Разбираем значение новых слов.

4. Воспроизведение текста по памяти вместе с детьми с опорой на мнемотаблицу.

Воспроизводим сначала текст с детьми с хорошей памятью, чтоб у остальных ребят было время усвоить учебный материал.

5.Воспроизведение  текста самостоятельно детьми с опорой на мнемотаблицу.

Допускаю прочтение учебного материала детьми хором.

6. Воспроизведение текста самостоятельно без таблицы.

 

 Опыт работы, который я накопила, показывает, что использование мнемотехники,  как метода развития речи и памяти дошкольников, таит в себе огромный потенциал для формирования  речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Система, разработанная и апробированная на  практике, доказывает свою эффективность.

 

Начало периода

Процентное

соотношение

Конец периода

Процентное

соотношение

Высокий уровень

28%

Высокий уровень

62%

Средний уровень

52%

Средний уровень

35%

Низкий уровень

20%

Низкий уровень

3%

 

Считаю метод использования мнемотехники в развитии памяти и познавательного потенциала детей очень эффективным и перспективным не только в дошкольном детстве, но и последующем обучении детей. Очень довольна результатами и рекомендую всем заинтересованным в результативности обучения детей людям. В настоящий момент использую мнемотехнику в заучивании стихов с дошкольниками, но этот метод работает во всех направлениях обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_na_temu.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта на тему

 «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»

            Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. В своей работе на протяжении ряда лет и во всех областях детской деятельности, я широко использую опорные картинки или мнемотаблицы.  Начинаю работу в этом направлении  со второй младшей группы. Это может быть и алгоритм определенного действия, например, одевания, процесс мытья рук, заучивание небольших потешек, песенок и стихов. Постепенно от одной возрастной группы к другой содержание и количество мнемотаблиц увеличивается. Увеличивается и область их применения. Например, мы с ребятами  составляем рассказы, заучиваем стихи, используем опорные картинки на занятиях по ФЭМП, выполняем физкультурные минутки, и даже используем как алгоритм действий при аккуратном сложении кубиков в коробку.

            Считаю работу с опорными схемами очень эффективной, пришла к этому выводу на собственном опыте, предварительно почитав литературу по данной теме, проанализировав опыт коллег. Используя мнемотаблицы как на занятиях, так и вне их пришла к выводу, что наиболее эффективным будет результат, если ребенок заинтересован в происходящем процессе. Мы часто создаем опорные схемы совместно с ребятами и называем их «секретными картинками». Создавая подобным образом «секретные картинки», дети могут очень быстро запомнить текст стихотворения, составить рассказ о времени года, передавая мельчайшие признаки, характерные для данного времени года,  рассказать о последовательности выполнения работы на занятиях по ИЗО,  и следовать этим этапам при выполнении работы.

 С целью расширения знаний в этом направлении взяла себе тему самообразования на 2018 – 2019 учебный год «Роль заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц  для совершенствования  учебно – воспитательного  процесса». Считаю это одним из важных направлений при подготовке ребят к школе. Заучивание и чтение стихов – это область речевого развития и развитие памяти, что поможет ребенку – дошкольнику усваивать новый материал в школе.

      Естественно, широко используя в своей работе мнемотехнику (искусство запоминания), я изучила много  литературы по этой тематике. Это: 

«Детство» -  основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова.

 «Мы в Мордовии живем» -  региональный образовательный модуль  дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др. Федеральный государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования. Письма и  приказы  Минобрнауки /  Редактор  составитель  Т.В.  Цветкова. 

А.М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

И.Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоления»

 Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

 Интернет ресурсы

Но особо хочу выделить книгу автора Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»

Татьяна Александровна Ткаченко – потомственный логопед, заслуженный учитель РФ, имеет 50-ти летний опыт работы с детьми – дошкольниками. Делала акцент  в своей деятельности на развитие речи дошкольников, огромное значение уделяла разным методам активизирующих познавательную активность ребят, в том числе и метод использования графических планов – схем.  Татьяна Александровна делилась своим опытом на протяжении ряда лет на страницах журнала «Дошкольное воспитание», издала много книг и пособий по речевому развитию детей – дошкольников.

Т.А. Ткаченко выделила несколько этапов работы в данном направлении, которые я использую в своей деятельности:

1. Составление мнемотаблицы совместно с детьми.

На этом этапе мы с ребятами совместно составляем «секретные» картинки.

2. Соотношение изображения мнемотаблицы с текстом произведения.

На этом этапе изображение «секретной» картинки «привязываем» к тексту.

3. Словарная работа.

Разбираем значение новых слов.

4. Воспроизведение текста по памяти вместе с детьми с опорой на мнемотаблицу.

Воспроизводим сначала текст с детьми с хорошей памятью, чтоб у остальных ребят было время усвоить учебный материал.

5.Воспроизведение  текста самостоятельно детьми с опорой на мнемотаблицу.

Допускаю прочтение учебного материала детьми хором.

6. Воспроизведение текста самостоятельно без таблицы.

 Опыт работы, который я накопила, показывает, что использование мнемотехники,  как метода развития речи и памяти дошкольников, таит в себе огромный потенциал для формирования  речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Система, разработанная и апробированная на  практике, доказывает свою эффективность.

Начало периода

Процентное

соотношение

Конец периода

Процентное

соотношение

Высокий уровень

28%

Высокий уровень

62%

Средний уровень

52%

Средний уровень

35%

Низкий уровень

20%

Низкий уровень

3%

Считаю метод использования мнемотехники в развитии памяти и познавательного потенциала детей очень эффективным и перспективным не только в дошкольном детстве, но и последующем обучении детей. Очень довольна результатами и рекомендую всем заинтересованным в результативности обучения детей людям. В настоящий момент использую мнемотехнику в заучивании стихов с дошкольниками, но этот метод работает во всех направлениях обучения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников» от 24.05.2021

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников&ra...