Использование фольклора в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих, прошедших по земле поколений. Наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи детей доказаны в работах Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор (folk-lore) по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Этот термин употребил в одной из своих статей в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах. Но понимают его по-разному. Западноевропейские и американские ученые фольклором называют все виды народного искусства – словесное, и музыкальное творчество, и народные танцы, и резьбу по дереву и кости, и даже вышивку.
Наша наука обычно называет фольклором словесное искусство народа – народно-поэтическое творчество, устное народное творчество. Если речь идет о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.
В нашем языке еще есть слово «традиция». Оно происходит от латинского слова «traditio» и означает «передача», «предание». Традиция – это то, что переходит от поколения к поколению, надолго сохраняется в памяти людей. Традиции объединяют людей, живших в разные эпохи. Они тоже постепенно меняются, развиваются, отмирают, рождаются заново. Но эти изменения происходят очень-очень медленно и один человек, одно поколение не всегда даже может заметить эти изменения.
Фольклор – искусство традиционное. Фольклорные богатства – песни, сказки, былины, пословицы, загадки – это богатства многих и многих, прошедших по земле поколений. Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет в устной форме. Самые старые возникли задолго до появления письменности.
Сказания, мифы, приметы в пословичной форме, родословные запоминались, заучивались и передавались от поколения к поколению, - это была как бы замена науки – истории, медицины, метеорологии. И только потом, многие века спустя, когда от фольклора, от устных преданий отпочковалась наука, фольклорные произведения стали исполняться просто для удовольствия, для удовлетворения эстетических потребностей.
Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды, жанры народного творчество, которые известны детсадовцам и школьникам.
Детский фольклор тоже имеет свою долгую историю.
Всех песенок, баек, шуток, приговорок, которые пели, сказывали, под которые играли, бегали, плясали мальчишки и девчонки русской земли не вспомнишь – так их много. Но главное, основное упомянуть стоит.
Сначала идут колыбельные песни. Это творчество взрослых. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины:
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…
Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку:
Ой люли, люли, люли,
Прилетели к нам гули,
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Диме спать не давать.
Ой вы, гули, не воркуйте,
Дайте Димушке поспать…
Какие тут слова ласковые подобраны: «гуленьки», «люленьки». И звучат они особенно – плавно, нет резких, взрывных сочетаний.
На протяжении сотен лет собирались лучшие песенки, такие, под которые дети быстрее засыпали, которые имели особое звучание. Мелодии непрерывно шлифовались, улучшались, а все неудачное – отсеивалось.
Следующий вид детского фольклора – игровые песенки и приговоры, их уже по большей части сочиняют сами дети. Они, подражая взрослым, водили хороводы, плясали. Например, брались за руки, делали большой круг, а в центре стоял именинник – тот, кого величали.
Как на Ваниных именинах
Испекли мы каравай –
Вот такой ширины,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!
- Я люблю вас всех,
А Аленку больше всех.
Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьезностью.
Загадки – один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, немного сведений.
Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. Сфера употребления тайной речи была широкой. Она использовалась в военных, дипломатических делах, в повседневной хозяйственной жизни. Её необходимость обусловливалась многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека.
Зная принципы замены, можно попытаться восстановить в определенном смысле лексику тайных языков. К примеру, медведь в загадках часто называется коровой: «Корова комола, лоб широк, глазки узеньки, в стаде не пасётся и в руки не дается». Очевидно, в языках-иносказаниях медведь и назывался коровой. И действительно, зафиксировано, что в Сибири медведя называли быком, а медведицу – коровой.
Но загадки и отличаются от иносказательной, тайной речи. Они – как бы игра, развлечение, через них мы по-другому видим окружающий мир.
Ученые предполагают, что в древности загадки являлись средством обучения молодежи владеть иносказательной речью, запоминать «тайные слова». Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходимостью. Но назначение загадок, конечно же, шире. Загадки, являясь поэтическими произведениями, воспитывали у детей и поэтическое видение мира, они учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно.
Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. Большинство возникших давным-давно загадок воспринимается нами как вполне современные.
Но есть загадки, время появления которых можно определить почти точно. Например, загадка о проруби – «В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено» - появилась не ранее 18 века: именно тогда стекло стало активно входить в быт народа.
Каждая новая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Например: «Серое сукно тянется в окно». Отгадка связана с так называемой курной избой, когда не было трубы у печи и дым выходил в специальное окно.
Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Не это не так, так как подавляющее число загадок, возникших в давние времена, современные по форме и по содержанию. Так что нечего опасаться за судьбу загадок. Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как было в древности, но их роль остается весьма значительной.
Есть загадки и другого типа. Например: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или «Что на свете всего мягче?» Оказывается – ладонь. Эти загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы. Все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
Развивая мышление, загадка стремилась познакомить человека с окружающим его миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова. В загадках используются разнообразные художественные средства, многие строятся на метафорах. Метафора способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий, являясь главным приемом создания той неповторимой поэтической прелести. Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла, который в них имеется. Например, говорим: «Дождь идет». Но ведь идти может человек, животное, а не дождь! Метафора же в загадках всегда необычна, парадоксальна, фантастична, например: «Что за зверь: в зиму ест, а летом спит, тело тепло, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не свезет?» Загадка правильно указывает все признаки предмета-отгадки. Только русская печь характеризуется всеми этими признаками.
Широко используется и другое художественное средство – сравнение. Оно помогает живо, красочно передавать признаки предметов. Например, сорока описывается так: «Бела, как снег; зелена, как лук; черна, как жук».
Древнейшие жанры устного народного творчества – пословицы и поговорки. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам. Самые ранние древнерусские памятники литературы донесли сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков.
В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц: «Не идет место к голове, а голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать – до мира», «Не погнетши пчел – меду не едать» и др.
Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека, общества какие-то неписаные советы, правила, обычаи, законы. Назидательность древних пословиц могла соответствовать и воспитательным задачам, а следовательно стали появляться произведения, в которых обобщался и передавался моральный, нравственный опыт поколений. Подавляющее число пословиц создано с целью воспитания.
Источники пословиц и поговорок самые разнообразные, но, прежде всего – это непосредственные наблюдения народа над жизнью. Вместе с тем источником является и сам фольклор, и литература. Новые пословицы и поговорки могли создаваться на основе старых. Так, пословица «На трактир надейся, а коня не бросай» создана по образцу пословицы «На Бога надейся, а сам не плошай».
Разумеется, перенималось, запоминалось и употреблялось то, что было близким по духу.
Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают.
Итак, пословицы – это краткие народные изречения афористического характера. Они имеют одновременно буквальный и переносный смысл или только переносный смысл. Например, пословица: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» отличается двойным смыслом – буквальным и иносказательным, а пословица: «И волки сыты, и овцы целы» - только образным смыслом.
Поговорки – это устойчивые изречения, отличающиеся особой краткостью, имеющие буквальный или переносный смысл и обладающие незавершенностью умозаключения: «Без меня меня женили», «Ложка дегтя в бочке меда» и др.
В отличие от пословиц поговорки не имеют назидательного характера.
На русском языке изданы десятки и сотни самых различных сборников пословиц и поговорок. Они подобраны по темам: например, пословицы и поговорки о родине, о родной земле, антирелигиозные пословицы и поговорки.
Наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи детей доказаны в работах Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой. С помощью фольклора можно развивать лексическую сторону речи: обогащать, активизировать, уточнять словарь детей, за счёт сравнений, синонимов, фразеологизмов, метафор, олицетворения, многозначности слов – например: «Два братца - пошли в воду купаться». Вёдра называют братцами, похожими друг на друга. Нельзя набрать воды изреки, не окунув вёдра в воду.
Грамматическую: насыщать речь всеми частями речи, использовать в речи синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учат образовывать однокоренные слова за счёт использования образов, например: образ кота, причём это не просто кот, а « котенька», «коток», « котик», « котя». Звуковую культуру слова: помогают чётко и правильно произносить звуки и закрепить их произношение в речи, способствуют дифференцировке звуков и нахождению места звука в слове, развивают фонематический слух, речевое дыхание-например: пословицы для отработки звуков (с) и (ш): «Поспешишь - людей насмешишь», « По Сеньке и шапка», «Проворонила ворона воронёнка», приёмы работы разнообразные (произнесение скороговорки с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, с чувством обиды, постановка ударения на каждое слов по очереди)
Связную речь: помогают развивать импрессивную речь за счёт вопросов по содержанию, учат доказательству, подмечать детали, учат анализировать, обобщать, делать выводы.
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». (А.Н. Толстой)
Фольклор собирали, исследовали сотни разных людей. Их общий труд и есть то, что называем мы современной наукой о народном творчестве, фольклористикой.
Фольклорный материал для автоматизации звуков
(Л) Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежал немножко, распахнул окошко:
-Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Подошёл к лотку Лука,
Лук Лука купил с лотка.
Болтунья болтает, балаболочка балаболит.
Болтунья балаболочку не переболтает,
Балаболочка болтунью не перебалаболит.
Мила сено ворошила,
Поломала вилы Мила.
Вилы Мила починила,
Сено все поворошила.
У Лукерьи в лукошке
Золотые лепешки.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
Сохла и мокла, пока не поблёкла.
(ЛЬ) Летели кукушки через три избушки
Как они летели, все люди глядели
Как они садились, все люди дивились.
(Р) Марфушка веселая,
Марфа чернобровая!
Пройди, Марф, горенкой!
Топни, радость, ноженькой!
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
У Кондрата куртка коротковата.
У репки да редьки корень крепкий.
Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.
(РЬ) Привяжу я козлика к кудрявой березке.
Привяжу рогатого к кудрявой березке.
-Стой, мой козлик, не бодайся!
А ты, березка белая, стой, не качайся!
(Ш) Потягушечки, порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги-бегушечки!
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
(Ж) Ноги, ножки, куда вы бежите?
В лес, по мошок, избушку мшить,
Чтоб не холодно жить!
Ручеёк бежал, журчал,
Жук над ним кружил, жужжал.
Слушал жук ручья журчанье,
А ручей – жука жужжанье.
Предложил жучек пчеле
Ежевичное желе.
Я, жучек, желе не ем.
Положи мне лучше джем.
(Ч) Уж я Танюшке пирог испеку,
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помадочка медовая,
Моя внученька бедовая!
Повстречала саранча очень черного грача.
Саранча от грача задала стрекоча.
У пчелы, у пчелки почему нет челки?
Отвечаю, почему: челка пчелке ни к чему.
О чем ты плачешь, чучело?
Быть чучелом наскучило!
(Щ) Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Щегол в гнезде щеглят считал,
Щегол считалку щебетал:
-Щегленок – раз, щегленок – два.
Счастливей в роще нет щегла.
Не кричите в чаще, а кричите в роще,
Потому что вам кричать в роще будет проще.
(С) Сосна, сосна, отчего ты красна?
Оттого я красна, что под солнышком росла.
В семеро саней
Семеро Семенов с усами
Уселись в сани сами.
Босой косарь сено косит,
Роса ноги босы росит.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся…
Торговал детина квасом,
Зазывал прохожих басом,
Но не брали люди квас –
Их пугал громовый бас!
Сено Сене Костя косит,
В сени сено Сеня носит.
Носит в сени Сеня сено,
Спать на сене будет Сеня.
(З) Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Лезут козы в грозу в лозу –
Лозу козы в грозу грызут.
На возу лоза,
У воза коза.
(Ц) Тынцы-брынцы-бубенцы-
Приезжали молодцы-
Раздавали бубенцы.
Сплюха Соня светлолица и синица Соня.
Снится Сонечке синица, а синице – Соня.
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
Шильце, мыльце, косое веретенце.
Шелковое полотенце – на половице под дверцей.
Народные подвижные игры для автоматизации звуков.
Игра «Бараны» для автоматизации звука «Р»
Несколько пар детей стоят друг против друга. Образуя «ворота».
Остальные дети - «бараны» подходят к воротам и топают ногами.
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, открывайте ворота!
Ворота: Рано, рано, вы, бараны застучали в ворота!
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, пропустите в ворота!
Ворота: Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота!
Баран: На луга, где трава, а на травушке роса!
Ворота: Еще рано вам туда, не откроем ворота!
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра, до свиданья, ворота!
Мы придем сюда тогда, когда высохнет трава!
Игра «Бабка Ёжка» на автоматизацию звуков «Ш» и «Ж».
Дети образуют круг. Водящий — бабка Ежка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.
Бабка Ежка — костяная ножка,
На лягушку упала, ножку сломала.
А потом и говорит: -У меня живот болит.
Пошла с кошкой на базар, раздавила самовар,
Пошла она на улицу, раздавила курицу.
Игра «Колосок на дифференциацию звуков «С», «Ш»
Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры.
Чтоб был долог колосок, чтоб овес наш был высок.
Прыгайте как можно выше, прыгать нужно выше крыши.
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора
1.
Идут четыре брата Показать четыре пальца, большой прижат к ладони
Навстречу им старшой Показать большой палец
-Здорово, Большая!
-Здорово, Васька-указка. Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка-середка Большой палец соединяется со средним пальцем
Гришка-сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем
И крошка-Тимошка Большой палец соединяется с мизинцем
2. Дождик, дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу
На меня и на людей все сильнее и сильнее.
Дождик, дождик, припусти Большой и безымянный пальцы каждой руки
поджаты к ладони
Мы попрячемся в кусты Указательный и средний «бегут» к краю стола, руки прячутся под стол
Дождик-дождик, Снова барабанит пальцами, все тише, и тише
Хватит лить, Постепенно перестать
Малых детушек мочить!
3.
Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак
-С этим братцем - в лес ходил. Показать указательный палец
-С этим братцем - щи варил Показать средний палец
-С этим братцем - кашу ел Показать безымянный палец
-С этим братцем- песни пел Показать мизинец
4.
Стала Маша гостей звать Хлопать в ладоши
На блиночки созывать:
-И, Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки,
И, Степан, приди, начиная с большого
Да, Андрей, приди.
Да, Матвей, приди,
А Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели,
Блиночков поели Постучать кулачками друг о друга
Стала Маша гостей провожать,
В путь-дорогу собирать:
Прощевай, Иван! Поочередно разгибать пальцы руки,
Прощевай Степан! начиная с большого
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами
Моя крошечка
Побудь со мной еще немножечко!
Подвижные игры
АУ! АУ!
Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.
Дети стоят в кругу. Ведущий в центре круга с закрытыми глазами должен отгадать откуда доносятся слова:
Я скажу тебе «Ау!»,
Угадай, где я стою?
Ты найди меня, найди,
Здесь я, где-то на пути!
Где я, где – реши скорей:
Иль левее, иль правей!
Водящий, определив направление звука, выбирает нового водящего. Игра повторяется несколько раз
Догонялки
Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения выполнять простейшие команды по ходу игры.
Один ребенок сидит на стуле, к нему подходят остальные дети и говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
При слове «Пять» все бегут, а водящий встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Петушок
Дети сидят на стульчиках и, свесив головки на грудь, "спят". В сторонке сидит "петушок". Ведущий читает текст:
Тихо-тихо все кругом, все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил, всех ребяток разбудил:
"Ку-ка-ре-ку!"
При слове "ку-ка-ре-ку!" дети просыпаются" и бегут за "петушком". Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.
Кабачок
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок - "кабачок". Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок, тоненькие ножки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставим, танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ведущего. Игра повторяется несколько раз.
Хитрая лиса
Цель: упражнять в координации речи с движением, в быстром беге, ориентировке в пространстве, развивать внимание, выдержку.
Дети становятся в круг плечом к плечу. Водящий стоит в центре, закрыв глаза. Играющие идут по кругу и произносят слова:
Мы по кругу идем, мы лисичку зовем,
Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает!
Затем дети останавливаются и кто-нибудь из них спрашивает: «Хитрая лиса, где я?» Водящий должен, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него лисичкой и сказать: «Здесь ты!», потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.
Совушка
Цель: развивать общую моторику, внимание, речь, выдержку.
Играющие, изображая птичек, находятся на одной стороне площадки на скамейках. Один из играющих – совушка. Дети бегают, помахивая руками, изображают летающих птичек, затем останавливаются в нескольких шагах от скамеек. Педагог (или дети хором) произносит слова:
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит, глазами не глядит,
Да вдруг как… полетит!
После последних слов совушка спускается и бежит, помахивая руками; все птички улетают, садятся на скамейки. Совушка улетает к себе на «дерево». Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может увести к себе. Когда совушка опять пуститься на охоту, птичка должна улететь. Игра выполняется несколько раз, выбирается новая совушка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Аникин В.П. Предисловие. Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П. Жуков. 2-е изд., М., 1967.- с.5.
- Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1982. - 191с.
- Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы. Сост. Э. Померанцева.- М.,1989. - 63с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г. Круглов.- М., 1990. – 335с.
- Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. Авт. В.И.Зимин, С.Д.Ашурова и др.-М., 1994. – 320с.
- Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...
Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника
планирование с сентября по май...
Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора...
Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....
тематическое планирование по использованию фольклора в развитии речи детей второй младшей группы
планирование...
использование фольклора в развитии речи детей
консультация для воспитателей...