Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться родителям при разучивании скороговорок с дошкольниками»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шахова Татьяна Александровна

Материал предназначен для родителей дошкольников.  Одним из приемов развития речи детей является разучивание и проговаривание с ребенком скороговорок. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться родителям при разучивании скороговорок с дошкольниками»

           Одним из приемов развития речи детей является разучивание и проговаривание с ребенком скороговорок. Чем полезны скороговорки?

 Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

  • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

       Скороговорки.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку,

          Видит Грека — в рeкe рак,

          Сунул Грека руку в pеку,

          Рак за руку Гpеку цап.

  • Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

          Надел кукушoнoк капюшoн,

          Как в капюшоне он смешон.

  • Бeлый снег. Бeлый мел.

          Бeлый сахар тожe бел.

          А вoт белка не бeла.

          Бeлой даже нe была.

  • Карл у Клары украл кораллы, 

          А Клара у Карла украла кларнет.

  • Расскажите про покупки 

          Про какие, про покупки 

          Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  • Купили Валерику и Вареньке 

          Варежки и валенки.

  • Юлька-Юленька-юла, 

           Юлька юркая была, 

           Усидеть на месте Юлька 

           Ни минуты не могла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ПРАВИЛА, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РОДИТЕЛИ ПРИ СНИЖЕНИИ АППЕТИТА У РЕБЕНКА.

ПРАВИЛА, КОТОРЫМИ  ДОЛЖНЫ  РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ  РОДИТЕЛИ  ПРИ  СНИЖЕНИИ  АППЕТИТА  У РЕБЕНКА....

Памятка "Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками"

В памятке отражены правила при работе со скороговорками....

Консультация для родителей "Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе"

quot;Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе...

Упражнения и игры для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть родителям с ребенком дома.

Рекомендация родителям по развитию фонематического восприятия у дошкольников. Рекомендованы упражнения и игры для разных этапов в развитии фонематического восприятия....

«Методические рекомендации, которыми можно руководствоваться при работе со чистоговорками»

Чистоговорки - это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратн...

«Методические рекомендации, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

laquo;Методические рекомендации, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»Использовать на первых порах название «чистоговорка», поскольку по причине ограниченны...