«Каждому ребенку с ОВЗ - индивидуальный маршрут развития»
консультация на тему
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждому ребенку с ОВЗ - индивидуальный маршрут развития»
В последнее время система дошкольного образования значительно расширяет спектр услуг (образовательных, социальных), предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность.
В дошкольных образовательных учреждениях общего и комбинированного вида открываются группы кратковременного пребывания, полного дня, интеграционные и инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными, генетическими и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ и возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации.
Целевая установка этого принципа - создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ.
Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей.
С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.
Усилия специалистов в рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;
- выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Создание среды осуществляется с учетом особенностей детей с ОВЗ - разнообразия клинической картины заболевания, вариативности сопутствующих нарушений (сенсорных, интеллектуальных, психологических), несоответствия биологического и психологического возраста в дошкольный период.
Разрабатываются программы, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, - так называемые индивидуальные образовательные маршруты.
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В первую очередь отмечается необходимость консолидированных профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
Различия в структуре дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер дефицитарного развития детей с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференциального обследования.
Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов.
Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка.
Одним из наиболее сложных моментов в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ становится вопрос о том, как планировать этот процесс, на что опираться при разработке его содержания.
Для детей дошкольного возраста с ОВЗ приоритетны такие направления, как:
- формирование механизмов адаптивного поведения;
- формирование системы представлений об окружающем мире и самом себе;
- формирование основ социально-бытового ориентирования.
Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения: усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией, умение делать выбор и соблюдать правила, искать, находить и использовать помощь, ориентироваться на эмоциональное состояние партнера по общению (взрослого, сверстника), регулировать свое поведение.
Организация активного взаимодействия ребенка дошкольного возраста с окружающим и установление различных форм общения обеспечивают формирование механизмов его адаптивного поведения.
Реализация этого направления предусматривает развитие мотивационно-потребностной сферы и средств общения (невербальных и вербальных).
Последовательно формируется готовность к установлению эмоционально-коммуникативных отношений с взрослым и сверстником, выделяется эмоциональная составляющая общения (нормализация эмоционального реагирования в различных коммуникативных ситуациях), реализуется задача обогащения эмоций, их использования в качестве средства коммуникации и способа отражения своего состояния.
Развитие средств коммуникации - основа для формирования умений и навыков ребенка.
В качестве средств коммуникации используются телесный контакт, контакт глазами, эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции), элементарные действия с предметами (сопряженно-отраженные), пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и паралингвистические (вокализации).
Формирование системы представлений об окружающем мире осуществляется на базе развития сенсорно-перцептивной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает работа по обогащению сенсорной сферы.
Выделяются основные задачи:
- стимуляция всех видов чувствительности, активизация и дифференциация ощущений различной модальности (зрительной, двигательно-кинестетической, слуховой);
- развитие всех видов восприятия, формирование его характеристик (целостности, объема);
- формирование гностико-праксических функций;
- развитие зрительно-моторной координации, формирование оптико-пространственных представлений, включающих пространственную характеристику объекта или его изображения, ориентировку ребенка в пространстве;
- организация деятельности (от манипуляций, предметно-практических действий до орудийных, перцептивных действий).
Успешная реализация каждой задачи осуществляется при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий их формирования. Такими видами деятельности для дошкольников с ОВЗ стали специфические манипулятивные действия, предметно-практическая деятельность и игра, организуемые на занятиях и в быту. В процессе этой работы происходит накопление чувственного опыта ребенка, создается база для развития его познавательной активности.
Процесс развития собственной активности ребенка обеспечивается пошаговым формированием жизненно важных функций и умений, сопровождается системой контроля и внешними подкреплениями, индивидуально подобранными для каждого ребенка, и реализуется в специально созданной предметно-развивающей среде.
Реализация выделенных направлений осуществляется с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции.
Практика показывает, что одной программы бывает явно недостаточно для реализации образовательных и социальных задач. В этой связи в индивидуальном маршруте развития используется комплексирование двух или нескольких программ.
Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Для каждого возрастного периода выделяются психологически и социально значимые показатели.
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...
Индивидуальный маршрут развития ребенка по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП)
Примерное заполнение карты маршрута....
Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с фонетико-фонематическим развитием
Методическая разработка индивидуального маршрута для детей дошкольного возраста с ФФНР....