Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
консультация на тему
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaja_karta_razvitija_rebjonka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
В настоящее время образовательные учреждения согласно требованиям ФГОСа, должны изменить стандартные, «усреднённые» нормы в оценке своей деятельности и поменять на более гибкие критерии личностного развития ребенка. Любое образовательное учреждение стремится к успешности, результативности своей деятельности. Сегодня результативностью является не обученность ребенка, не готовность его к обучению к школе, а социализация, т.е. духовные ценности, представления о мире, развитие мотивационной сферы, потребности в творчестве, достижениях.
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Чтобы «управлять» процессом развития, прежде всего, необходима информация, наиболее полно отражающая состояние этих процессов.
Ситуативная диагностика не даёт целостное представление о ребёнке, не формирует «сквозные» характеристики, позволяющие оценить успешность деятельности детского образовательного учреждения.
Поэтому возникла необходимость создания такой карты индивидуального развития, которая должна помочь в длительном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, помочь определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. «Индивидуальная карта развития должна отражать личностные особенности каждого ребенка, неповторимые в своём своеобразии…» (И.С. Якиманская).
Таким образом, будет осуществляться мониторинг процесса освоения программы с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника индивидуально, так как карта развития позволяет выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, а также обеспечить полноценное социально-личностное развитие воспитанника.
Творческая группа нашего педагогического коллектива разработала проект карты развития ребенка. Созданная нами карта поможет получить объективные данные о личностном развитии, обеспечит накопление банка данных о каждом ребенке с момента его зачисления в ДОУ, с целью выявления личностных особенностей. У педагогов появится возможность при использовании карты простраивать индивидуальную траекторию развития в соответствии с личностными способностями и интересами ребенка.
Индивидуальная карта развития дошкольника разработана на основе:
1. Планируемых целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, взятые за основу из ФГОС.
2. Возрастных психических особенностей детей, которые лежат в основе социально-личностного развития ребенка в целом. Карта состоит из следующих разделов:
1. Общие сведения о ребенке.
2. Мониторинг достижений ребенка планируемых результатов по модулям.
3. Параметры психического развития.
4. Мониторинг планируемых целевых ориентиров.
Основное содержание разделов карты.
- Общие сведения о ребенке заполняется по мере необходимости, в случае изменений. Сюда входят такие сведения, как:
- Дата поступления в сад
- Откуда прибыл
- Особенности здоровья
- Учёт у медицинских специалистов
- Уровень адаптации к детскому саду
- Семейный портрет
- Результаты педагогических наблюдений ребенка по каждому модулю.
Для наблюдений за развитием ребенка для ориентира мы взяли образовательные области и перечислили в каждой из них предполагаемые результаты развития (умения, навыки, достижения) по каждому модулю. Педагог ежедневно в процессе различных видов деятельности: образовательной, игровой, совместной, наблюдает за своими детьми, кто в каком объеме и качестве воспринимает и усваивает всю информацию в рамках модуля, просматриваются ли эти знания и навыки в свободной деятельности детей. На основании своих наблюдений педагоги по окончании каждого модуля выставляют ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:
1- низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;
2- достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;
3- оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
- Параметры психического развития.
Для успешной реализации образовательной программы, согласно ФГОС, одним из условий является: «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)». Исходя из этого, важно наблюдать у детей и за развитием базовых возрастных характеристик, т.е., параметров психического развития, согласно определённому возрасту. Определить возрастные параметры психического развития сможет любой педагог-психолог учреждения.
Уровень развития возрастных параметров развития поможет педагогам и специалистам ориентироваться, может ли ребенок в полном объёме и на хорошем уровне воспринимать и усваивать материал программы, или эти знания для него ещё недоступны, и для него нужны пока другие задания. Таким образом, образовательная программа будет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая особенности его развития.
- Мониторинг планируемых целевых ориентиров.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Мы взяли из Стандарта целевые ориентиры образования в раннем возрасте как промежуточный результат, в развитии детей 3-4 лет и три раза в год планируем выставлять ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:
1- низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;
2- достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;
3- оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
Таким образом, внедрение индивидуальной карты позволит планировать и корректировать деятельность педагога по развитию социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка, которые являются целевыми ориентирами дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Карта индивидуального маршрута развития ребенка по освоению образовательной области «Художественное творчество». Лепка.
знает свойства пластилина...
Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)
Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...
Индивидуальная карта развития ребенка дошкольного возраста (5-6 лет) в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС дошкольного образования п.3.2.3 гласит: "При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика проводится педагогическими работниками в рамках п...
Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)
Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...