Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
консультация на тему

Ковалева Елена Александровна

 

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaja_karta_razvitija_rebjonka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

В настоящее время образовательные учреждения согласно требованиям ФГОСа, должны изменить стандартные, «усреднённые» нормы в оценке своей деятельности и поменять на  более гибкие критерии личностного развития ребенка.  Любое образовательное учреждение стремится к успешности, результативности своей деятельности. Сегодня результативностью является не обученность  ребенка, не готовность его  к обучению к школе, а  социализация, т.е. духовные ценности, представления о мире, развитие мотивационной сферы, потребности в творчестве, достижениях.

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Чтобы «управлять» процессом развития, прежде всего,  необходима информация, наиболее полно отражающая состояние этих процессов.

Ситуативная диагностика не даёт целостное представление о  ребёнке, не формирует «сквозные» характеристики, позволяющие оценить успешность деятельности детского образовательного учреждения.

Поэтому возникла необходимость создания такой карты индивидуального развития, которая должна помочь в длительном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, помочь определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. «Индивидуальная карта развития должна отражать личностные особенности каждого ребенка, неповторимые в своём своеобразии…» (И.С. Якиманская).

Таким образом, будет осуществляться мониторинг процесса освоения программы  с целью оптимального проектирования траектории образовательного процесса для каждого воспитанника индивидуально, так как карта развития позволяет выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, а также обеспечить полноценное социально-личностное развитие  воспитанника.

Творческая группа нашего педагогического коллектива разработала проект карты развития ребенка. Созданная нами карта поможет получить объективные данные о личностном развитии, обеспечит накопление банка данных о каждом ребенке с момента его зачисления в ДОУ, с целью выявления личностных особенностей. У педагогов появится возможность при использовании карты простраивать индивидуальную траекторию развития в соответствии с личностными способностями и интересами ребенка.

Индивидуальная карта развития дошкольника разработана на основе:

1. Планируемых целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, взятые за основу из ФГОС.

2. Возрастных психических особенностей детей, которые лежат в основе социально-личностного развития ребенка в целом. Карта состоит из следующих разделов:

1. Общие сведения о ребенке.

2. Мониторинг достижений ребенка планируемых результатов по модулям.

3. Параметры психического развития.

4. Мониторинг планируемых целевых ориентиров.

Основное содержание разделов карты.

  1. Общие сведения о ребенке заполняется по мере необходимости, в случае изменений. Сюда входят такие сведения, как:

- Дата поступления в сад

- Откуда прибыл

- Особенности здоровья

- Учёт у медицинских специалистов

- Уровень адаптации к детскому саду

- Семейный портрет

  1. Результаты педагогических наблюдений  ребенка по каждому модулю.

Для наблюдений за развитием ребенка для ориентира мы взяли образовательные области и перечислили в каждой из них предполагаемые результаты развития (умения, навыки, достижения) по каждому модулю. Педагог ежедневно в процессе различных видов деятельности: образовательной, игровой, совместной, наблюдает за своими детьми, кто в каком объеме и качестве воспринимает и усваивает всю информацию в рамках модуля, просматриваются ли эти знания и навыки в свободной деятельности детей. На основании своих наблюдений педагоги по окончании каждого модуля выставляют ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:

1-  низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;

2-  достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;

3-  оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.

  1. Параметры психического развития.

Для успешной реализации образовательной программы, согласно ФГОС, одним из условий является: «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)». Исходя из этого, важно наблюдать у детей и за развитием базовых возрастных характеристик, т.е., параметров психического развития, согласно определённому возрасту. Определить возрастные параметры психического развития сможет любой педагог-психолог учреждения.

Уровень развития возрастных параметров развития поможет педагогам и специалистам ориентироваться, может ли ребенок в полном объёме и на хорошем уровне воспринимать и усваивать материал программы, или эти знания для него ещё недоступны, и для него нужны пока другие задания. Таким образом, образовательная программа будет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая особенности его развития.

  1. Мониторинг планируемых целевых ориентиров.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Мы взяли из Стандарта целевые ориентиры образования в раннем возрасте как промежуточный результат,  в развитии детей 3-4 лет и три раза в год планируем выставлять ребенку баллы исходя из трехбалльной шкалы оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика уровня достижений ребёнка:

1-  низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется;

2-  достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации;

3-  оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.

                Таким образом, внедрение индивидуальной  карты позволит планировать и корректировать деятельность педагога по развитию социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка,          которые являются целевыми ориентирами дошкольного образования.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...

Индивидуальная карта развития ребенка дошкольного возраста (5-6 лет) в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС дошкольного образования п.3.2.3 гласит: "При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика проводится педагогическими работниками в рамках п...

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)

Карта индивидуального маршрута развития ребенка - дошкольника (в соответствии с ФГОС ДО)...