Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
статья на тему
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В настоящее время также отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведется формально. Даже в цикле статей невозможно рассмотреть все направления работы с родителями. Поэтому остановимся на тех проблемах, которые волнуют большинство современных родителей и могут быть решены силами педагогического коллектива детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
Автор-составитель воспитатель ГБДОУ детский сад №7 Ситкина Светлана Вадимовна
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В настоящее время также отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведется формально. Даже в цикле статей невозможно рассмотреть все направления работы с родителями. Поэтому остановимся на тех проблемах, которые волнуют большинство современных родителей и могут быть решены силами педагогического коллектива детского сада.
Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей
Под психолого-педагогическим образованием родителей понимается систематическая работа по передаче им знаний, формированию представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания.
Известно, что у воспитателей детских садов взаимодействие с родителями, связанное с проблемами развития ребенка, вызывает определенные трудности.
Прежде чем педагогический коллектив детского сада приступит к работе, важно коллегиально обсудить, а затем принять принципы взаимодействия с родителями:
• Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
• Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда
должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
• Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
• Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
• Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
• С уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
• Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
• Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка
Что значит взаимодействие педагогов с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Решений данного вопроса может быть очень много. Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (вебинары, мастер-классы, лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. (Заметим в скобках: традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т.п.).
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентиро-ванного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.).
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
За последние годы учеными и практиками разработано достаточно разных форм работы с родителями, но, как правило, эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С.В статье помещен материал о формах взаимодействия ...
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...
Презентация на тему: Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Данная презентация иллюстрирует материал доклада....
Статья "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи...
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Предложенная модель взаимодействия может послужить отправной точкой в организации работы как с педагогическим коллективом, так и с семьей....
Статья "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема"
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что требует сотрудничества родителей и воспитателя. Главной сотрудничества является помощь семье в создани...