Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
статья по коррекционной педагогике на тему
Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родителями позволяет изменить их отношение к речевому дефекту ребёнка, привести их к осознанию значимости своей роли в процессе речевого развития, а также увеличивает их осведомлённость в способах повышения уровня развития речи детей и привлекает их на путь сотрудничества с учителем-логопедом и воспитателями группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_maltsevoy_e.s.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Уважаемые коллеги! Тема моего доклада несомненно является очень значимой и актуальной. Логопед, занимаясь с ребенком, проводит с ним слишком мало времени. Этого времени бывает недостаточно для эффективного устранения дефектов звукопроизношения и всестороннего развития речи. Родители проводят со своим ребенком гораздо больше времени, общаются с ним, оказывают на него влияние, постоянно взаимодействуют с ним. И в силу всего этого именно они могут оказать неоценимую помощь логопеду в работе по развитию речи их ребенка. Но роль родителей в речевом развитии ребенка может быть действительно огромна только в том случае, если логопед правильно организует совместную работу с семьей. Только четко выстроенная, продуманная, последовательная работа может дать несомненно хорошие результаты.
Проблему работы с родителями затрагивают авторы многих книг и учебников по логопедии. Этой темы касается М.Ф.Фомичева в своей книге «Воспитание у детей правильного произношения», о работе с семьей говорит А.И.Максаков в книге «Правильно ли говорит ваш ребенок», уделяют данной теме внимание Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева и Г.В.Чиркина и др. Однако, должное внимание этот аспект работы логопеда стал приобретать именно на современном этапе развития логопедии. Именно сейчас проблема взаимодействия логопеда с родителями стала выходить на передний план. Очень ярко она освещена в статье Е.Ю.Разумовской «Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми», где рассматриваются многообразные методы и формы совместной работы учителя-логопеда и родителей. Прекрасный материал о том, как построить работу с родителями предлагается в статье Т.Н.Дороновой в журнале «Дошкольное воспитание» N 1, 2004 г., где излагается структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями.
Структурно-функциональная модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Работа по взаимодействию учителя-логопеда с родителями может быть представлена в качестве структурно-функциональной модели, разработанной Т.Н.Дороновой. Эта модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы учителя-логопеда. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.
Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье.
Очень важно, чтобы знакомство с семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Если же учителю-логопеду удастся искренне и с вниманием отнестись к чувствам и мнениям родителей, вести разговор на равных, “вслушиваться” в происходящее между ним и конкретным родителем, не рассчитывая на то, что родители будут во всём соответствовать его ожиданиям, вероятнее всего, произойдёт некоторое сближение в признании и понимании потребности и трудностей друг друга. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, стенды, газеты, библиотека для родителей и т.п.).
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. (Заметим: традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т.п.).
Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта, и т.д.).
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, праздники, издание семейных газет и многое другое.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны с развитием речи детей. В этот блок входят такие формы работы с родителями как индивидуальные и подгрупповые консультации для
родителей, открытые занятия, семинары-практикумы.
Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся учителем-логопедом.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ учителя-логопеда. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями и планирование их использования.
Коллективные и индивидуальные формы работы.
В начале октября проводится первое родительское собрание логопедической группы. Его тема: «Результаты логопедического обследования детей, задачи и формы работы по развитию речи». При подготовке собрания логопед проводит беседу с родителями, оформляет стенд, содержащий необходимую информацию о его работе, знакомящий родителей с нормативными документами. На стенде может быть представлена визитная карточка логопедической группы, подготовленная совместно с воспитателем.
Поступление ребенка в логопедическую группу является значительным событием, как для родителей, так и для логопеда. От того, как пройдет первая встреча, первое родительское собрание, как сложатся отношения между его участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Необходимо наполнить эту встречу особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для речевого развития детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.).
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому следует специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают. И, в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Учитель-логопед регулярно проводит консультации для родителей логопедических групп. Индивидуальные встречи с родителями систематически проводятся в течение года.
На такой встрече логопед может проводить индивидуальное занятие с ребенком. Цель занятия – показать успехи или затруднения ребенка в преодолении его речевого дефекта, какие требования к речи нужно предъявить на данном этапе к ребенку. Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную реакцию логопеда на участие родителей в выполнении намеченного плана совместных действий (родители все рекомендованные задания выполнили, не выполнили, выполнили частично, добились (не добились) положительных результатов); обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка с момента последней встречи родителей и логопеда; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.
Также учителем-логопедом проводится работа с подгруппами родителей, у детей которых обнаружены схожие (одинаковые) проблемы в речевом развитии. На подобных встречах родители получают подробную консультацию; наблюдают, как логопед работает над разрешением выделенных речевых проблем; разучивают необходимые дидактические игры, осваивают приемы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребенком (группой детей) под ненавязчивым контролем и руководством логопеда; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.
Консультации и индивидуальные, и подгрупповые обычно проводятся один раз в неделю в специально отведенный для этого день.
Темы, которые рассматриваются учителем-логопедом на консультациях, могут быть следующими:
Артикуляционная гимнастика.
Развитие мелкой моторики.
Выполнение домашнего задания.
Развитие мышления.
Работа над сказками.
Работа с книгой.
Речевые игры дома.
Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.
К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики.[16]
Родительские собрания проводятся также в январе и в мае. Цель второго собрания – показать родителям занятия логопеда с детьми, а также подвести некоторые итоги коррекционного обучения детей логопедической группы за первое полугодие и познакомить с задачами второго полугодия. В мае проводится заключительное собрание с сообщениями об итогах коррекционного обучения детей. Непосредственно перед родительскими собраниями проводятся открытые занятия.
Открытые занятия с детьми являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей. Темы открытых занятий различны. Это может быть «Дифференциация звуков с и ш», «Знакомство с ударением», «Мягкость и твердость согласных» и другие. Занятие проводится до выступления логопеда и служит хорошей иллюстрацией к его сообщению. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребенка; у них есть возможность сравнивать ответы, услышать и увидеть, как дети преодолевают свой речевой дефект, кому и как это удается.
Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами логопед добивается правильного произношения у детей, практикуется посещение обычных занятий родителями в течение года, исходя из необходимости и возможностей родителей.
Наглядные формы работы.
Учителем-логопедом создается специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.
Эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск газеты. Газета просвещает родителей в вопросах речевого развития детей дошкольников, помогает детям обучаться и развиваться через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела. Газета выходит один раз в два месяца и включает в себя постоянные рубрики:
1. Рубрика «Уроки для родителей» посвящена какой-либо проблеме или особенности речевого развития. В данной рубрике могут обсуждаться следующие вопросы: «Зачем языку делать зарядку», «Почему сначала звуки, а потом буквы», «Как руки помогают язычку», «Как сделать речь грамотной», «Поговорим о связной речи» и т.п.
В конце каждого урока родителям предлагается домашнее задание, выполнив которое они могут увидеть проблемы своего ребенка и осознанно помочь ему.
2. Рубрика «Домашняя игротека» посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное, полезными играми для детей.[13]
Сюда входит описание игр, способствующих развитию речи ребенка. Причем рубрика строится таким образом, что родителям задается не только как играть с ребенком, но и когда, где. Так сюда можно включить такие разделы: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада» и т.п.
Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.“Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
“Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, затем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
3. Рубрика «Пришли мне чтения доброго…» посвящена вопросам приобщения детей к художественной литературе. Здесь родители знакомятся с задачами художественной литературы, им предлагаются материалы и рекомендации для семейного чтения и задания для детей (рифмование, подбор сравнений к предметам и явлениям, сочинение, рисование).
По каждому номеру отслеживается обратная связь с семьями воспитанников (через анкетирование, встречи, круглые столы). [4]
Разнообразная наглядная информация для родителей может быть выставлена на специально подготовленном стенде. Стенд должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика. Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко, чтобы они сразу привлекали внимание. Стенд не должен быть перегружен материалами. При его оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, изображением матрешек, шариков, игрушек и т.п. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать недоверие к предлагаемому содержанию. Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий фотомонтаж. [8]
Прайс-листы сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
Традиции группы.
Уникальной формой взаимодействия с семьей является игротека. Игротеки проводятся во второй половине дня. Логопед с воспитателем соответствующим образом готовят группу к играм детей с участием их родителей. На нескольких столах готовятся различные игры, направленные на решение определенных речевых задач (лото, домино, ребусы, кроссворды и т.д.). Каждый ребенок сам определяет, во что он будет сегодня играть. Родители приходят по мере возможности. Но в течение года практически все родители и близкие детям люди смогут побывать на игротеке. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребенком и его друзьями на разных содержаниях, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего ребенка.
При организации игротеки важно помнить главное правило – новые учебные задания и содержания никогда не включаются в игротеку. Она нацелена только на закрепление пройденного материала. [3]
Логопеду совместно с воспитателем следует создавать особые речевые традиции группы. Это такие мероприятия как: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука», «День рождения феи Грамотеи», «Праздник красивой речи», «Путешествие на планету Читалия».
«Копилка слов». Традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинают привлекать родителей, например, через такие задания (которые даются детям): подобрать с мамой (папой, бабушкой, сестрой, братом) красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т. д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т. п.) предметом, показать всем детям и назвать его и др. По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки (рисунки) детей и родителей, соответствующие данному определению. Например, «Мягкие слова» - на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным мягкий (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными (по грамматическому строю речи), описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов и пр.
«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Рождается она в детском саду. Логопед «дарит» детям разнообразные слова к различным праздникам. В последующем он предлагает детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т. п.
«День рождения звука». Когда у того или иного ребенка появляется отсутствующий до этого звук, то это большое и радостное событие в жизни ребенка и его семьи. Оно не может быть не замеченным окружающими. Этому событию можно посвятить групповой праздник «День рождения звука». Ребенок, виновник торжества, готовит дома концертный номер. Например, стихотворение, в котором часто встречается определенный звук, песню и даже небольшие инсценировки (с участием своих родителей). Дети группы и воспитатели тоже готовят свои «речевые» подарки: читают стихи, дарят картинки, в названиях которых встречается нужный звук. Логопед и воспитатель планируют коллективную речевую игру.
Исследование влияния планомерной работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями на динамику отношения родителей к речевому развитию детей.
Цель данного исследования определить характер влияния планомерной работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями на динамику отношения родителей к речевому развитию детей. Отношения родителей к речевому развитию детей включает в себя:
1) отношение родителей к речевым дефектам ребенка;
2) осведомленность родителей в вопросах речевого развития детей;
3) активность участия родителей в совместной работе с учителем-логопедом и воспитателями.
Исследование условно делилось на два этапа.
Целью исследования на первом этапе было определить первоначальный характер отношений родителей к речевому развитию их детей при поступлении их в логопедическую группу. На первом этапе процесс исследования включал в себя составление вопросов анкеты, проведение анкетирования, обработку полученных данных и анализ результатов. Количество исследованных составило 14 человек взрослых обоего пола в возрасте от 24 до 37 лет. Исследования проводились на базе логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136».
Для проведения данного исследования была составлена следующая анкета:
- Как Вы оцениваете речевое развитие своего ребенка? Кажется ли оно Вам нормальным или Вас что-то настораживает?
- Что Вы делаете для развития речи ребенка в семье?
- Какие книги Вы читаете ребенку? Какая книга у Вашего ребенка самая любимая?
- В какие речевые игры Вы играете с ребенком? Какие игры, направленные на развитие речи, есть у Вас дома?
- Как Вы организуете просмотр детских передач? Каким передачам Вы отдаете предпочтение?
- Инсценируете ли Вы дома небольшие сказки, стихи, рассказы?
- Беседуете ли Вы с ребенком? Как Вы это делаете? Даете ли возможность ему высказаться? На какие темы ведутся беседы?
Обработка полученных данных дала следующие результаты:
N | Ответы |
1 | 42%-речевое развитие оценивают как нормальное 58% - отмечают неправильное произношение отдельных звуков |
2 | 14%-пытаются проговаривать неправильно произносимые звуки 35% - читают книги |
3 | 79%-сказки |
4 | 35%-в речевые игры не играют, дома речевых игр нет 65% - играют в речевые игры дома |
5 | 86%-смотрят только мультфильмы 14% - смотрят мультфильмы и познавательные передачи |
6 | 28%-устраивают дома инсценировки стихов и сказок 72% - инсценировок дома не устраивают |
7 | 58%-беседуют с ребенком только на бытовые темы 42% - проводят познавательные беседы об окружающем мире, обсуждают прочитанное, увиденное |
По результатам данной анкеты видно, каково отношение тех или иных родителей к речевому развитию их ребенка, и можно сделать следующие выводы:
1) 42% родителей совершенно не замечают нарушений в развитии речи ребенка, 58% родителей видят только наиболее заметные для них дефекты речи, не оценивая сложность нарушений в целом.
2) Большая часть родителей не уделяет должного внимания речевому развитию ребенка и не ориентируется в способах повышения уровня речевого развития детей.
Результаты проведенного анкетирования указали на слабые стороны родителей в отношении к речевому развитию детей и позволили сориентировать ход последующей работы, нацеленной на создание полноценного сотрудничества учителя-логопеда и родителей в процессе речевого развития детей.
С учетом результатов исследования в течение года проводилась многообразная, четко выстроенная и распланированная работа с родителями, включающая в себя такие формы, как родительские собрания, открытые фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, оформление родительского уголка с важной логопедической информацией, позволяющей родителям принимать активное участие в процессе речевого развития детей, проведение совместно подготовленных мероприятий и др.
Второй этап исследования проводился в ходе вышеописанной работы. На протяжении всего времени данной работы проводилось наблюдение за отношением родителей к речевому развитию их ребенка, к работе учителя-логопеда и воспитателей, направленной на повышение уровня развития речи детей. А также проводились беседы с родителями на разных этапах совместной работы, где выяснялось отношение родителей к речевому дефекту ребенка, оценивалось желание родителей сотрудничать с логопедом и воспитателями, определялся уровень их осведомленности в способах преодоления отставания в речевом развитии детей. Информация, полученная в ходе наблюдения и бесед, позволила сделать вывод о несомненной динамике в отношении родителей к речевому развитию их ребенка. Родители стали понимать, в чем заключаются проблемы в речевом развитии их ребенка; они стали гораздо более осведомленными по вопросам преодоления отставания в развитии речи детей и начали принимать активное участие в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей.
Таким образом, проведенное исследование показало, что планомерная работа учителя-логопеда с родителями позволяет изменить их отношение к речевому дефекту ребенка, привести их к осознанию значимости своей роли в процессе речевого развития, а так же увеличивает их осведомленность в способах повышения уровня развития речи детей и привлекает их на путь сотрудничества с учителем-логопедом и воспитателями группы.
Список литературы
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005.
- Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.
- Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Дошкольное воспитание, 2002, N2, С.13.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 – 5 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. / Учебное пособие, Барнаул, 2003.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.
- Дошкольные учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2006.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащими словами): Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно- развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002.
- Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями // Дефектология. – 1985, N5.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1976.
- Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
- Синяк В.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1969, с.4-9.
- Сидаренко Л. Логопедическая полянка // Дошкольное воспитание, 2003, N7, с.74.
- Солодянкина О.В. сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / пособие для работников ДОУ, М., 2005, с.19-23.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.: Уч. пособ. – М., 2006.
- Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989, с.6-0.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников."
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.Просвещение родителей в области педегогики и детской психологии....
Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."
Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Формы взаимодействия с родителями...
Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...
Презентация на тему: Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Данная презентация иллюстрирует материал доклада....
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Предложенная модель взаимодействия может послужить отправной точкой в организации работы как с педагогическим коллективом, так и с семьей....
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3» Кобзева Марина Александровна, учитель-логопед, Дмитриева Иванна Валерьевна, ПДО по ритмике.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 3»Кобзева Марина Александровна, учитель-логопед,Дмитриева Иванна Валерьевна, ПДО по ритмик...