Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
материал на тему
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольшего внимания к себе в плане представляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. По мнению А.И. Жуковой именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и другими малышами, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Поэтому очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. И абсолютно ясно, что именно с приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_vzaimodeystviya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_i_semi.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности.
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Творческий коллектив нашего дошкольного учреждения решил тоже предоставить новые формы работы, для этого мы провели социологический опрос среди жителей микрорайона.
Проведя социологический опрос в нашем микрорайоне, и опросив 72% респондентов (а это в основном молодые родители до 30 лет), мы выявили, что актуальным на сегодняшний день для многих из них является вопрос ранней социализации ребенка и его успешная адаптация к условиям развития и воспитания детского сада.
Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольшего внимания к себе в плане представляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. По мнению А.И. Жуковой именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов [7, с. 24]. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и другими малышами, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Поэтому очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. И абсолютно ясно, что именно с приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
По мнению Е.В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей [1, с. 15]. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Все это определяет актуальность данной темы.
Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
- Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
- Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?
- Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?
На основании изученной теоретической основы, определили проблемное поле: «Эффективность использования новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством реализации проекта «В детский сад – без слез!».
Определили форму сотрудничества с родителями и детьми – детско-родительский клуб «Росток», ключевая идея которого – оказание социальной услуги населению, создание дополнительных мест для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, создание системы гарантированного предоставления мест в ДОУ.
Предположили, что степень адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения будет снижена, если:
- создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей;
- определить тематику развивающих занятий по формированию адаптационных механизмов;
- сформировать систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ.
Целью работы является создание единого пространства развития детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет, посредством взаимодействия семьи и детского сада в дополнительной адаптационной группе кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
- Разработать нормативно-правовую базу.
- Изучить понятие и сущность адаптации детей к МБДОУ.
- Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста.
- Оказать педагогическую и психологическую помощь родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
Значимыми условиями для успешной реализации поставленных задач являются:
- развивающая среда;
- способность к сотрудничеству;
- профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;
- потребность родителей;
- опора на собственный опыт ребенка;
- обучение в действии.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” разработали программу взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста.
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Реализация проекта, рассчитана на 6 месяцев.
Родители с детьми могут посещать МБДОУ один раз в неделю: утром или вечером, позднее – через 2-3 месяца (с учётом пожеланий родителей и рекомендаций специалистов) 3 раза в неделю (игры-занятия эстетического, физкультурно-оздоровительного и познавательного цикла).
Игры-занятия проводятся в группе МБДОУ с выходом детей в музыкальный зал.
Время проведения занятий для детей 1.6 – 2 лет с 11.00 – 12.00, с 18.00.- 19.00 для детей 1 года до 1,6 лет.
В это время все помещения детского сада свободны (дети гуляют). В выходной день дети на занятия приходят после дневного сна.
При записи в группу родители приносят справку от педиатра о состоянии здоровья ребёнка.
Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.
В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.
Таким образом, программа нашего клуба “Росток” носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.
В ходе реализации проекта мы получили следующие результаты:
- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогическим персоналом учреждения.
- Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между МБДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в МБДОУ.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
Механизмы реализации проекта:
- Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона города.
- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
- Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Таким образом, процесс взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей будущих воспитанников, не только повлиял на снижение степени адаптации у детей к условиям МБДОУ, но и способствовал росту удовлетворенности родителей работой педагогов и МБДОУ в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».
Статья «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему ...
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса
Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса»....
Особенности воспитания упрямых детей в дошкольной образовательной организации и семье
Упрямство — это такой тип поведения человека, при котором он игнорирует предъявляемые к нему требования или просто отказывается их выполнять. Упрямство начинается с простого негативизма, когда в форме...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...
Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса».
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного вз...
статья "Современные формы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с родителями воспитанников"
В статье рассматриваются разнообразные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников....
Реферат музыкального руководителя на тему: “Формы взаимодействия педагогов образовательных организаций с семьями воспитанников.”
Реферат музыкального руководителя на тему: “Формы взаимодействия педагогов образовательных организаций с семьями воспитанников.&rdquo...