Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
методическая разработка на тему
Предложенная модель взаимодействия может послужить отправной точкой в организации работы как с педагогическим коллективом, так и с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков:
информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический | Практический | Контрольно-оценочный |
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему одежда грязная» и т. п. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.). Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое. | В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. | Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата. Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, данная модель является для руководителей дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом. |
Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему одежда грязная» и т. п.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок - практический, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата.
Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
доклад для воспитателей детского сада по взаимодействию работы педаогов и родителей....
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...
Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...
Презентация на тему: Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Данная презентация иллюстрирует материал доклада....
Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»
Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...