Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
статья по теме
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде
всего и дольше всего — люди. Из них на первом
месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
В статье помещен материал о формах взаимодействия педагогов с семьей
в ГБДОУ детском саду №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_seme.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде
всего и дольше всего — люди. Из них на первом
месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Первоначальным институтом воспитания маленького человечка является семья. Там он растет и развивается, учится любить, радоваться, сочувствовать. Именно родители впервые приводят свое драгоценное чадо в дошкольное учреждение, где происходит дальнейшее воспитание, развитие, формирование личности дошкольника, его социализация. Однако самая лучшая и проверенная педагогическая система без взаимодействия с семьей не будет иметь результатов. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому задача педагогов ДОУ, на современном этапе, помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно осуществляться стихийным путем.
В законе «Об образовании Российской Федерации» прописано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
К сожалению, на сегодняшний день педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Перед современными семьями стоит ряд причин влияющих на благополучие и воспитательные функции, такие как:
- недостаточность компетентности родителей в вопросах дошкольной педагогики и психологии;
- нацеленность родителей на материальное обеспечение семьи, необходимое для физического выживания, чем на воспитание детей;
- нехватки времени, уделяемого общению с ребенком;
- увеличение количества неполныхсемей, семей с одним ребенком;
- нежелание молодых родителей перенимать опыт по воспитанию детей от старших поколений.
Современные родители нередко наносят вред своим детям, совершая ошибки, в деле воспитания. Очевидно что, даже не обладая специальными знаниями, родители могут сформировать положительные качества личности, дать знания, выработать умения и навыки. Однако, не владея методиками и технологиями воспитания и обучения, основываясь только на собственном опыте и мнении, невозможно добиться всесторонне развитой гармоничной личности.
На сегодняшний день, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Педагог во взаимоотношениях с семьей выступает как равноправный партнер, квалифицированный советчик в вопросах воспитания будущих ответственных граждан России.
В недавнем прошлом детский сад рассматривался многими семьями лишь как учреждение для дневного пребывания и присмотра детей, а сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Так педагогами ГБДОУ детский сад №23 сформирована система по осуществлению взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Результативность этого взаимодействия во многом зависит от четкого планирования деятельности, последующего ее анализа, и от умения педагогов в общении с родителями использовать разнообразные формы и методы. Воспитатели дошкольного учреждения используют следующие формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения:
- тематические консультации групповые и индивидуальные,
- родительские собрания,
- совместные праздники и экскурсии,
- анкетирование,
- педагогические беседы,
- родительские записки,
- тематические выставки,
- совместное оформление творческих работ, альбомов, газет,
- фото и художественные выставки,
- взаимодействие с родительским комитетом,
- педагогическая библиотека для родителей,
- информационные стенды,
- папки-передвижки.
Групповые родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. На них присутствую воспитатели, заведующая, методист, медицинская сестра, руководитель по физическому воспитанию, психолог, логопед.На обсуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.
Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.
Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей. С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.
В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.
Родители в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами к воспитателю, заведующей, психологу или медицинскому работнику. Вопросы можнозадаватьво время личного общения, либо в виде записки в письменном виде.
Важным направлением в работе педагогов ГБДОУ детского сада №23 с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи, для этого проводятся:
- целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей,
- беседы с членами семьи,
- анкетирование родителей,
- изучение результатов детской деятельности,
- изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет,
- изучение представлений взрослых о себе как о родителях.
Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое педагогами дошкольного учреждения, имеет целевую направленность. В содержание такого просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья ребенка, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинский работник детского сада. Причем советы и рекомендации проводятся как вообще о детях, так и о ком-то конкретно.
Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
В настоящее время актуальными задачами для дошкольного образовательного учреждения ГБДОУ детского сада №23 продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы результативности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников
Факторы результативности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личност...
Консультация для воспитателей. Результативное взаимодействие с родителями в детском саду с целью их педагогического просвещения.
Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов детского сада. В статье рассмотрены несколько эффективные способов взаимодействия педагогов с родителями....
Взаимодействие дошкольного учреждения, семьи, социума на современном этапе развития общества.
Из личного опыта...
«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны...
Материалы подтверждающие результативность взаимодействия в педагогическом сообществе
Диплом 1 степени VIII Междунаролдного профессионального конкурса "Гордость россии" в номинации Инновационные методики и технологии в обучении",Диплом за участие в Межрегиональном открыт...
Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»
Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ
Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...