Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
статья по теме

Черкасова Людмила Александровна

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде

всего и дольше всего — люди. Из них на первом

месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

В статье помещен материал о  формах взаимодействия  педагогов с семьей

в ГБДОУ детском  саду №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_seme.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного  учреждения  с семьей

                                                          Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде

всего и дольше всего — люди. Из них на первом

месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Первоначальным институтом   воспитания маленького  человечка является  семья. Там он растет и развивается, учится  любить, радоваться, сочувствовать. Именно родители впервые приводят  свое драгоценное  чадо  в дошкольное учреждение, где происходит дальнейшее   воспитание,   развитие, формирование личности дошкольника, его социализация. Однако  самая  лучшая и проверенная  педагогическая система без взаимодействия с  семьей не  будет иметь результатов. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому задача педагогов ДОУ, на современном  этапе,  помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно осуществляться  стихийным путем.

В законе «Об образовании Российской Федерации» прописано, что  родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

К сожалению, на сегодняшний день педагоги отмечают снижение  воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.  Перед  современными семьями  стоит ряд причин  влияющих на благополучие и  воспитательные функции, такие как:

  • недостаточность компетентности родителей  в вопросах дошкольной педагогики и психологии;
  • нацеленность родителей на  материальное обеспечение семьи, необходимое для физического  выживания, чем на  воспитание детей;
  • нехватки времени, уделяемого общению с  ребенком;
  • увеличение  количества неполныхсемей, семей  с одним  ребенком;
  • нежелание  молодых родителей перенимать опыт  по  воспитанию детей от старших  поколений.

        Современные  родители  нередко наносят  вред  своим  детям,  совершая  ошибки,  в деле  воспитания. Очевидно что, даже  не обладая  специальными знаниями,  родители  могут  сформировать положительные  качества личности, дать знания, выработать  умения и  навыки. Однако, не  владея методиками и технологиями воспитания  и  обучения, основываясь  только на  собственном  опыте и  мнении, невозможно  добиться  всесторонне  развитой гармоничной  личности.

        На сегодняшний день, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Педагог во взаимоотношениях с семьей выступает как равноправный партнер, квалифицированный советчик  в вопросах  воспитания будущих  ответственных  граждан России.

В недавнем  прошлом  детский  сад  рассматривался многими семьями лишь как учреждение для  дневного пребывания и присмотра  детей, а сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Так педагогами  ГБДОУ  детский сад №23 сформирована  система  по осуществлению взаимодействия  образовательного  учреждения  с семьей. Результативность этого  взаимодействия во многом зависит от  четкого  планирования деятельности, последующего ее анализа, и от умения  педагогов в  общении с родителями использовать  разнообразные формы и методы. Воспитатели  дошкольного  учреждения  используют следующие  формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения:

  • тематические консультации групповые и  индивидуальные,
  • родительские собрания,
  • совместные праздники и экскурсии,
  • анкетирование,
  • педагогические беседы,
  • родительские записки,
  • тематические выставки,
  • совместное оформление творческих работ, альбомов, газет,
  • фото и художественные выставки,
  • взаимодействие  с родительским комитетом,
  • педагогическая библиотека для родителей,
  • информационные стенды,
  • папки-передвижки.

Групповые родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. На них присутствую воспитатели, заведующая, методист, медицинская сестра, руководитель  по физическому воспитанию, психолог, логопед.На обсуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.

Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

        Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей.  С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.

В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.

Родители в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами к воспитателю, заведующей, психологу или медицинскому работнику. Вопросы можнозадаватьво  время личного общения,  либо в виде записки  в письменном виде.

Важным направлением в работе педагогов ГБДОУ детского  сада №23 с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи, для этого проводятся:

  • целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей,
  • беседы с членами семьи,
  • анкетирование родителей,
  • изучение результатов детской деятельности,
  • изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет,
  • изучение представлений взрослых о себе как о родителях.

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое педагогами дошкольного учреждения, имеет целевую направленность.  В содержание такого  просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья ребенка, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинский работник детского сада. Причем советы и рекомендации проводятся как вообще о детях, так и  о ком-то конкретно.

Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.

В настоящее время актуальными задачами для дошкольного образовательного учреждения ГБДОУ детского  сада №23 продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы результативности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

Факторы результативности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников       Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личност...

Консультация для воспитателей. Результативное взаимодействие с родителями в детском саду с целью их педагогического просвещения.

Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов детского сада. В статье рассмотрены несколько эффективные способов взаимодействия педагогов с родителями....

«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

Актуальным становится поиск и внедрение  наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны...

Материалы подтверждающие результативность взаимодействия в педагогическом сообществе

Диплом 1 степени VIII Междунаролдного профессионального конкурса "Гордость россии" в номинации Инновационные методики и технологии в обучении",Диплом за участие в Межрегиональном открыт...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...