Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.
консультация на тему
В консультации даны рекомендации для родителей по развитию речи (методика по составлению предложений)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.
В обучении детей с нарушениями слуха широко используются картинки: предметные, сюжетные, серии картинок. Представление детей о том, что изображено на картинке, часто не соответствует ее действительному содержанию. Поэтому так важно взрослому уяснить, что именно видит ребенок в изображении на картинке, и добиться адекватного понимания им изображения. Чтобы дети полнее понимали содержание картинки, они должны обязательно сами, своими действиями, движениями передать то, что они видят. Например, перед ребенком картинка с изображением идущего мужчины. Взрослый просит ребенка изобразить это (“Что тут? Изобрази”) – ребенок идет. На другой картинке бежит собака – ребенок становится на четвереньки и бегает по комнате (может “лаять”: “Ав-ав”). Название картинкам следует давать только после того, как ребенок изобразит нарисованное. Иначе может случиться так (и это бывает довольно часто), что взрослый видит одно, а ребенок – другое, следовательно, название, которое дает действию взрослый, не соответствует тому действию, которое видит ребенок.
При работе с картинками, на которых изображены дети, полезно давать им разные имена (имена мальчиков и девочек), так как из-за дефицита общения с другими детьми у глухих очень беден словарь имен, и долгое время они не ассоциируют имя с полом ребенка.
Демонстрация действий по картинкам начинается уже на первом году обучения и продолжается в течение всего периода обучения, постепенно усложняясь: от изображения единичного действия дети приходят к пониманию сложной картинки с изображением нескольких персонажей.
Продемонстрировав действие, изображенное на картинке, ребенок должен сказать, что на ней нарисовано. На начальном этапе обучения это будет единичное слово: существительное или глагол (в лепетной, усеченной и полной формах). Уже на этом этапе нужно делать подписи к картинкам. Сначала (пока ребенок не умеет писать) картинки подписывает сурдопедагог; научившись писать, это делает сам ребенок.
Для данной работы целесообразно использовать книжки-ширмочки, состоящие из одних картинок, или обычные книжки с картинками, текст в которых заклеивается. В этом случае придуманные детьми подписи к картинкам составят адаптированный текст книги. Таким образом будет накапливаться маленькая библиотечка детей с их собственными текстами. Эти тексты доступны пониманию детей, поэтому они будут читать их с интересом.
Та же методика работы с картинкой осуществляется на всех годах обучения. Речь детей при этом усложняется. Слово заменяется словосочетанием или фразой. При переходе к сюжетным картинкам описание становится более развернутым.
Данный вид работы следует использовать для развития описательной речи детей. Педагог может:
а) распространить сказанную ребенком фразу;
б) ввести новое слово;
в) повторить фразу ребенка, заменив в ней слова синонимами;
г) повторить фразу ребенка, изменив порядок слов.
Например:
Дети пришли в лес. Дети гуляли по лесу (в лесу) – В лесу гуляли дети; девочка собирает цветы – девочка рвет цветы;
на улице идет дождик – дождик идет – на улице пасмурно, на небе тучи, дождик.
Такая работа необходима для того, чтобы в речи детей не закреплялись фразы-штампы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-157861-1671071376.jpg)
Рабочая программа для слабослышащих воспитанников 2-го года обучения
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1058800-1543689063.jpg)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".
Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1375451-1641364051.jpg)
Консультация "Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам"
Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения)....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/08/picture-1382812-1675875662.jpg)
Составление предложений по предметным картинкам.
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027079-1522563889.jpg)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста: составление рассказов по сюжетным картинкам»
Система занятий с сюжетными картинками развивает у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»
Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/15/picture-1548486-1734237887.jpg)
Консультация для педагогов «Методика обучения детей составлению рассказа по сюжетной картинке»
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...