Как ознакомить детей с признаками и свойствами воды
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Эта разработка поможет вызвать интерес к этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_oznakomit_detey_s_priznakami_i_svoystvami_vody.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Ягодка»»
Тема: «Как ознакомить детей с признаками и свойствами воды»
Методическая разработка
Составитель:
Куликова А.И.
г. Прокопьевск 2014
Список использованной литературы:
- «Солнечная тропинка» Л. С. Журавлёва.
- «Любовь к природе воспитываем с детства»
- «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломина.
- «Живая экология» А. И. Шанова
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А. И. Шанова
- Программа «Детство» В. И. Логинова
- «Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова
- «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.М. Бондаренко
- «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко.
Как ознакомить детей с признаками и свойствами воды.
Как вызвать у них интерес к этой теме? Дошкольники уже способны усвоить представление о трех состояниях воды, в которых она встречается в природе. Начнем с жидкого состояния воды – самого привлекательного для детей. Первое представление о ней складывается в младшем дошкольном возрасте: вода течёт, течёт из крана, течёт в весеннем ручейке. Затем оно расширяется: вода растекается, воду можно разлить.
Ознакомиться с этой особенностью воды дети могут в повседневной жизни.
Для уточнения представления о текучести воды можно провести несложный опыт.Возьмите два стакана, наполненные водой, а также два-три предмета, выполненные из твердого материала (например, деревянные ложки, линейка, кубик). Сравните свойства воды и предметов из твердых материалов: вода льётся, растекается, а твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних предметов в другие (чашка, блюдце, пузырёк, баночка и т. д.) В заключение обобщите результаты экспериментирования детей: вода меняет форму, вода принимает форму предмета, в который её наливают.
Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, безвкусная, прозрачная, без запаха. Представление о воде как жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят про воду: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «солёный», «горький», «кислый». А можно про воду сказать, что она сладкая, солёная или кислая? Таким доступным способом можно сформировать у ребёнка представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Попросите вспомнить предметы, имеющие белый цвет. Поставьте стакан воды и молока, положите рядом лист белой бумаги. Так с помощью наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная. С этим признаком воды непосредственно связан другой – прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на практике.
Приготовьте для каждого ребёнка банку с водой и набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические пробки). Сначала выясните, усвоили ли дети понятие «прозрачный». Предложите им найти прозрачные предметы в групповой комнате. Дети, конечно, назовут стекла в окнах, аквариуме, стаканы, графин для воды и пр. Далее предложите им выполнить следующее задание: доказать, что вода, стоящая перед ними в банке, прозрачная. Можно спросить у детей: всегда ли вода в аквариуме прозрачная? Почему она становится мутной? Прозрачная ли вода в реке, море, озере, луже? В заключение подведите детей к сообщению: чистая вода - прозрачная, мутная и грязная – не прозрачная.
У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым будет очень интересно дошкольнику: способность поверхности воды отражать окружающие предметы.
В тихий безветренный день подведите детей к любому водоёму даже к луже). Рассмотрите, что отражается в воде. Пусть они найдут своё отражение, вспомнят, где еще его можно увидеть. Старшим дошкольникам интересно будет знать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над речкой, бочкой с водой.
Представление о превращении воды в твёрдое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдения за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж и т. п. Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно – вода замерзает, тепло – тает. Можно провести несложные опыты, наблюдая за таянием снега и замерзанием воды. Перед опытом спросите у детей: что станет с водой, если её вынести на мороз, что будет со льдом, если его внести в тёплое помещение?
Такое предвосхищение результатов опыта потребует от детей умения анализировать и обобщать свои повседневные впечатления о таянии снега и замерзании воды. В опытах необходимо продемонстрировать разные условия перехода воды от одного состояния в другое: сравнить время замерзания воды в большой и маленькой формочках, воды чистой и подкрашенной; сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно и рыхло, снега и льда, кусочков льда, помещенных в пробирках, опущенных в холодную, теплую, горячую воду. Дети сами должны участвовать в изменении условий, необходимых для перехода воды из одного состояния в другое, в преобразовании ситуации.
Такие опыты хорошо сочетать с длительными сравнительными наблюдениями на прогулках. Так, в конце зимы можно предложить старшим дошкольникам найти те уголки на участке детского сада, которые утром и днём мало освещаются и согреваются солнцем. Наблюдения за ними позволят детям сделать выводы о том, как в этих местах будет таять снег: быстро или медленно. В ходе последующих наблюдений дети сравнивают своё предположение с реальным явлением таяния снега. В процессе длительных наблюдений они убеждаются, что грязный, тёмный снег сходит раньше чистого, светлого и т. д.
Без специальной подготовки дети даже старшего дошкольного возраста не всегда правильно называют такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Поэтому при ознакомлении их с физическими свойствами льда, снега необходимо последовательно обучать детей действиям по обследованию признаков: погладить поверхность для определения гладкости; притронуться к ним – для выявления температурных особенностей; ударить – для обнаружения прочности или хрупкости.
Многие свойства снега дети усваивают в играх с ними. Так, они устанавливают , что в тёплую погоду снег липкий (из него лепят снежки, фигурки), тяжёлый (снежные комья для снеговика не под силу поднять без помощи), влажный, сырой(после прогулки варежки мокрые). А в морозную погоду внимание детей обращают на то, как изменились свойства снега: из него нельзя лепить, скатать ком, ветер легко поднимает снег и кружит его в воздухе, переносит с места на место. Дети без особого труда отвечают на вопросы о свойствах снега в морозную погоду: сухой, пушистый, лёгкий, рассыпается.
Эти признаки снега можно еще раз отметить во время снегопада. В тёплую погоду идет хлопьями, а в морозную падает отдельными снежинками. Можно предложить детям поймать на варежку снежинку или хлопья, рассмотреть их.
Дети уже 4 – 5 лет без труда определяют, что хлопья состоят из множества отдельных слипшихся снежинок. «Как комок ваты», - говорят ребята. Старшие же дошкольники понимают причину образования хлопьев: в тёплую погоду влажно, снежинки стали липкие.
Наблюдение снежинок – увлекательное и полезное занятие: дети наблюдают и сравнивают, находят различие, поскольку снежинки по форме разнообразны и кажется, что нет двух одинаковых. Затем дети с удовольствие рисуют снежинки, вырезают их, наклеивают на тёмную бумагу.
И еще одно удивительное создание природы, которое помогает детям одновременно наблюдать и таяние снега, и превращение воды в лёд, - это сосульки. У дошкольников особый интерес к сосулькам: им нравится их необычная форма, напоминающая ледяную морковку или пику, то, что они блестят, переливаясь на солнце; растут на глазах или с шумом падают вниз. Старшие дошкольники способны понять причину образования сосулек. Обычно их внимание обращается на то, что сосульки образуются со стороны крыши, где сильно греет солнце, т. е. раньше начинает таять снег. Но это только одна причина образования сосулек: таяние снега днем и появление капели. Детям доступна и другая – ушло солнышко, стало холодно, сбежала капелька с крыши, а пока скользила вниз по сосульке, замерзла и стала льдинкой. Чем больше таких смелых капелек пустилось в путь после того, как солнце стало укладываться спать, тем длиннее выросла сосулька. А почему сосульки падают вниз? Старшие дошкольники сумеют связать падение сосульки с её ростом, увеличением массы.
Сложнее всего дать детям представление о газообразном состоянии воды: туман, пар, тучи, облака, поскольку их надо будет познакомить с таким физическим явлением, как испарение.
Элементарное представление об испарении воды дети могут получить, выполнив несложный опыт. Возьмите стакан с горячей водой, накройте его холодным стеклом и наблюдайте сначала образование пара на стекле, а потом превращение капель пара в капельки воды. Затем подержите стекло над промокательной бумагой - капельки упадут на неё и оставят заметный след.
В повседневной жизни следует почаще привлекать внимание детей к фактам испарения воды: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из под крышки кастрюли. Вернулись с прогулки в сырой одежде – и окна в раздевалке запотели, «заплакали».
Конечно, знания о превращении воды в газообразное состояние довольно сложны, их усвоение возможно при условии организации практической деятельности детей, использовании опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится: дети обладают разными способностями, отличаются направленностью интересов, степенью обучаемости. Ясно одно: обучение на достаточно высоком уровне трудности более прогрессивно для психического развития ребёнка, чем обучение с обеднённым содержанием.
Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их дети вместе с воспитателем создают специальные условия, которые способствуют выявлению того или иного скрытого признака.
Опыты помогают ребёнку лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связь между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
ОПЫТЫ
(Старший дошкольный возраст)
1.Волшебница вода
Опыт №1
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба
стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в
каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим
палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт №2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для
сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт №3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы
ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких,.следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
«Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно
доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше
пара.
Опыт №6
«Вода – жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите
аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и
попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет?
Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком
попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт №9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что
происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт №10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он
положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во
влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях,
например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт №11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли
цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт №12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №13
«Лед легче воды»
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №14
«Друзья – враги»
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт №15
«Спичка-пленница»
Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спчка
вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт №16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в
подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри
стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается
цветком.
Опыт №17
«Спичечные бега»
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь.
На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая
пленка. Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды
вокруг и отталкивает спички.
Опыт №18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд,
наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды –давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажите их детям в теме «Деревья».
Опыт №20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно
поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды.
Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите
его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт №22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть,
как образуются шарики-капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт №23
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите у детей, на что похоже слово «ра-дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра-круг».
Опыт №24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для
термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался
снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт №25
«Замерзшая вода двигает камни»
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее
отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из вода и закройте нижнее отверстие пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт №26
«Встреча с ручейком»
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Опыт №27
«Капельки»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите
достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт №28
«Вода способна смачивать и очищать предметы» Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это: С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода. Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «живой водой».
Опыт №29
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт №30
«Иней»
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась
снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Занятие.
«Что мы знаем о воде-водице?»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.
- Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)
- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
- А что такое вода? (Ответы детей)
- Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
(прикрепить на доску)
- Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.
- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
- я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
- Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
- Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!
Без воды не может быть жизни. Вода – органическая часть тканей живых существ. У человека и животного она входит в состав крови, разносит по всему организму питательные вещества, выводит вредные. Для некоторых растений и животных вода – среда обитания. Вода используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей младшей группы со свойствами воды
занятие-экспериментирование с водой...
Ознакомление детей младшего возраста со свойствами воды.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность. Ещё древние китайцы говорили: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды». Цели: Формирование и систематизирование знаний детей о свой...
Конспект прогулки для детей 5-6 лет «Свойства воды»
Учить видеть красоту зимнего пейзажа, закреплять знания детей о зиме; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; продолжать знакомить со свойствами воды через знакомство...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность, лед).Задачи:1.Образовательные:познакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; твердое состояние воды (лед);учит...
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию для детей средней группы Тема: свойства воды
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию для детей средней группыТема: свойства водыЦель: развивать у детей познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельно...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования для детей среднего возраста Тема: "Свойства воды"
Цел: обогатить представления детей о свойствах воды путем экспериментальной деятельности....