Учёт гендерных особенностей девочек при организации игровой деятельности.
статья (подготовительная группа) по теме
Статья "Учёт гендерных особенностей девочек при организации игровой деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_gendernyh_osobennostey_devochek_pri_organizacii_igrovoy_deyatelnosti.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет гендерных особенностей девочек при организации игровой деятельности.
В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать, так это то, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Рыбалко Ольга Валентиновна
Воспитатель ГБДОУ №27 Невского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт гендерных особенностей при организации совместной деятельности педагога с детьми
Статья об организации работы с детьми с учетом гендерных особенностей....
Инновационный проект "Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей"
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей во...
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей...
Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
Часто, при создании предметно-развивающей среды большее внимание отдаётся девочкам, но необходимо учитывать и потребности мальчиков для полноценного развития личности....
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
«Учёт гендерных особенностей дошкольников в организации развивающей среды группового пространства : воспитываем мальчиков и девочек»
Сообщение по данной теме поможет нам организовать развивающую среду группы с учётом гендерных особенностей дошкольников....
"Особенности конструирования в организации игровой деятельности"
ИГРА – основная деятельность детей. Выгодский Л.С. писал: « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельнос...