Учёт гендерных особенностей при организации совместной деятельности педагога с детьми
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Горбаткова Оксана Анатольевна
Статья об организации работы с детьми с учетом гендерных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учёт гендерных особенностей при организации совместной деятельности педагога с детьми

                                          Горбаткова О.А., воспитатель I квалификационной категории,

МБДОУ №22 «Искорка»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Беседы с детьми на темы «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь», «Когда ты вырастешь, то станешь…», «Любимые занятия у девочек и мальчиков» показывают, что установки и предпочтения детей носят смешанный характер, не всегда имеют гендерную устойчивость. Наблюдая за детьми, я замечаю, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности не учитываются. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. [5;5]

Основная трудность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников – это особенности взаимодействия педагогов-женщин с мальчиками при недостаточности или отсутствии мужского влияния.

Окруженные женщинами и в детском саду, и в семье, мальчики перенимают фемининную стратегию поведения и рискуют не вырасти мужчинами, готовыми принять серьезные жизненные решения и нести ответственность за них. Из этого следует, что у педагогов недостаточно теоретических знаний о психосоциальных различиях мальчиков и девочек. В связи с этим возникают трудности применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников (познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной).

Педагоги испытывают трудности и в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связанно с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, переход от большой, трехпоколенной семьи к семье малой, двухпоколенной, от четкого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и отсутствие привлекательности для некоторых работающих матерей работы по дому и т.д.).

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Я сформулировала цель своей работы: создание условий для реализации и формирования гендерных особенностей детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

  1. Организовать предметно-развивающую среду в группе с учетом гендерных особенностей воспитанников.
  2. Изменить свою педагогическую  позицию при организации разных видов деятельности с целью формирования гендерных предпочтений детей.
  3. Включить в содержание взаимодействия с семьями воспитанников работу по формированию гендерной компетентности родителей.

Традиционные принципы построения предметно-развивающей среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в центрах  для мальчиков и девочек, свободный выбор центра детьми, возможность организации совместных игр.

Вместе с тем в построении среды необходимо учитывать гендерные различия, не отвергать современные игрушки, но и не забывать старинные («секретики», атрибуты народных игр и т.д.). В дошкольной педагогике наблюдается явный крен в сторону феминизации, это объективно связано с тем, что воспитатели, как правило, женщины. В большинстве детских садов педагоги стремятся создать унифицированную предметно-развивающую среду, тем не менее, она имеет преимущественно «девичий уклон». У мальчиков, в лучшем случае, есть машины, строительный материал и набор инструментов.

Проведенный анализ предметно-развивающей среды в группе побудил меня выделить в помещении группы, специально оборудованные игровые центры для мальчиков и девочек которые содержат игрушки для детей обоих полов: элементы костюмов для ряжения, девичьи секретики, инструменты для мальчиков, и организовать места для совместной деятельности («Дом», «Кухня», «Центр книги» и т.д.), в ходе которой девочки оставались бы девочками, а мальчики - мальчиками.

Учитывая особенности игр мальчиков и девочек, с помощью пап создали мобильную платформу, на которой мальчики  имеют возможность строить, девочки - играть с куклами и мелкими игрушками. Конструируя на передвижной платформе, дети могут развернуть богатый и содержательный сюжет. У детей появилась возможность не разбирать созданную конструкцию, а придумывать варианты, как дополнить постройку. Благодаря свободному подходу к мобильной платформе и ее доступности дети меньше конфликтуют, создаются условия для сотрудничества, а в группе появилось свободное пространство.

Готовность применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников у меня, как у педагога, формировалась на  основе глубокого изучения гендерных особенностей мальчиков и девочек.

Работу по гендерному воспитанию осуществляю как на совместных, так и на специально организованных занятиях с девочками и мальчиками. Раздельные занятия провожу не для того, чтобы научить каким-то особым умениям, а для того, чтобы содействовать становлению и развитию личностных качеств, обеспечивающих успешность, как мальчиков, так и девочек. На таких занятиях происходит не столько обучение, сколько содействие (сопровождение деятельности), следствием которого является обретение мальчиками инициативы, решительности, целенаправленности, устойчивости, выносливости, а девочками – нежности, терпимости, скромности, готовности к мирному разрешению конфликтов («Секретные совещания» раздельно - с мальчиками и с девочками, «Мальчики – юные мастера», «Девочки – маленькие хозяюшки»).

Особое внимание следует уделять общению с детьми. В настоящее время обращение воспитателей к подопечным ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации ребенком образа Я с определенной социальной ролью.

Решение задач гендерного воспитания детей невозможно без сотрудничества воспитателей со специалистами ДОУ. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.). Использование бросового материала способствует развитию детского воображения, например: мальчики, мастерят для кукол мебель из коробочек, макет «Автогородок», девочки принимают участие в оформлении и украшении изделий. 

Одним из средств формирования полоролевого поведения детей является музыка. Музыкально – ритмические движения предполагают дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах предлагаем ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (потешки, сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал, элементы мужских и женских костюмов. Детям читаю и рассказываю произведения о феях, волшебницах, красавицах, богатырях, рыцарях, спортсменах, силачах, людях мужественных профессий. Для чтения выбираю  произведения, которые несут в себе отражение мужских и женских качеств. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Поскольку театрализация – это синтез художественного слова и музыки.

В процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются задачи гендерного воспитания. На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так, у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др. Создаю игровые ситуации, в которых мальчики проявляют мужественность (помогают девочкам ремонтировать игрушки, носить тяжелые предметы, защищают девочек), девочки - женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол, нежно и ласково обращаются с куклами-детками). При этом поощряю мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам и т.д.

В процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. В играх – драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность прочувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением. В таких играх важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Я организую совместные игры для девочек и мальчиков по семейно-бытовой тематике. При планировании игр на семейно-бытовую тематику важно использовать разные приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность, например: в игре «Автомастерская» создать игровую ситуацию «перерыв на обед»  (Мальчики - «слесари» долго работали). Воспитатель, обращается к девочкам: «Девочки,  пора наших мальчиков накормить. Надо приготовить им обед». «Мальчики – «водители», привезите девочкам овощи, фрукты, хлеб, молоко» и т.д.

Разъясняя детям, ход военных и героических игр, делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Необходимо рассказать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин, помочь осознать - и возвысить! - их значимость в семье. Педагог не должен устраняться от руководства военными играми, должен расширять тематику игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели» и др.), в которых мальчики учатся преодолевать трудности, быть смелыми, выдержанными.

 С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.[18;25]

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

При организации работы с родителями по формированию у них гендерной компетентности привлекаю их к занятиям по интересам с детьми на «Вечерней мастерской» по изготовлению макетов и атрибутов для игр мальчиков и девочек, к участию в совместной игровой деятельности с детьми. Провожу анкетирование с родителями по данной проблеме, семейное проектирование «Моя мама, папа на работе», «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки» и др.

Итогом нашей совместной работы являются, праздники и развлечения, семейные посиделки, разнообразные тематические выставки, конкурсы на тему сказок, конкурсы чтецов стихотворений согласно тематике недели. При планировании взаимодействия с учреждениями культуры и спорта учитываю гендерные интересы своих воспитанников. Планирую экскурсии, встречи с интересными людьми, совместные праздники «День защитников Отечества», «День Победы», посещение концертов, выставок, спектаклей. Практика доказывает  эффективность данных видов деятельности при формировании гендерной устойчивости у детей дошкольного возраста. Эту работу я планирую осуществлять и далее,   используя воспитательные и развивающие возможности представленных видов деятельности.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие/ Т.В.Бендас.- СПб: Питер, 2008.-431с.

2. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию/ В.М.Банщиков, Б.Ф. Ломова.- М. 1975.

3. Всероссийская научно-практическая  конференции «Дошкольное образование» история и современность»: сб. материалов - Иркутск, 2009.- 305с.

4. Губарев И. Мужской подход к воспитанию/ И.Губарев// Обруч. 2008.-№1.- С. 11-14.

5.Доронова Т.Н. Пол или гендр?/ Т.Н. Доронова // Обруч.-2009.-№3.-С.3-6

6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Пособие для дошкольных учреждений. Т.Н. Доронова.- М.: Линка -Пресс, 2009.- 224с.

7. Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников /Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии.-1985.- №3.-С.165-169.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя/ Н.В.Кузьмина.- М.: Высшая школа, 1990.- 119с.

9. Каган В.Е. Система различий. Психика и пол детей в норме и патологии/ В.Е. Каган - Л.: Медицина.-1988.

10. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.С.Кон -М.: Изд.центр«Академия», 2003.- 336с.

11. Козлов, В.В. Гендерная психология/ В.В.Козлов, Н.А.Шухова.- Учебник для вузов.- СПб.: Речь, 2010. – 270 с.

12. Колесов, Д.В. Физиолога - педагогические аспекты полового созревания/ Д. В.Колесов, Н.Б. Сельверова - И.: «Педагогика», 1978, 224 с. Ил. (Науч. - исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. Пед. наук СССР).

13. Михайленко, И.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ И.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. – НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие» - 2000.

14. Панько, Е.А. Психология труда воспитателя/ Е.А. Панько.- Минск: Высшая школа, 1982.-199с.

15. Репина,Т.А. Проблема полоролевой социализации детей/ Т.А.Репина.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2004.-288 с.

16\ Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду/Т.А.Репина//Вопросы психологии.1984.№4.-С.62-69.

17. Репина, Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? /Т.А.Репина//Дошкольное воспитание.-1993.-№ 4 27. Репина,Т.А.

18. Соколова, Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях/ Л.В.Соколов, А.Ф. Некрылов. – М.: Айрис – Пресс, 2003. – с. 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности педагогов с детьми по интеграции образовательных областей»

«Организация совместной деятельности педагогов с детьми                 по   интеграции образовательных ...

Организация совместной деятельности педагога с детьми

«Зимний калейдоскоп»Тема: «Раз иголка два иголка»«ВРЕМЕНА ГОДА» Организация совместной деятельности педагога с детьми в 1 мл.гр(составила: воспитатель МБДОУ№9 Кудряшова С.П) Цель:● формирова...

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....