Инновационный проект "Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей"
проект (старшая группа) на тему
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovac._proekt.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79»
Инновационный проект
«Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей».
Разработал педагог
второй квалификационной категории
Милушечкина Анна Алексеевна.
1.Тема проекта: «Игровая деятельность детей старшего
дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей».
2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
3.Цель и задачи проекта.
Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставили перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
-изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек;
-определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;
-составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.
4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике.
Очевидно, что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:
- здоровье и физическое развитие;
- социально – личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Необходимо отметить, что, несмотря на изменение, направлений государственной политики игра продолжает занимать важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
В игре происходит:
—развитие ребенка;
—развиваются его действия в представлении;
—происходит ориентация в отношениях между людьми;
—уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;
— коммуникативность, чувство собственного достоинства;
—навыки самоорганизации и здорового образа жизни;
—положительное отношение к себе, как представителю того или иного пола;
—открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.
Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».
5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2013-май 2014)
6. План реализации
Сентябрь
- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;
- подбор и анализ методической литературы по теме;
Октябрь
- согласовать тему с психологом;
- консультация для специалистов, планирование работы по взаимодействию;
- изучить литературу по теме;
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;
- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;
Декабрь
- зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек ;
- совместная деятельность педагога и детей « Мужчина и женщина, – какие они?»
Январь
- беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина, девочка, будущая женщина»
- выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы».
Февраль
-проведение праздника « День Защитника Отечества».
- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.)
- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».
Март
- проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!»
- руками русских мастеров и мастериц (платки, посуда, литье, оружие).
Апрель
- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей « Мастера и Мастерицы».
Май
-Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».
- панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня».
-создание фотоальбомов на тему: « мужские и женские профессии».
7.Предполагаемые результаты.
Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:
—Модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;
—Решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;
—Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;
—Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;
В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
8. Востребованность результатов реализации проекта.
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.
9. Опыт работы по предложенному направлению.
Анализ материалов из опыта работы « Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка.
10.Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.
- Анкетирование педагогов ДОУ для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
- Знакомство педагогов ДОУ с особенностями организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах детских садов.
- Познакомить педагогов с маркерами гендерных различий. Провести для педагогов конкурс дифференцированных меток, эмблем, маркеров гендерных различий.
- Для ознакомления педагогов ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста будет проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду».
Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
План проведения семинара:
1. Гендерное воспитание в детском саду.
2. Мальчики и девочки.
3. Роль игры в жизни дошкольника.
4. Игрушки для девочек и мальчиков.
5. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).
- Деловая игра "Педагогический комментарий".
Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
- Консультация для формирования у родителей гендерной компетентности "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?».
Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
- Предложить проведение районного методического объединения на предстоящий учебный год по теме «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе предметной деятельности детей раннего возраста
Консультация для педагогов...
Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...
Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....
Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста
Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия, которые педагогу необходимо соблюдать при пл...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...