Инновационный проект "Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей"
проект (старшая группа) на тему

Милушечкина Анна Алексеевна

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovac._proekt.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                              «Детский сад № 79»

                                         

                     

        

Инновационный проект

«Игровая деятельность детей старшего  дошкольного возраста с учётом  гендерных особенностей».

        

                                                                                             

 

                       Разработал педагог

                                                           второй квалификационной категории

 Милушечкина Анна Алексеевна.

1.Тема проекта:  «Игровая деятельность детей старшего

дошкольного возраста с учётом  гендерных особенностей».

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Актуальность данного проекта нашла свое отражение  в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное   же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев  доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

3.Цель и задачи проекта.

Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставили перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

 Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

-изучить анатомо-физиологические, психологические и другие  особенности мальчиков и девочек;

-определить особенности содержания и игровых стилей  у мальчиков и девочек;

-составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной  социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип  интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

  • здоровье и физическое развитие;
  • социально – личностное;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое.

Необходимо отметить, что, несмотря на изменение, направлений государственной политики игра продолжает занимать важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

В игре происходит:

—развитие ребенка;

—развиваются его действия в представлении;

—происходит ориентация в отношениях между людьми;

—уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;

— коммуникативность, чувство собственного достоинства;

—навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

—положительное отношение к себе, как представителю того или иного пола;

—открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий  предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».

5. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2013-май 2014)

6. План реализации

Сентябрь

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме;

Октябрь        

- согласовать тему с  психологом;                

- консультация  для специалистов, планирование работы по взаимодействию;

- изучить литературу по теме;

Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;

- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;

Декабрь

- зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек ;

- совместная деятельность педагога и детей « Мужчина и женщина, – какие они?»

Январь

-  беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина,  девочка, будущая женщина»

- выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы».

Февраль

-проведение праздника « День Защитника Отечества».

- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.)

- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».

Март

- проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!»

- руками русских мастеров и мастериц  (платки, посуда, литье, оружие).

Апрель

- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей « Мастера и Мастерицы».

Май 

-Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».

- панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня».

-создание фотоальбомов на тему: « мужские и женские профессии».

7.Предполагаемые результаты.

Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

—Модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;

 —Решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;

 —Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

—Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;

В процессе работы инновационного проекта  у детей должны вырабатываться:

— навыки доброжелательного отношения друг к другу;

— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

8. Востребованность результатов реализации проекта.

Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

9. Опыт работы по предложенному направлению.

Анализ материалов из опыта работы « Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников»  выявил  положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод,  что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. 

10.Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

  •  Анкетирование педагогов ДОУ  для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
  • Знакомство  педагогов  ДОУ с  особенностями организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах детских садов. 
  • Познакомить педагогов с маркерами гендерных различий. Провести для педагогов конкурс дифференцированных меток, эмблем, маркеров гендерных различий.
  •  Для ознакомления педагогов ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста будет проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду».

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План проведения семинара:

1. Гендерное воспитание в детском саду.

2. Мальчики и девочки.

3. Роль игры в жизни дошкольника.

4. Игрушки для девочек и мальчиков.

5. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).

  • Деловая игра "Педагогический комментарий".

Цель: Актуализировать  практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

  • Консультация для формирования у родителей гендерной компетентности "Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?».

Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

  • Предложить проведение районного методического объединения на предстоящий учебный год по теме «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....

Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста

Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия, которые педагогу необходимо соблюдать при пл...

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...