"Особенности конструирования в организации игровой деятельности"
консультация по конструированию, ручному труду

Кузнецова Наталья Михайловна

ИГРА – основная деятельность детей. Выгодский Л.С.  писал: « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться  ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.

    Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Игры созданные  самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности конструирования в организации игровой деятельности.


ИГРА – основная деятельность детей. Выгодский Л.С.  писал: « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться  ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.

    Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Игры созданные  самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.

       Строительно-конструктивные игры сходны с сюжетно-ролевой игрой. У них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути. Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей.

В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, колотят ими и т.п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир еще сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный для них мир игрушек, составляет содержание строительных игр в младших группах. Детей побуждают построить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки – дворики, заборчики и организуют на этой основе игры. Каждому из детей дается коробка-ящичек, в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики и кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учить детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старания детей и выражает радость при их успехах.
В младших группах дети чаще всего играют рядом. Воспитатель учит их не мешать друг другу, формирует доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучает  малышей 
играть небольшими .

В средней группе предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной теме, обучение более сложным приемам работы.
Дети 4-5 
лет в большей мере, чем младшие, связаны с действительностью. Под руководством воспитателя они способны отражать в строительной игре некоторые впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, распределять между собою строительный материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата. Им дается разнообразный строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки: группами по 2-3, 3-5 человек, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам.

Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, средства транспорта, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. 
Дети 4-5 
лет еще не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки, объясняет, что каждое здание имеет основание – фундамент, на котором возводят стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога укладывают фундамент. Далее возводят стены, делают окна и т.д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основам строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжить, чем закончить ее.
Детей побуждают оценивать постройку, намечать варианты использования ее в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.
Таким образом, руководство строительными играми детей этого возраста должно обеспечивать обогащение их впечатлениями об окружающем, предусматривать возможность использовать имеющихся представлений в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр. 
Для
старшей группы предусматривается расширение коллективных строительных игр, обучение детей предварительному их планированию, постановке цели игры, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисунку, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направлено на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчетливостью впечатлений детей об окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (большие жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель обращает их внимание на общий вид зданий, раскрывает соответствие архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также «читать» изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д.
Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нем представление, затем использовать его как основу в строительной игре.
В старшей группе большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает детям о цели игры, последовательности игровых действий, распределении обязанностей, поощряет обсуждение ими игрового замысла, поддерживает интересные предложения, критические замечания. Это развивает у детей самостоятельность мысли и поиска. 
Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность. 
С детьми старшей группы возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий ее участников, так как они уже стремятся хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть замечания.
решение.

В руководстве строительными играми детей подготовительной группы происходят существенные изменения, которые обусловлены тем, что в этот период суммируется, обобщается все то, что приобретено детьми в предшествующих группах. Это относится к знаниям, которые усвоены детьми, способам их отражения в играх, опыту строительства. 
Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых, причем воспроизводят не отдельные явления, а комплекс их. Например, дети, изображая процесс строительства, распределяют свои обязанности: одни подвозят и подносят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Иногда часть из них строит вспомогательные сооружения, связанные с основными: столовую, клуб, медицинский пункт и т.д.
Характерными особенностями игр детей подготовительной группы является более полное и точное осуществление замысла и содержания, четкая организация распределения обязанностей, взаимная ответственность. Более отчетливо, чем в старшей, выступает здесь и собственно строительная деятельность. Если возникает потребность в изготовлении каких-либо предметов, игрушек для игры, дети временно выходят из нее, однако она не разрушается, поскольку ребята возвращаются к ней по мере изготовления того, что им было необходимо Многие строительные игры направлены на удовольствие познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для них критериями правильности конструирования.
Интересы детей подготовительной группы их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие (например, культурно-бытовое строительство).
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в ее состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Таким образом, важным условием для успешного решения воспитательных задач посредством строительной игры является воспитание у детей положительного отношения к строительной игре. Возможность использовать результаты стройки в 
ролевой игре позволяет успешнее решать воспитательные задачи, поднимает интерес к игре, делает ярче игровой образ, ведет к совершенствованию постройки.
Одним из эффективных путей педагогического руководства является установление взаимосвязи строительной и сюжетной игр. Это позволяет развивать интерес к строительной игре, активнее развертывать замысел, учит намечать перспективы развертывания стройки и последующие игры с нею.

Важным приемом руководства строительной игрой является последовательность внесения строительных материалов с учетом постепенного усложнения форм, разнообразия размеров деталей  и сложности их соединения. Продуманная последовательность внесения материалов в сочетании с показом способов их применения, рассматриванием рисунка постройки не только повышает интерес к строительным играм, совершенствует технику стройки, но и является также важным условием развития замысла, точности, зрительного восприятия, способности анализа и синтеза.
Одним из эффективных путей педагогического руководства является поощрение замысла, одобрение интересных путей его реализации, поощрение усилий, которые проявляет ребенок в игре, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи детей, привлечение внимания детей к наиболее интересным по замыслу постройкам – все это вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, удовлетворение результатами, которые они получают в строительной игре.
Итак, строительные игры дошкольников требуют серьёзного отношения воспитателя. Они должны занять надлежащее место в режиме дня. Дети любят строить.

Список литературы
1.    «Дошкольная педагогика» под редакцией Логиновой В.И., Саморуковой Н.Г. М.1988 г.
2.    «Дошкольная педагогика»  под  редакций  Ядешко В.И. М.1978 г.
3.    «Дошкольная педагогика» Козлова С.А. М.2000 г.
4.    «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Лиштван
    В. М.1971 г.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №47»

                              Доклад

на тему  «Особенности конструирования в организации игровой деятельности»

                                               выполнила : воспитатель

                                                                   Кузнецова Н.М.

Заволжье, 2014г



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности конструирования в организации игровой деятельности. Выполнила : воспитатель Кузнецова Н.М.

Слайд 2

«Через игровую деятельность и движение ребёнок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Выгодский Л.С.

Слайд 3

Игры Творческие Игры с правилами Сюжетно-ролевые Строительно-коструктивные

Слайд 4

Младший дошкольный возраст (2-3 года) В играх детей 2-3 лет нет смысла или сюжета . Детей привлекает сам материал. Окружающий мир для них ещё сложен, поэтому воспитатель предлагает доступный для них мир игрушек. Дети строят кроватки для кукол, заборчик для зайки.

Слайд 5

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Под руководством воспитателя , дети способны отражать в игре впечатления об окружающем. У них есть необходимый опыт: умение играть небольшими коллективами, распределять между собой строительный материал, согласовывать действия, достигать общего результата.

Слайд 6

Старший дошкольный возраст Предусматривается расширение коллективных игр, обучение детей предварительному планированию, постановке цели игры , определение участников по предварительному с говору, применение конструктивно строительных умений. Рекомендовано разнообразить строительный материал.

Слайд 7

Подготовительная к школе группа Строительные игры отличаются разнообразным з амыслом . Характерными особенностями игр является более полное и точное осуществление содержания и замысла, чёткое распределение обязанностей, взаимная ответственность . Дети учатся анализировать итог игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Слайд 8

Вывод: Важным приемом руководства строительной игрой является последовательность внесения строительных материалов с учетом постепенного усложнения форм, разнообразия размеров деталей и сложности их соединения. Продуманная последовательность внесения материалов в сочетании с показом способов их применения , рассматриванием рисунка постройки не только повышает интерес к строительным играм , совершенствует технику стройки, но и является также важным условием развития замысла, точности , зрительного восприятия, способности анализа и синтеза.

Слайд 9

Список литературы 1. «Дошкольная педагогика» под редакцией Логиновой В.И., Саморуковой Н.Г. М.1988 г. 2. «Дошкольная педагогика» под редакций Ядешко В.И. М.1978 г. 3. «Дошкольная педагогика» Козлова С.А. М.2000 г. 4. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Лиштван В. М.1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт гендерных особенностей девочек при организации игровой деятельности.

Статья "Учёт гендерных особенностей девочек при организации игровой деятельности"....

Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах.

Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах....

Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении

Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...

Особенности организации игровой деятельности в ДОО

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

"Использование крышек для организации игровой деятельности и конструирования (схемы, картинки)"

Данный вид работы направлен на развитие мелкой моторики рук, воображение,  мышления и творческих способностей....

«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»

Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада...