Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы "Помощники Снеговика- почтовика"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
В работе с детьми используется метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 48 «Капитошка» р. п. Чунский
Технологическая карта НОД
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе
«Помощники Снеговика- почтовика»
Составитель: воспитатель МДОБУ
детский сад № 48 «Капитошка»
р.п. Чунский
Калугина Светлана Александровна
2022 г.
Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: решение арифметических задач.
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма организации: подгрупповая.
Цель занятия: создания условий по формированию умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи:
- Образовательные:
Познакомить со структурой арифметической задачи: учить детей выделять условие задачи, ставить вопрос, составлять решение задачи, формулировать ответ.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число.
- Развивающие:
Развивать внимание, творческое воображение, графические навыки.
Развивать логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания.
- Воспитательные:
Воспитывать желание помогать, оказывать помощь в трудных ситуациях, работать сообща
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Планируемый результат: дети подготовительного возраста научатся составлять и решать сами математические задачи.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ
Наглядные: демонстрация, показ.
Практические: предметно-практические и умственные действия, игры, физминутка.
Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.
Подготовительная работа:
- Решение логических задач.
- Изучение временных представлений (время года, месяц, дни недели).
- Разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки.
- Дидактические игры «Состав числа», «Реши пример»
- Работа с кругами Эйлера.
- Чтение сказки В.Сутеев « Снеговик-почтовик»
Материалы и оборудование:
1.Посылка, письмо, мультимедийное устройство.
2. Наборы цифр и арифметических знаков на каждого ребенка.
3. Натуральный ряд чисел от 1 до 10.
4. Круги Эйлера, блоки Дьенеша.
5. Макет арифметической задачи (схема-снеговик).
6. Карточки для раскрашивания рисунка в соответствии с цифрами и «соедини по точкам» на каждого ребенка, карандаши.
7. Игра «Танграм»
Ход деятельности.
Этап, структурные компоненты деятельности | Задачи этапа | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Психологический настрой, 1 минута Вводная часть Организационный момент, 1- 2 минуты 1.Обсуждение реального события. Мотивационно-побудительный, 3минуты | Организация взаимодействия с детьми, формирование установки на предстоящую деятельность Организация направленного внимания Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | Дети вместе с воспитателем стоят в кругу: Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. Здравствуй друг! (пожимают друг другу руки) Как ты тут? (ласково треплют за ухо) Где ты, был? (Разводят в стороны руки) Я скучал! (прикладывают руку к сердцу) Ты пришёл! (постукивают по плечу) Хорошо! (обнимаются) Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня утром я пришла в группу и увидела на столе посылку и странное письмо. От кого письмо, неизвестно, есть какие - то пронумерованные точки. Как вы думаете, если их правильно соединить, мы сможем понять от кого письмо? Давайте попробуем. Воспитатель: Как вы думаете, кто же прислал нам письмо? Что за снеговик? Это снеговик-почтовик? А что он хотел нам сказать? Посмотрим, что в конверте. «Здравствуйте, ребята Я снеговик-почтовик. Меня ребята слепили, и отправили в сказочный лес почту разносить лесным жителям. В лесу поднялась сильная метель, все дорожки замело и я заблудился. Мне необходима ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, все письма доставить вовремя, ведь вы очень умные и ловкие ребята. Воспитатель: Вы согласны помочь снеговику? Снеговик предупреждает, что на нашем пути будут встречаться разные препятствия. Воспитатель: Вы готовы их преодолеть? Дети: Да, готовы. | Воспитатель приветствует детей. Эмоциональная поддержка детей Ведёт диалог с детьми. Предлагает детям соединить последовательноточки. Чтение письма. Предлагает оказать помощь. | Участие в приветствии, желают своим сверстникам здоровья и хорошего настроения. Дети говорят и показывают движения Рассматривают посылку, письмо Выполняют задание В результате получается силуэт Снеговика- почтовика. Внимательно слушают. Соглашаются оказать помощь | Создание эмоционального настроя, интереса к предстоящей деятельности. Привлечение произвольного внимания. Переключение внимания детей. Внутренняя мотивация на деятельность и желание помочь. |
Основной 2.1 Этап постановки проблемы, 8 минут | Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. | Но перед тем как пойти в лес, я проверю вас на внимательность! Игра «Лишнее слово». - Понедельник, вторник, среда, пятница, утро. - Март, апрель, неделя, май июнь. - Лето, осень, зима, воскресенье. - Утро, вечер, ночь, день, месяц. - Секунда, минута, день, час. Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны! В лесу холодно, надо надеть зимнюю одежду. -Обуваем ножки в зимние сапожки, Шапку на головку и завяжем ловко, На руки перчатки, в добрый путь ребятки. -На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах. Встаем на лыжи и отправляемся в путь. Воспитатель: Ребята посмотрите впереди дремучий, непроходимый лес. Как же мы теперь пойдем дальше? (на ковре стоят 5 искусственных елочек) Это необычный лес, каждая елочка спрятала загадку. Когда мы решим все задачки, деревья расступятся и пропустят нас Задание с первой ёлочки: «Назови соседей шара» Нужно повесить шары с цифрами на еловую ветку по порядку от 1 до 10, при этом назвать соседей цифры на шаре. –Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Задание со второй ёлочки: "Раздели фигуры на множества". У каждой команды 1 красный круг и 1зеленый и блоки Дьенеша (все красные фигуры и желтые, синие квадраты, маленькие и большие) Почему вы положили множество красных квадратов в пересечение кругов? Игра «Да или нет» (ТРИЗ) Вам необходимо задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ» - Она желтая (синяя, красная? - У нее есть углы? (Да) - У нее 3 угла? (4 угла) - Она маленькая? (Нет) - Она толстая? (Нет) Задание с третьей ёлочки Воспитатель: Здесь нас ждут хитрые задачки. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок) Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа) Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной) Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели) У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8) У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8) Сколько рогов у 3-х коров? (6) Сколько концов у одной палки? (2) Молодцы, хорошо справились с этим заданием. | Хвалит детей за внимательность. Обращает внимание на обстановку. Называет первое задание. Проверяет выполнение задания на слайде. Предлагает поиграть, загадывает геометрическую фигуру. Задаёт логические задачи. Хвалит детей. | Называют лишнее слово. Имитация одевания с лыжами. Соглашаются выполнить задания. Развешивают последовательно шары от 1 до 10, используя как подсказку цифры. Делятся на две команды, рассчитавшись на1,2 Раскладывают фигуры в круги Эйлера по двум признакам (все красные в красный круг, а все квадраты в зеленый). Дети спрашивают. Логически мыслят, отвечают. Дети включаются в игру, повторяют временные представления | Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия. Развитие внимания, мышления, слухового восприятия. |
2.2 Этап ознакомления с материалом, 10 минут | Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. | Задание с четвёртой ёлочки Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое задача? Вот послушайте: «Снеговик и Снежная баба лепили снежки. Снеговик слепил 4 шарика, а Снежная баба один. Сколько снежков слепили они вместе? Я вам сейчас прочитала задачу. В ней есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ. Можно нарисовать задачу в виде снеговика. Самый большой и нижний ком – это условие задачи: «Снеговик и Снежная баба лепили снежки. Снеговик слепил 4 шарика, а Снежная баба один». Второй ком - это вопрос задачи. Какой вопрос в нашей задаче, о чем в ней спрашивается? «Правильно, сколько снежков слепили они вместе?» Теперь самый верхний снежный ком – это решение задачи. Решить задачу, значит ответить на её вопрос. Чтобы узнать, сколько снежков слепили Снеговик и Снежная баба вместе, что нужно сделать? Верно, сложить 4 и 1: 4+ 1 = 5 . Надеваем ведро на снеговика – это ответ на задачу. Полученный результат и есть ответ задачи: Снеговик и Снежная баба вместе слепили 5 снежков Воспитатель: Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ. Физминутка «Что нам нравится зимой» Что нам нравится зимой? Хлопки Белые полянки Развести руки в стороны И не горке снеговой Поднять руки вверх (показать горку) Лыжи или санки (2 р) Ходьба лыжника Что нам нравится зимой? Хлопки Мягкие сугробы Показать сугробы Чтоб копаться день-деньской Имитировать копание снега лопатой Крепость делать чтобы (2 р) Лепить снежки Что нам нравится зимой? Хлопки Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды В шубке теплой меховой, Похлопать ладошками по одежде На морозе греться Прыжки - Отдохнули мы, набрались сил. | Объясняет условие задачи. Надевает ведро на снеговика Делает вывод. Проводит физ. паузу. | Отвечают на вопросы, раскладывают задачу на составляющие с помощью подсказки-схемы снеговика и карточек с цифрами и символами. Считают снежки. Выполняют движения в соответствии с текстом. | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи в соответствии с возрастом. |
2.3 Этап практического решения проблемы, 6 минут | Этап осуществления самостоятельной работы детьми. | Воспитатель: А сейчас я буду вам давать разные задания, а вы будете говорить задачи это или нет. I .Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало красиво. ( Это не задача, т.к. нет вопроса) Мы купили в магазине 5 апельсинов и несколько груш. Сколько всего фруктов мы купили? ( Это не задача, т.к. не конкретное условие, и нельзя составить решение и получить ответ) Сколько конфет съедает за вечер Наташа? (это не задача, т.к. нет условия) - Вас не проведешь, молодцы, ребята! Дидактическая игра: «Живая неделя» Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели: понедельник – оранжевый 1точка, вторник – желтый 2 точки, среда – зеленый 3 точки, четверг – голубой 4 точки, пятница – синий 5 точек, суббота – фиолетовый 6 точек, воскресенье – красный 7 точек. Воспитатель - Назовите свой день недели! - Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); - Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); - Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); - Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье). Пальчиковая игра «Снежки» Поиграем со снежками 1,2,3,4 Мы с тобой снежок лепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий Раз – подбросим 2 – поймали 3 – уроним 4 – сломали Задание с четвёртой ёлочки Нам предстоит узнать, кому принадлежит посылка (какому животному) Игра «Танграм» У нас получились животные (лиса, заяц) которым мы несли письма. | Предлагает детям решить задачи и выложить решение на столах с помощью цифр и арифметических знаков. Хвалит детей. Читает задачи. Обращается к детям: «Неделя, стройся!» Инициатива передается детям. | Участвуют в игре, закрепляют структуру задачи при помощи подсказки-схемы. Дети берут по одной карточке, определяют, что за день недели у них. Выстраиваются в указанном порядке. Выполняют движения по словесной инструкции. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
3. Рефлексивно- коррегирующий Заключительный, 2 минуты | Анализ результатов деятельности. | Воспитатель: Вот мы и выполнили поручение Снеговика, доставили письма лесным жителям. Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!» Давайте, еще раз повторим, что нового мы узнали, Мы узнали, что такое решение задачи и как изобразить их схематически, научились записывать решение с помощью цифр. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, ответили на все вопросы. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего? Я думаю, что все ребята сегодня хорошенько потрудились и заслужили награду. Посмотрите, в письме от Снеговика лежат математические картинки- раскрасьте их в соответствии с результатами сложения или вычитания. Цифру 1 надо красить красным цветом, 2-желтым, 3- синим. | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Раскрашивают по номерам. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД формирование элементарных математических представлений подготовительная группа "Космический круиз"
интегрированное занятие по математике в подготовительной группе, материал подобран по всем разделам программы с демонстрационным и раздаточным материалом....

Технологическая карта по Формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Технологическая карта - краткий конспект занятия, в которой отражается всё занятие от начала до конца: вид занятия, возраст детей, тема, цели, ход занятия, здоровье сберегающие технологии, материалы и...

Технологическая карта по развитию элементарных математических представлений "Знаки "больше" и "меньше"" в старшей группе
Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ. Обычно учитель объясняет тему, демонстрирует решение, дети копируют способ решения, применяют в заданиях, пишут ко...

Технологическая карта по формированию элементарно математических представлений средняя группа
Технологическая карта по формированию элементарно математических представлений средняя группа...

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Круиз по сказкам".
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему "Круиз по сказкам"....
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занимательная математика
Технологическая картапо формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеЗанимательная математика...

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе комбинированной направленности «Занимательная математика»
Цель: Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. формировать умение составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. П...