Технологическая карта по развитию элементарных математических представлений "Знаки "больше" и "меньше"" в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ. Обычно учитель объясняет тему, демонстрирует решение, дети копируют способ решения, применяют в заданиях, пишут контрольную и идут дальше. А у Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг. Когда додумался до ответа сам, уже не забудешь. Ориентация на понимание, а не зазубривание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 53.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Знаки > и <»
Старшая группа
2020
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
2. | Вид деятельности детей | Игровая, Коммуникативная, Познавательная Продуктивная Двигательная | |
| |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Знаки > и <» | Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесный (вопрос-ответ, диалог) Наглядный (карточки, таблицы) Продуктивный (придумывание знаков «больше» и «меньше») Работа в парах: составление и решение задач Игровой | |
3. | Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие» | |
4. | Возрастная группа: | Дети 5- 6 лет | |
5. | Цель: | Сформировать представления о знаках > и < | |
6. | Задачи: | ||
6.1 |
| Образовательные | |
6.2 |
| Развивающая | |
6.3 |
| Воспитательные |
7. | Планируемые результаты: | ||||||||||||
7.1 |
| ||||||||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
| |||||||||||
Конспект занятия (образовательной ситуации) | |||||||||||||
1.1 | Введение в игровую ситуацию (создание проблемной ситуации) | Дидактические задачи: - мотивировать детей на игровую деятельность, - актуализировать знания об окружающем мире, - воспитывать культуру поведения. Воспитатель собирает детей около себя. - Кем вы хотите стать, когда вырастите? После ответов детей воспитатель задает им еще один вопрос: - Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает? Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным. - Зачем мужчине быть сильным? После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым. - Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.) Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей. - Как быть? (Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.) | |||||||||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | - Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку? -Сможете это сделать? | Дети выражают своё желание | ||||||||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты. | Дети проговаривают цель занятия | ||||||||||
II. | Основная часть: | ||||||||||||
Актуализация знаний | Дидактические задачи: - актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠; - развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества. 2.1. Игра «За картошкой» Дети подходят к доске — магазину. Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет. Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1). - О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну) - Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему? Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше. | Индивидуальное выполнение задания | |||||||||||
Затруднение в ситуации | 3.1. Игра «За картошкой» (продолжение) Дидактические задачи: - создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <; -сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; - тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь. - Какой мешок возьмет Ваня? Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше. - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли) - Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.) - Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.) | ||||||||||||
Открытие нового знания | 4.1. Игра «Столбик» Дидактические задачи: - сформировать представления о знаках > и <; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества. -- Как это можно узнать? К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ. - А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете? Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины. Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета. Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно. - Постройте из ваших кубиков столбик. - Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.) Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик. - Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую. - Какой знак получился из полосок? (Знак =) - Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.) Воспитатель пишет на доске: 5 = 5. Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться. В результате один ребенок должен убрать1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика. Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску. - Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно) - Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.) - Сколько у вас кубиков в левом столбике? У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5. - Сколько кубиков осталось в правом столбике? Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число: 5 1; 5 2; 5 3; 5 4 - Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа) Воспитатель пишет на доске знак >. - Так? (Да) - Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да) Воспитатель пишет знаки между числами. Дети хором читают записи. Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску. - Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)? Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5. - Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа) - Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5? Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа. Дети хором читают записи. - Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше») Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше. Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2). - Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа). - Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки) - Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да) - Молодцы! | Похвалить ребёнка выполнившего правильно задание Взаимопроверка | |||||||||||
Включение нового знания в систему знаний. Часть1 | 5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3) Дидактические задачи: - закрепить представления о знаках > и <; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, воображение, речь. Дети подходят к столам, на которых находятся тетради-учебники. Воспитатель предлагает детям проверить по учебнику, верно ли они догадались, как пишутся знаки «больше» и «меньше». Дети открывают учебник-тетрадь по закладке на стp. 39. - На что похож клюв пеликана в первом (втором) случае? (На знак «больше» («меньше»).) - В какую сторону больше раскрыт клюв? (В сторону аквариума с большим числом рыбок.) - Совпадают ли эти знаки с тем, что сконструировали вы? (Да) | ||||||||||||
Часть 2 | 5.2.Игра «Кого больше?». Дидактические задачи: - закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <; - тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности. Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор - Хотите поиграть вместе с ними? Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку. Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п. Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чье имя состоит из двух частей (слогов), и на тех, имя которых состоит из 3 частей. - В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя состоит из двух частей, потому что их 5 , а тех, у кого имя состоит из трех частей, -4) - Придумайте, как можно изобразить знак «больше». Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д. Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше». | ||||||||||||
Часть 3 | 5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3) Дидактические задачи: - сформировать умение сравнить группы предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь. Дети садятся за столы. №1, с.39 «Сравни с помощью знаков > , < или =» Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки. Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак. - Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков. Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками. Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией. Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3. - На сколько бабочек меньше, чем цветков? (На 1) - На сколько цветков больше, чем бабочек? (Тоже на 1) Второе задание выполняется фронтально. -Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры) -Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара) Дети проделывают названные действия. - Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.) - В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов) Дети рисуют знак. - На сколько огурцов больше, чем помидоров? (На 1) Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки. Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2) Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание, и предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру «Живые числа». | Самостоятельное выполнение задания | |||||||||||
Часть 4 | 5.4. Игра «Живые числа». Дидактические задачи: - организовать активный отдых детей, тренировать умение составлять числовой ряд, устанавливать взаимное расположение чисел; - тренировать мыслительные операции — развивать внимание, память, коммуникативные качества. Дети берут карточки с написанными на них числами по количеству детей, причем числа идут подряд, начиная с 1(если детей в группе 10, то от 1 до 10). - Образуйте числовой ряд. Дети должны выстроиться по порядку слева направо от 1 до 10. Воспитатель предлагает детям представить, что числа ожили и вышли погулять. Дети с карточками в руках ходят по группе. После этого воспитатель останавливает их и рассказывает, что числам пора домой. - Первым домой пришло число, которое меньше 4, но больше 2. Ребенок, у которого в руках карточка с числом 3, должен встать лицом к воспитателю. Затем прибежало число, которое:
Дети должны образовать из чисел числовой ряд. | ||||||||||||
Часть 5 | 5.5. Игра «В школу». Дидактические задачи: - закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание, записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения;; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, воображение, речь, самостоятельность, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества, творческие способности. Дети садятся за столы по четверо. Лист к заданию 5.5. «Составь и реши задачи». Воспитатель предлагает помочь Ване выполнить еще одно задание – составить и решить задачи по картинкам. Причем за каждым столом двое детей составляют и решают одну задачу, а двое остальных – другую. Поэтому вначале дети, сидящие за одним столом, должны разбиться на пары и договориться, какую задачу выбирает каждая пара. Детям предоставляется самостоятельность. В результате работы у каждой пары на столе должно появиться выложенное из карточек с числами решение задачи. После выполнения задания всеми детьми воспитатель помещает на доску такие же картинки, как у детей. Показывая на первую (вторую) картинку, воспитатель задает вопрос: - Кто решал эту задачу? - Что в ней нужно найти? (Целое (часть)) -Как найти целое (часть)? - Какое равенство у вас получилось? Дети читают равенство, которое они выложили, воспитатель пишет на доске образец выполнения задания. Ответы детей к 1-й задаче Мама положила в пакет сначала 3 огурца, а затем 2 помидора. Надо узнать, сколько всего овощей положила мама в пакет. Здесь неизвестное целое. Чтобы найти целое, части надо сложить. 3+2=5. Ответы детей к 2-й задаче Было 5 морковок, зайчик съел 3 морковки. Надо узнать. Сколько морковок осталось. Здесь неизвестна часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 5-3=2. Можно спросить детей, что интересного, особенного в полученных равенствах. Дети должны заметить, что в этих равенствах одинаковые части и целое. После самопроверки воспитатель задает вопрос: - Кто составил равенства правильно? - Молодцы! Вы очень помогли Ване. | Самопроверка | |||||||||||
III. | Заключительная часть: | ||||||||||||
Дидактические задачи: - провести рефлексию деятельности детей на занятии.. Дети собираются около воспитателя. - Кому вы сегодня смогли помочь? - Что вам было наиболее трудно? - Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше картошки, помочь Ване выполнить домашнее задание? | Цель занятия достигнута | ||||||||||||
IV. | Дальнейшая разработка темы: | ||||||||||||
Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка» для детей 5-6 лет во вторую половину дня. | Методический приём «Игралочки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область познание (развитие элементарных математических представлений) в старшей группе по программе «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко.
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, направленная на развитие представлений у детей о различных количественных отношениях, образующихся при измерении условной меркой, происход...
Технологическая карта по Формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Технологическая карта - краткий конспект занятия, в которой отражается всё занятие от начала до конца: вид занятия, возраст детей, тема, цели, ход занятия, здоровье сберегающие технологии, материалы и...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»...
Технологическая карта НОД "Развитие речи" "На весенней прогулке" (старшая группа)
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Развитие речи"Реализация инновационного педагогического маршрутав группе старшего возраста №3Тема: ...
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Круиз по сказкам".
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему "Круиз по сказкам"....
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занимательная математика
Технологическая картапо формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеЗанимательная математика...
Технологическая карта НОД по формированию математических представлений в старшей группе "Квест -игра путешествие в страну математики"
нод с использованием различных современных средств интеллектуального развития дошкольников...