Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Мамонтова Елена Валерьевна

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_tk_po_femp.v.docx83.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Домик в деревне».

Задачи, познавательное развитие:

  1. Формировать умение различать предметы по размеру (большой, маленький);
  2. Развивать умение соотносить одинаковые по величине предметы

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

- закрепление знаний названий детенышей домашних животных и использование их в речи;

- закрепление знаний звукоподражаний домашних животных, упражнение в их произношении.

- формирование навыков описания и сравнения предметов по размеру.

Социально – коммуникативное развитие:

- развитие коммуникативных умений детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений.

Материалы и оборудование: ширма - домик, игрушка бибабо - бабушка, игрушки домашние животные (кошка, собачка, корова) и их детеныши (котенок, щенок, теленок), тарелочки большого и маленького размера (3 больших и три маленьких), небольшие иллюстрации с изображением молока, сена и косточки,  большие и маленькие мячики, корзинка (коробка) большая и маленькая, музыкальная колонка.

 Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными, чтение художественной литературы по теме домашние животные,  игры с большими и маленькими мячиками, разучивание физминутки «Кошка».

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Сюрпризный момент.  

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришёл гость, а кто это, вам нужно догадаться по голосу.

Воспитатель включает колонку, на которой звучит мяуканье котенка.

Воспитатель: Ребята, так кто же к нам пришел? Дети отвечают: кошка!

Воспитатель: Да, к нам в гости сегодня пришла кошка. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются с гостем).

Воспитатель: ребята, а кошечка к нам пришла не просто так. Она говорит, что пошла гулять и потерялась…. И теперь не знает, как вернуться домой к бабушке ... Давайте мы ей поможем найти дорогу домой? (дети соглашаются).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Кошечка, а где ты живешь? Мы с ребятами хотим помочь тебе найти дорогу домой.

Кошка отвечает, что живет в деревне.

Воспитатель: Тогда я предлагаю нам всем вместе отправиться в деревню. Вставайте все за мной и повторяйте движения.

Физкультминутка «По дорожке шли, шли»

По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (садятся),

собрали (собирают мячики – камешки и встают).

Дальше пошли. (Дети шагают на месте.)

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сейчас собрали? (мячики – камешки). Сколько их (много). Правильно. А подскажите, они все одного размера? (Нет). Да, мы собрали большие и маленькие камешки. Покажите мне большие камешки? (дети показывают). А теперь маленькие (показывают). Отлично, давайте теперь уберем эти камни с дороги в разные коробки. Вот стоит большая коробка для больших камней и маленькая - для маленьких. Разложите правильно все наши камешки, которые мы собрали.

Дети выполняют задание после объяснения воспитателя - подходят и складывают свои мячики в коробки.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сделали. Теперь дорога свободна и мы можем идти дальше  (дети шагают за воспитателем и подходят к ширме домику). 

Воспитатель: Ребята, а вот мы кажется и пришли. Кошечка, это твой дом? (кошка отвечает, да).

Воспитатель: давайте тогда постучимся, чтобы нам открыли дверь (стучат, из за ширмы выходит бабушка –бибабо)

 Воспитатель: Здравствуйте, бабушка! Мы с ребятами привели вашу кошечку, которая потерялась (бабушка говорит спасибо и приглашает к себе во двор посмотреть, кто еще живет у неё).

Воспитатель: ребята, смотрите, кто тут живет. Вы знаете, кто это? (показывает на собачку, дети отвечают – собака). Лиза, как собачка лает (гав –гав). А это кто? (показывает на щенка, дети отвечают). Скажите, а собака по размеру какая? (большая), а щенок? (маленький).

Точно также воспитатель спрашивает ребят  про кошку и котенка, корову и теленка.

Воспитатель: Ребята, бабушка говорит, что хотела покормить своих животных, но перепутала тарелки. Поможем ей найти нужные тарелочки для животных?

На столе лежат тарелочки (три больших и три маленьких с изображением молока, сена и косточки).

Воспитатель: Чем мы будем кормить собачку? (дети – косточкой). Большой собачке мы какую тарелку с косточкой дадим (большую), а маленькому щенку (маленькую).

Точно также дети кладут тарелочки с сеном корове и теленку, с молоком – кошке и котенку.

Воспитатель: какие вы все молодцы! Отлично справились с заданием и накормили всех животных. Они говорят вам спасибо. Ребята, а давайте теперь поиграем все вместе?

Физминутка «Кошка»

Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)

Я — приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)

Кверху — кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)

Когти спрятаны в подушках. («коготочки» из пальчиков)

В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу, крадучись)

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно — (останавливаются, встают лицом в круг)

Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)

  1. Заключительная часть

Воспитатель: ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями. (дети прощаются и возвращаются на свои места.)

Воспитатель: Где мы сегодня были? (в деревне) Кому помогали? (кошечке найти дом).  Какие камушки мы нашли на дороге? (большие и маленькие). Назовите мне, как зовут детеныша кошки (коровы, собачки)?

Воспитатель хвалит детей и предлагает идти играть.


Технологическая карта занятия по ФЭМП «Домик в деревне»

Тема занятия: формирование элементарных количественных представлений, представлений о величине.

Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года).

Образовательная область: познавательное развитие

Задачи:

- уметь различать предметы по размеру (большой, маленький);

- уметь соотносить одинаковые по величине предметы

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, задачи: знать названия детенышей домашних животных и умеют использовать их в речи; могут описать и сравнить предметы по размеру – большой или маленький;

 Социально-коммуникативное развитие, задачи:  уметь общаться и сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений.

Планируемый результат занятия: дети различают предметы по величине (большой, маленький), умеют соотносить предметы одинаковой величины, знают названия домашних животных и их детенышей, знают голоса их, умеют сотрудничать друг с другом в процессе игровых упражнений.

Подготовительная работа:  рассматривание иллюстраций с домашними животными, чтение художественной литературы по теме домашние животные,  игры с большими и маленькими мячиками, разучивание физминутки «Кошка».

Материалы и оборудование: ширма - домик, игрушка бибабо - бабушка, игрушки домашние животные (кошка, собачка, корова) и их детеныши (котенок, щенок, теленок), тарелочки большого и маленького размера (3 больших и три маленьких), небольшие иллюстрации с изображением молока, сена и косточки,  большие и маленькие мячики, корзинка (коробка) большая и маленькая, музыкальная колонка.

№п/п

Этапы занятия (время)

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1

Организаци-онно – моти-вационный этап (1 мин.)

- Переключить внимание детей на предстоящую деятельность  - Стимулировать интерес к этой деятельности

Сюрпризный момент.  

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришёл гость, а кто это, вам нужно догадаться по голосу.

Воспитатель включает колонку, на которой звучит мяуканье котенка.

Воспитатель: Ребята, так кто же к нам пришел?

Воспитатель: Да, к нам в гости сегодня пришла кошка. Давайте с ней поздороваемся

Дети слушают мяуканье,

отгадывают, что к ним пришла кошка,

Здороваются с кошкой

2

Основной этап (13 мин)

2.1

Этап постановки проблемы (1 мин.)

- Мотивировать детей и вовлечь в деятельность

Воспитатель: ребята, а кошечка к нам пришла не просто так. Она говорит, что пошла гулять и потерялась…. И теперь не знает, как вернуться домой к бабушке ... Давайте мы ей поможем найти дорогу домой? Воспитатель: Кошечка, а где ты живешь? Мы с ребятами хотим помочь тебе найти дорогу домой.

Кошка отвечает, что живет в деревне.

Воспитатель: Тогда я предлагаю нам всем вместе отправиться в деревню. Вставайте все за мной и повторяйте движения.

Физкультминутка «По дорожке шли, шли»

По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (садятся),

собрали (собирают мячики – камешки и встают).

Дальше пошли. (Дети шагают на месте.)

Слушают воспитателя

Дети соглашаются помочь кошечке  найти дом.

Выполняя движения за воспитателем, дети идут искать домик кошки.

2.2

Этап ознакомле-ния с материалом  (8 мин)

-Актуализировать формируемые представления

- Формировать новые представления

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сейчас собрали? (мячики – камешки).

Сколько их? Правильно.

А подскажите, они все одного размера? Да, мы собрали большие и маленькие камешки. Покажите мне большие камешки? А теперь маленькие. Отлично, давайте теперь уберем эти камни с дороги в разные коробки. Вот стоит большая коробка для больших камней и маленькая - для маленьких. Разложите правильно все наши камешки, которые мы собрали.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сделали. Теперь дорога свободна и мы можем идти.

Воспитатель: Ребята, а вот мы кажется и пришли. Кошечка, это твой дом? (кошка отвечает, да).

Воспитатель: давайте тогда постучимся, чтобы нам открыли дверь (стучат, из за ширмы выходит бабушка –бибабо)

 Воспитатель: Здравствуйте, бабушка! Мы с ребятами привели вашу кошечку, которая потерялась (бабушка говорит спасибо и приглашает к себе во двор посмотреть, кто еще живет у неё).

Воспитатель: ребята, смотрите, кто тут живет. Вы знаете, кто это?

Лиза, как собачка лает.

А это кто? (показывает на щенка).

Скажите, а собака по размеру какая? (большая), а щенок? (маленький).

Точно также воспитатель спрашивает ребят  про кошку и котенка, корову и теленка.

Дети отвечают на вопросы.

Дети показывают большие и маленькие мячики – камешки.

Дети выполняют задание после объяснения воспитателя - подходят и складывают свои мячики в коробки по размеру

Стучат в дверь домика

Здороваются с бабушкой

Дети отвечают на вопросы воспитателя, имитируют голоса животных

2.3

Этап практическо-го решения проблемы (4 мин.)

- Актуализировать формируемые представления

Воспитатель: Ребята, бабушка говорит, что хотела покормить своих животных, но перепутала тарелки. Поможем ей найти нужные тарелочки для животных?

На столе лежат тарелочки (три больших и три маленьких с изображением молока, сена и косточки).

Воспитатель: Чем мы будем кормить собачку? Большой собачке мы какую тарелку с косточкой дадим (большую), а маленькому щенку (маленькую).

Точно также дети кладут тарелочки с сеном корове и теленку, с молоком – кошке и котенку.

Воспитатель: какие вы все молодцы! Отлично справились с заданием и накормили всех животных. Они говорят вам спасибо. Ребята, а давайте теперь поиграем все вместе?

Физминутка «Кошка»

Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)

Я — приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)

Кверху — кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)

Когти спрятаны в подушках. («коготочки» из пальчиков)

В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу, крадучись)

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно — (останавливаются, встают лицом в круг)

Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)

Отвечают на вопросы воспитателя.

Кладут каждому животному соответствующую тарелку.

Играют

3

Заключитель-ный этап  

(1 мин.)

-Закрепить формируемые представления  - Обобщить формируемые представления

Воспитатель: ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями.

Воспитатель: Где мы сегодня были? (в деревне) Кому помогали? (кошечке найти дом).  Какие камушки мы нашли на дороге? (большие и маленькие). Назовите мне, как зовут детеныша кошки (коровы, собачки)?

Воспитатель хвалит детей и предлагает идти играть

дети прощаются и возвращаются на свои места

Отвечают на вопросы воспитателя

Идут играть по своим интересам

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ae68566a51cf283cc8449a247e350045bc893e0-5916148-images-thumbs&n=13    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1184d596d5651d01d3b358a2dbde2ef45c8cd6a9-5230282-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c3980bfa47200a2114972a6c87a193615c93c652-10948701-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Колобок пришел к нам в гости"

Интеграция образовательных областей:  Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и  расширить полученные ранее знания и представления по пройденным темам....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»

«Страна игрушек» Цель:Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.Задачи:Количество.- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.- Формировать умение сост...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебный лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений  для детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

продолжать формировать умение  различать предметы по цвету и правильно называть цвета; формировать умение группировать предметы по форме, размеру и цвету; формировать представление о сп...

Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики

Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений   у детей младшего дошкольного возраста "Увл...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «МИШУТКА»

Задачи:1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем п...

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием кубиков Никитина

Занятие по формированию элементарных математических представлений удетей младшего  дошкольного возраста с использованием кубиков Никитина "Сложи узор" с использование ИКТ....