Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «МИШУТКА»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_mishutka.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
для детей младшего дошкольного возраста
«МИШУТКА»
Задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,
Ход занятия:
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем! (дети зовут Мишутку).
Воспитатель показывает Мишутку, у него в лапах – кубик.
Воспитатель: Посмотрите, что принёс нам Мишутка? (Кубик!) Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками!
Под стульчиками для каждого ребёнка приготовлено по 1 большому и по 1 маленькому кубику разных цветов (большие – красные, маленькие – синие). Дети находят кубики под своими стульчиками.
Основная часть
Воспитатель: Сколько кубиков у Мишутки? (Один!) Сколько кубиков он вам принёс? (Много!) Они одинаковые? (Нет!) Какие кубики зайчик вам принёс? (Большие и маленькие!) А какого они цвета? (Красного и синего!) Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! (Дети показывают) Покажите маленький синий кубик! (Дети показывают).
Воспитатель: Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие синие в маленькую синюю коробку.
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой красный и маленький синий. Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью.
Воспитатель: Посмотрите, это какая коробка? (Большая!) А какого она цвета? (Красного!). А эта коробка какая? (Маленькая!) А какого она цвета? (Синего!) Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький кубик синего цвета - в маленькую синюю коробку!
Дети выполняют задание после объяснения воспитателя - подходят и складывают свои кубики в коробки.
Воспитатель: Посмотрите, что принес для вас Мишутка! Это – волшебный мешочек! (Показывает мешочек с кубиками, на которых рисунок)
Воспитатель: Ребята! Наш Мишутка опять просит помочь ему. Нужно решить головоломку. Мишутка загадывает нам загадку и на правильный ответ он даёт нам два кубика! Нужно собрать картинку и помочь Мишутке.
Воспитатель: 1 загадка!
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг!
Прямоугольнику я брат.
Ведь зовут меня… (Квадрат!)
Мишутка достаёт из мешочка один кубик.
Воспитатель: 2 загадка!
Паутину сплёл паук,
Паутина – это… (Круг!)
Воспитатель: 3 загадка!
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — … (Красный)
Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли»
Мишки по лесу гуляли
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Воспитатель: Отлично ребята! Вот мы и собрали картинку! Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Мишка!) А какого он размера? (Большого!) Сколько тут мишек? (Один)
Воспитатель: Наш Мишутка очень любит рисовать. Давайте покажем Мишутке, какие красивые рисунки мы умеем делать!
Дети рассаживаются, каждому ребёнку выдаются мелки и листок бумаги
Воспитатель: Сейчас мы с Вами будем рисовать домики разного размера для Мишутки и его друга. Листочек пододвигаем к себе, берём мелок любого цвета и рисуем большой квадрат, как у меня на рисунке (воспитатель одновременно проговаривает и рисует), а затем берём мелок другого цвета и рисуем маленький квадрат.
Заключительная часть.
Воспитатель: Мишутка принёс нам подарки. (Воспитатель показывает коробку). Давайте посмотри, что в этой коробке! (Дети достают из коробки по карточке). Скажите дети, что это такое? (Карточки!) А что на них нарисовано? (Мишка!)
Воспитатель: Сколько карточек у каждого из вас? (Одна!) Сколько карточек осталось в коробке? (Ни одной!) Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка!
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
«Мишутка»
Возрастная группа: младшая группа
Вид деятельности: формирование элементарных математических
Представлений
Тема НОД: формирование элементарных количественных представлений,
представлений о форме, освоение простых связей и отношений: большой
(маленький), формирование умения пользоваться эталонами форм:
квадрат, треугольник.
Образовательная область: познавательное развитие
Познавательное развитие, задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Планируемый результат занятия: У детей формируется способность различать, называть геометрические фигуры по их величине (большой квадрат, маленький квадрат)
. Дети называют основные цвета –
красный, синий. Развивается речь, наблюдательность,
мыслительная активность, логическое мышление.
Подготовительная работа: ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
№п/п | Этапы занятия (время) | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | ||
1 | Организационно-мотивационный этап (1 мин.) | - Переключить внимание детей на предстоящую деятельность - Стимулировать интерес к этой деятельности | - Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем! | Зовут Мишутку. | ||
2 | Основной этап (13 мин) | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы (1 мин.): | - Мотивировать детей и вовлечь в деятельность | Воспитатель показывает мишутка, у него в лапках – кубик. - Посмотрите, что принёс нам Мишутка? - Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками! - Сколько кубиков у Мишутки? Сколько кубиков он вам принёс? Они одинаковые? Какие кубики Мишутка вам принёс? - Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! Покажите маленький синий кубик! - Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие в маленькую синюю коробку | Отвечают на вопрос воспитателя. Достают кубики. Отвечают на вопросы воспитателя. Показывают кубики. Соглашаются помочь Мишутке. | ||
2.2 | Этап ознакомления с материалом (10 мин.) | - Актуализировать формируемые представления - Формировать новые представления | Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью. - Посмотрите, это какая коробка? А эта коробка какая? Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький синий кубик - в маленькую синюю коробку! Воспитатель помогает детям по мере необходимости. - Посмотрите, что принес для вас Мишутка! Воспитатель достаёт из-за ширмы мешок с кубиками и демонстрирует детям. - Что это? Воспитатель предлагает детям помочь Мишутке разгадать головоломку. - Нужно решить головоломку. Мишутка загадывает нам загадку и на правильный ответ он даёт нам два кубика! Нужно собрать картинку и помочь Мишутке. - 1 загадка: Не овал я и не круг, Треугольнику я друг! Прямоугольнику я брат. Ведь зовут меня… (Квадрат!) Мишутка достаёт из мешочка один кубик. 2 загадка: Паутину сплёл паук, Паутина – это… (Круг!) 3 загадка: У малины и клубники, Помидора и брусники Вкус, конечно, очень разный, Ну а цвет похожий — … (Красный) - Посмотрите, мы собрали картинку! Что на ней нарисовано? - Наш Мишутка очень любит играть со своими друзьями. Давайте и мы поиграем с Мишуткой, сегодня мы все будем мишками. Показывает движения физкультминутки. | Запоминают действия воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. Игровое упражнение «Помоги Мишутке» Запоминают действия воспитателя. Отвечают на вопрос воспитателя. Запоминают игровые действия и соглашаются помочь Мишутке Отвечают на вопросы воспитателя и за правильный ответ получают по два кубика Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли» | ||
2.3 | Этап практического решения проблемы (2мин.) | - Актуализировать формируемые представления | - Ребята! Наш Мишка очень любит рисовать. Давайте вместе с ним нарисуем для него и его друзей домики! Воспитатель раздает материалы для рисунка «Домики» - Посмотрите, на столе для вас Мишутка приготовил мелки и листочки. Воспитатель помогает детям по мере необходимости. - Сколько домиков у нас будет на рисунке? Какого они будут размера? Какого цвета будут домики? | Отвечают на вопросы воспитателя. Каждый ребёнок рисует большой домик и маленький домик. По желанию могут еще нарисовать несколько домиков разного цвета. Отвечают на вопросы воспитателя. | ||
2.4 | Заключительный этап (1 мин.) | -Закрепить формируемые представления - Обобщить формируемые представления | - Мишутка принес нам подарки. Воспитатель показывает коробку с карточками. - В коробке карточки, которые Мишутка очень любит. Сколько в коробке карточек? Какой формы коробка? Коробка большая, а карточки - …? Воспитатель раздаёт детям по одной карточке. - Сколько карточек у каждого из вас? Сколько карточек в коробке? - Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка! | Рассматривают коробку с карточками Отвечают на вопросы воспитателя. Берут по 1 карточке. Отвечают на вопросы воспитателя. Прощаются с Мишуткой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Весёлая математика»
Конспект для педагогов детских садов....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебный лес"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Д...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга
Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»
Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового дидактического материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять умение находить и называть ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста
quot;Путешествие на звездную планету"...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
продолжать формировать умение различать предметы по цвету и правильно называть цвета; формировать умение группировать предметы по форме, размеру и цвету; формировать представление о сп...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)
Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....