Технологическая карта открытого занятия: «Путешествие в волшебную страну фигур (блоков) Дьенеша» в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Галимьянова Ольга Валерьевна

Создание условий для формирования элементарных математических представлений посредством фигур (блоков) Дьенеша

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_denesh.docx187.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

НОД: «Путешествие в волшебную страну фигур (блоков) Дьенеша» в средней группе

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений посредством фигур (блоков) Дьенеша

Задачи:

1. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; закреплять название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»; развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку, умения кодировать и декодировать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям (в т.ч. отрицание), определять пространственные направления вверх — вниз, направо — налево. Способствовать развитию умения строить фразы с союзами «и», частицей «не».

2. Способствовать развитию умения концентрировать и удерживать внимание, активизировать память, а также психических процессов воображения и речи; пространственного мышления; познавательного интереса, координации речи с движением, мелкой мускулатуры рук; интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ.

3. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, навыки сотрудничества, взаимодействия; личную инициативность и волевые качества в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Материал: Схема подсказка - желтый прямоугольник большой; конверты - 5 шт; текст письма; металлофон; улитка на листе бумаге с фигурами – 5 шт; фигуры для ответов – 9 шт; комплект логических блоков Дьенеша , картинка пятиэтажного домика на каждого ребенка, схемы задания -3 шт; магнитная доска, магниты, фигуры с липучкой – 3шт; карточки - схемы на подносах на каждого ребенка по 7 шт; фигуры - 6 шт, 1 маленькая наклеека; раскраски с геометрическими фигурами на каждого ребенка.

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Содержание этапа

Организация

Деятельность детей

Педагогическая поддержка

Материалы, оборудование. Примечание

1.

Организационный

Сконцентрировать внимание детей, создать настрой на совместную деятельность.

Формировать интерес к содержанию НОД, организация направленного внимания детей.

Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым.

Вызвать желание помочь волшебнику из страны фигур (блоков) Дьенеша.

Развивать умение находить предмет по знаково – символическим обозначениям свойств.

Педагог устанавливает зрительный контакт с детьми.

Организует и проводит пальчиковую гимнастику: «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуйте!

Посмотрите, сколько у нас замечательных гостей в нашей группе.

Они хотят посмотреть, что вы умеете, знаете. Нужно постараться и не отвлекаться. А теперь посмотрите - на меня. Я вижу, что настроение у вас прекрасное. Все вместе поприветствуем друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живем в одном краю!

Всех приветствую!

Вводит в тему занятия

Сегодня в наш детской сад пришло так много писем, а какое из этих писем для нашей группы я, не знаю. Ребята, может кто из вас знает, в чем приходят письма?

А теперь давайте найдём наш конверт с письмом.

Я думаю, где то должна быть подсказка, которая поможет нам найти нужный конверт.

(дети находят карточку подсказку)

Оно должно выглядеть так!

Ребята а, почему вы считаете, что это письмо для нас. Объясните свой выбор.

Молодцы, ребята, нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята группы №7 «Пчелки!» Пишет вам волшебник, из страны логических фигур Дьенеша!

В моей волшебной стране, случилась беда: беспорядок пришел туда!

Вы, пожалуйста, мне помогите, и порядок в стране наведите!

Нас просят помочь.

Хотите помочь волшебнику?

Сможете? Не сомневаюсь в вас!

А металлофон поможет нам оказаться в волшебной стране и стать волшебниками

Давайте произнесем волшебные слова:

1-2-3 повернись,

И в волшебников превратись!

( дети поворачиваются вокруг себя)

Дети свободно размещаются вокруг педагога

здороваются с гостями

Повторяют за педагогом движения и проговаривают слова соответственно тексту.

Дети свободно размещаются вокруг стола

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение

конвертах

желтый прямоугольник большой

Повторяют за педагогом движения и проговаривают слова соответственно тексту

Включить каждого ребенка в единый ритм

Подчеркнуть в ребенке его индивидуальность

Наладить эмоционально-практическое общение с малоактивными, застенчивыми детьми

Стол, схема подсказка - желтый прямоугольник большой

Конверты – желтый прямоугольный большой, желтый прямоугольный маленький; зеленый прямоугольный большой; синий прямоугольный большой; красный прямоугольный маленький

Текст письма

Металлофон

2

Основной

Игра «Сколько?»

Развивать умение задавать вопросы со словом «Сколько?» и развивать умение выделять свойства фигур

Объясняет, организует взаимодействие в достижении результата.

Вот мы и волшебной стране, мы волшебники!

Смотрите! Улитка из фигур у нас на пути. Можно же поиграть в игру «Сколько?»

Придумаем про фигуры вопросы, начинающиеся со слова "Сколько..."

Можно спросить:

"Сколько больших фигур?"….

А ты какой можешь задать вопрос?
Молодцы!

Ребята, а фигуры то не все на месте. Непорядок вижу в том. Мы сейчас все фигуры найдем?!

(Педагог дает детям задания, обращая внимание на фигуры из которых состоит улитка)

1- Найди, как эта по цвету

2-Найди, как эта по цвету, но другой формы

3-Найди, не такую, как эта, по размеру

4- Найди, такую же, как эта, по размеру и толщине

5- Найди, не такую, как эта по форме

Молодцы, вы умеете задавать вопрос со словом сколько? Знаете форму, цвет, размер, толщину фигур и это вам помогло. Волшебнику мы помогли?!

Дети свободно размещаются вокруг стола

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Участвуют в обсуждении, задают вопросы

"Сколько красных фигур?"

«Сколько кругов?"…

Оказать помощь путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения детей.

Стол

Улитка на листе бумаге с фигурами:

1- желтый круг большой толстый

2 – красный прямоугольник большой тонкий

3 – синий круг большой толстый

4- синий квадрат большой толстый

5 – красный треугольник большой толстый

Фигуры для ответов:

1желтый круг большой тонкий; желтый треугольник маленький толстый;

2 красный круг большой тонкий; красный квадрат маленький толстый; красный квадрат большой тонкий;

3 синий круг маленький толстый; синий круг маленький тонкий;

4 красный прямоугольник большой толстый;

5 синий квадрат большой тонкий

Игра «Найди»

Закреплять название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий».

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Дети свободно размещаются вокруг стола

1 - 1 ответ

2 - 2 ответа

3- 2 ответа

4 – 1 ответ

5 - 2 ответа

Игра «Заселим в домики»

Формировать представления о количественном счете, учить правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «Сколько?»

Учить относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

Развивать умение анализировать, находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств (в т.ч. отрицание).

Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию. Способствовать развитию умения строить фразы с союзами «и», частицей «не»

Обобщает и систематизирует знания, формирует обобщенные способы деятельности.

Ребята, а как вы думаете, один волшебник живет в своей стране? (с ним живут волшебные фигуры Дьенеша.)

Но вот они взяли все и разбежались, а мы что сможем сделать?

Да, все соберем и заселим в красивые дома. Хотите?

Присядем за столы.

Перед каждым из вас коробка с фигурами Дьенеша и дом.

Интересно, сколько этажей в доме? Как узнать? Вика предлагает посчитать..

Посчитаем этажи.

Значит дом, из пяти этажей…

По порядку на первом этаже поселим жильца, а схема подскажет вам.

На первом этаже живет такая фигура..

Следующий, какой этаж по счету?

На втором будет жить такая фигура…

Который по счету этаж после 2 этажа?

На третьем жить будет такая фигура…

Воспитатель показывает поочередно карточки – схемы.

Молодцы! Вы успешно справляетесь с заданием

Дети работают за столами

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное и отвечают на вопросы

Собрать

Посчитать. Один этаж, 2 этажа, 3 этажа, 4 этажа, 5 этажей.. всего 5 этажей

Пятиэтажный дом

Треуг больш желтый

Красный прям толст

Кр кв большой тонкий

Осваивают способы преодоления затруднения:

«подумаю сам, а потом проверю по образцу»

Индивидуализация ответов детей, исправление речевых ошибок. Повышение самооценки ребенка.

Обращать внимание на детей с группой риска по миопии, на осанку детей.

Комплект логических блоков Дьенеша , картинка пятиэтажного дома на каждого ребенка.

Магнитная доска, магниты, картинка дома как у детей, предполагаемые

фигуры ответы с липучкой для педагога

Схемы – задания:

1 треугольник большой;

2 не желтый прямоугольник толстый;

3 красный квадрат не маленький тонкий

Динамическая пауза

Способствовать снятию мышечного эмоционального и мыслительного напряжения.

Обучать приемам расслабления.

Профилактика нарушений зрения дошкольников. Тренировка способности глаза фокусировать изображение в направлении вверх — вниз, направо — налево.

Воспитатель организует и проводит физкультминутку

Все мы дружно встанем

Растем.. выше, выше!

Напрягаем сильно руки, ноги

Расслабились

Выросли, молодцы!

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками.

Покрутились

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

1, 2, 3, 4, 5

Открываем, поморгаем

Посмотрели вверх.

Вниз. Направо. Налево.

Друг на друга. На меня Улыбнулись.

Молодцы, присели.

Дети свободно размещаются у своего стола

Выполняют физические упражнения

Обращать внимание на малоактивных детей

Игра «Заселим в домики»

(прод.)

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопрос «Который по счету?»

Развивать умение зашифровывать (кодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Развивать восприятие, память, воображение и интеллект.

Подведит детей к решению проблемных ситуаций

Ребята, как вы считаете, полный порядок в доме, все фигуры собрали, всех заселили?

Остались свободные этажи. Это какие по счету этажи? Посчитаем по порядку?

Предлагаю загадки составить на этих этажах.

На подносах у вас карточки – схемы, попробуйте составить загадки сами.

Пусть жители подумают, какие здесь живут фигуры..

Ребята! Вы умеете с помощью схемы загадать фигуру. Умнички!

Дети работают за столами

Рассматривают, сравнивают, делают выводы.

Нет

4 этаж и 5 этаж

Ответы детей коллективные и индивидуальные

Формируют опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия

- Можно спросить у того, кто знает.

Индивидуализация ответов детей, исправление речевых ошибок. Повышение самооценки ребенка.

Обращать внимание на осанку детей

Комплект логических блоков Дьенеша, карточки - схемы на подносах каждого ребенка.

Карточки – схемы предполагаемых ответов на липучке для педагога

Игра «Найди клад»

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать воображение, речь.

Вовлекает в дидактическую игру. Побуждает детей к формулированию вопросов.

Любите в прятки играть?

А в волшебной стране любят клад искать.

А вы любите? Будете кладоискателями?! Тогда в путь.

Подойдем к столу

Нужно отгадать под какой фигурой клад.

Кто найдёт клад, забирает его себе, но вам надо называть различные свойства фигур. А я буду отвечать только «да» или «нет».

Что вам помогло клад найти?

Дети свободно размещаются недалеко от стола

Наблюдают, называют, рассказывают. Применяют полученные знания в новых условиях (дидактической игре)

Ответы детей

Смекалка и знания

Повышение самооценки ребенка.

Оказать помощь путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения детей.

Стол, салфетка, 6 логических фигур Дьенеша, под 1ой наклейка

3.

Заключительный

Рефлексия деятельности

Рефлексия. Установить обратную связь.

Способствовать развитию у детей веры в свои силы, в свои возможности.

Учить радоваться результату совместной работы, общению со сверстниками и взрослыми

Помогает в осмыслении детьми деятельности и фиксирует достижения «детской цели», с помощью вопросов. Сведение «детской» и учебной цели с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?»

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну.

Пора в детский сад нам возвращаться.

Давайте произнесем волшебные слова:

1-2-3 повернись

И в ребят превратись.

Вам понравилось путешествие? Кем вы были? Что делали?

Как мы волшебнику помогли?

Какое для тебя задание было сложным?

Легким? О каком задании рассказала бы брату? Почему вам удалось навести порядок?

Молодцы, умницы! Похлопаем себе.

Волшебник вам дарит подарки!

Раскраски! Вот они, жители волшебной страны Можете их раскрасить на свое усмотрение, вырезать, наклеить и придумать свою историю.

Пойдем, расскажем нашим друзьям о наших интересных приключениях.

Дети свободно размещаются

Рефлексируют деятельность.

Фиксируют достижения «детской цели»

Ответы детей

Собирали улитку из фигур, заселили фигуры в домики, загадки загадали и поиграли в прятки!

До свидания! (гостям)

Индивидуализация ответов детей.

Повышение самооценки ребенка.

Металлофон

Раскраски с числами и геометрическими фигурами на каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия по кружку «Волшебная флейта»

Один из отрывков занятий блокфлейтой с детьми старшей и подготовительной  групп, которые занимаются  в кружке "Волшебная флейта"...

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."...

Технологическая карта игры-занятия "Путешествие в страну Здоровья"

Формирование начальных представлений о сохранении и укреплении физического и психического здоровья у младших дошкольников....

Технологическая карта открытого занятия.«Путешествие на планету Математики» 2022г.

технологическая карта открытого занятия " Путешествие на планету Математики"....

Технологическая карта открытого занятия «Путешествие в страну сказок».

Технологическая карта занятия Воспитатель: Столярова Наталья АлександровнаОбразовательные области: речевое развитиеТема занятия: «Путешествие в страну сказок».Возрастная группа: 2-мла...

Технологическая карта (конструкт-занятия) «Путешествие в страну маленьких знатоков»

Технологическая карта (конструкт)  НОД«Путешествие в страну маленьких знатоков».Тема: «Путешествие  маленьких знатоков».Возрастная группа:  группа компенсирующей...