Технологическая карта открытого занятия.«Путешествие на планету Математики» 2022г.
материал по математике (старшая группа)

Ахмадиева Альбина Мансафовна

технологическая карта открытого занятия " Путешествие на планету Математики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Путешествие на планету Математики»

                                                                                                                                                                               Ахмадиева Альбина Мансафовна, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма

Надым,  2022

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Закрепление полученных знаний по математике

Тема НОД

«Путешествие на планету Математики»

Цель

Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.

Задачи

Обучающие:  

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше-меньше. 

Развивающие:                                                                                                                              - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
 

Воспитательные:                                                                                                                        

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям;

Проблема (детская цель)

Полететь на планету Математики и помочь инопланетянину решить математические задачи.

Материал

Демонстрационный:

- изображение инопланетянина, ракеты, цифры, знаки, мяч.

Раздаточный:

-карточки с заданиями, математические наборы, карандаши.

Предполагаемый результат

- ребёнок проявляет интерес к занятию по математике, самостоятельность, инициативность;

- ребенок  умеет действовать в ситуации «Если что-то  не получается …»;

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.

Занятие начнем со стихотворения. 
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята

Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.


  Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? (математика). Но оно будет необычное!

С утра в группе я нашла послание, в котором написано: «Здравствуйте, дети! Пишет Вам инопланетянин с далёкой планеты Математики! И обращаюсь к Вам за помощью в решении математических задач! Я узнал, что на планете Земля в городе Надым есть детский сад «Солнышко», в который ходят самый дружные и находчивые дети! Вы готовы мне помочь в решении задач?».

Тогда мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

Хотите отправиться в космос? А на чем мы с вами можем туда отправиться или полететь? А чтобы узнать, на чем мы можем улететь, я предлагаю выполнить задание.

1.Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Проверите себя как вы умеете считать до 10.

 (Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку).

    Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) 10- обвести, запускаем двигатель!

Словесные методы, мотивация, использование раздаточного материала.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Проконтролировать, чтобы у всех детей получилось изображение ракеты.

II. Актуализация знаний и умений

Воспитатель: Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.
                                   

2. Игра с мячом «Назови число»
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
«Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа», т.е. соседей числа.

Воспитатель: А теперь начинаем отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки.

3. Проверим, как вы умеете решать математические задачки.

 Слушайте внимательно:

  1. У бабушки Даши внучка Маша
    Кот Пушок, собака Дружок.
    Сколько у бабушки внуков? (1)
  2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

           Сколько ворон? (2)

  1. 9 грибов нашел Вадим,
    А потом еще один.
    Вы ответьте на вопрос:
    Сколько он грибов принес? (10)

Вопросы,

Игровая форма взаимодействия с мячом.

Дети называют соседние числа, произносят обратный отсчёт чисел.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Наблюдение за процессом деятельности детей, помощь при затруднениях

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Чтобы нам не скучать в полете, почитаем математические карты. Покажем, как мы различаем геометрические фигуры и умеем определять их расположение на листе.  

Возьмите поле с геометрическими фигурами у себя на столе. Назовите фигуры, которые есть на листе. Какие это фигуры? А какие вы еще знаете фигуры?

                               

4.  Игра  «Найти фигуру»
В левом верхнем углу (треугольник)
В правом нижнем углу (круг)
В левом нижнем углу (квадрат)
В правом верхнем углу (овал)
А посередине (прямоугольник).

 

Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) 
В среду долго умывался, («умываемся») 
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. 
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают).

Воспитатель:  Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.

Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Воспитатель показывает картинку с изображением инопланетянина) Кто это? (Ответы детей.)

Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.

5. Задачки - то заколдованные и написаны на летающих тарелках.  Задание такое: нужно поставить знаки больше, меньше или равно. т.е.  

Сравним числа.

2…5       7…4     7…...7     3….9     <   >    =

Решим примеры:

3+2=        4-1=                                            

5+2=        6-2=

Как называется арифметическое действие в первом столбике, а во втором?

Как называются знак действия при сложении (плюс), при вычитании (минус)?

А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать.

6. Решим геометрическую задачу.

Положите на стол столько синих квадратиков, сколько показывает цифра (4)

А под ними красных кружочков на 1 меньше, чем квадратиков (3)

Ниже положите столько же желтых треугольников, сколько и кружков. (3)

Из этих фигур составьте ракету, на которой вы полетите обратно домой.

Воспитатель: Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?

Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно.

Закрасьте:

  • Первый карандаш желтым цветом,
  • Четвертый – синим,
  • Второй – зеленым,
  • Пятый – красным,
  • Третий – коричневым,

 (Дети закрашивают карандаши.)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?

Какого цвета карандаш на пятом месте?

На котором по счету месте желтый карандаш?

Словесный, наглядный метод.

Дети самостоятельно решают примеры и сравнивают числа.

Дети сталкиваются с затруднением: какой знак выбрать, при выполнении арифметических действий.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми.

IV.Осмысление (итог)

Воспитатель: Молодцы ребята, инопланетянин благодарит вас за помощь, вы со всеми заданиями справились.

А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.


- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! .

А пока мы с вами летим - 
«Умственная разминка»
1. Сегодня среда, а завтра?

 2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
3. Если стол выше стула, то стул…?
4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
5. Сколько месяцев в году?

 6. Сколько времен года?

 Какое сейчас время года?
Назовите весенние  месяцы.
Сколько ушей у трех мышей?
Если сестра старше брата, то брат…? 

Воспитатель: Ну вот ребята мы с вами и долетели! Все математические приключения позади.

Где мы были сегодня? Кому помогли? Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, вам было трудно? У нас получилось? В чем у вас возникли затруднения? Что было легче всего?

Вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за занятие!

Словесный метод

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось решить все логические и математические задачи потому, что они закрепили полученные знания о последовательности выполнения действий.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Путешествие на планету Математики»

                                                                                                                                                                               Ахмадиева Альбина Мансафовна, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма

Надым,  2022

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Закрепление полученных знаний по математике

Тема НОД

«Путешествие на планету Математики»

Цель

Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.

Задачи

Обучающие:  

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше-меньше. 

Развивающие:                                                                                                                              - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
 

Воспитательные:                                                                                                                        

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям;

Проблема (детская цель)

Полететь на планету Математики и помочь инопланетянину решить математические задачи.

Материал

Демонстрационный:

- изображение инопланетянина, ракеты, цифры, знаки, мяч.

Раздаточный:

-карточки с заданиями, математические наборы, карандаши.

Предполагаемый результат

- ребёнок проявляет интерес к занятию по математике, самостоятельность, инициативность;

- ребенок  умеет действовать в ситуации «Если что-то  не получается …»;

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.

Занятие начнем со стихотворения. 
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята

Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.


  Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? (математика). Но оно будет необычное!

С утра в группе я нашла послание, в котором написано: «Здравствуйте, дети! Пишет Вам инопланетянин с далёкой планеты Математики! И обращаюсь к Вам за помощью в решении математических задач! Я узнал, что на планете Земля в городе Надым есть детский сад «Солнышко», в который ходят самый дружные и находчивые дети! Вы готовы мне помочь в решении задач?».

Тогда мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

Хотите отправиться в космос? А на чем мы с вами можем туда отправиться или полететь? А чтобы узнать, на чем мы можем улететь, я предлагаю выполнить задание.

1.Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Проверите себя как вы умеете считать до 10.

 (Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку).

    Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) 10- обвести, запускаем двигатель!

Словесные методы, мотивация, использование раздаточного материала.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Проконтролировать, чтобы у всех детей получилось изображение ракеты.

II. Актуализация знаний и умений

Воспитатель: Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.
                                   

2. Игра с мячом «Назови число»
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
«Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа», т.е. соседей числа.

Воспитатель: А теперь начинаем отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки.

3. Проверим, как вы умеете решать математические задачки.

 Слушайте внимательно:

  1. У бабушки Даши внучка Маша
    Кот Пушок, собака Дружок.
    Сколько у бабушки внуков? (1)
  2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

           Сколько ворон? (2)

  1. 9 грибов нашел Вадим,
    А потом еще один.
    Вы ответьте на вопрос:
    Сколько он грибов принес? (10)

Вопросы,

Игровая форма взаимодействия с мячом.

Дети называют соседние числа, произносят обратный отсчёт чисел.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Наблюдение за процессом деятельности детей, помощь при затруднениях

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Чтобы нам не скучать в полете, почитаем математические карты. Покажем, как мы различаем геометрические фигуры и умеем определять их расположение на листе.  

Возьмите поле с геометрическими фигурами у себя на столе. Назовите фигуры, которые есть на листе. Какие это фигуры? А какие вы еще знаете фигуры?

                               

4.  Игра  «Найти фигуру»
В левом верхнем углу (треугольник)
В правом нижнем углу (круг)
В левом нижнем углу (квадрат)
В правом верхнем углу (овал)
А посередине (прямоугольник).

 

Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) 
В среду долго умывался, («умываемся») 
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. 
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают).

Воспитатель:  Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.

Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Воспитатель показывает картинку с изображением инопланетянина) Кто это? (Ответы детей.)

Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.

5. Задачки - то заколдованные и написаны на летающих тарелках.  Задание такое: нужно поставить знаки больше, меньше или равно. т.е.  

Сравним числа.

2…5       7…4     7…...7     3….9     <   >    =

Решим примеры:

3+2=        4-1=                                            

5+2=        6-2=

Как называется арифметическое действие в первом столбике, а во втором?

Как называются знак действия при сложении (плюс), при вычитании (минус)?

А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать.

6. Решим геометрическую задачу.

Положите на стол столько синих квадратиков, сколько показывает цифра (4)

А под ними красных кружочков на 1 меньше, чем квадратиков (3)

Ниже положите столько же желтых треугольников, сколько и кружков. (3)

Из этих фигур составьте ракету, на которой вы полетите обратно домой.

Воспитатель: Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?

Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно.

Закрасьте:

  • Первый карандаш желтым цветом,
  • Четвертый – синим,
  • Второй – зеленым,
  • Пятый – красным,
  • Третий – коричневым,

 (Дети закрашивают карандаши.)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?

Какого цвета карандаш на пятом месте?

На котором по счету месте желтый карандаш?

Словесный, наглядный метод.

Дети самостоятельно решают примеры и сравнивают числа.

Дети сталкиваются с затруднением: какой знак выбрать, при выполнении арифметических действий.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми.

IV.Осмысление (итог)

Воспитатель: Молодцы ребята, инопланетянин благодарит вас за помощь, вы со всеми заданиями справились.

А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.


- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! .

А пока мы с вами летим - 
«Умственная разминка»
1. Сегодня среда, а завтра?

 2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
3. Если стол выше стула, то стул…?
4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
5. Сколько месяцев в году?

 6. Сколько времен года?

 Какое сейчас время года?
Назовите весенние  месяцы.
Сколько ушей у трех мышей?
Если сестра старше брата, то брат…? 

Воспитатель: Ну вот ребята мы с вами и долетели! Все математические приключения позади.

Где мы были сегодня? Кому помогли? Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, вам было трудно? У нас получилось? В чем у вас возникли затруднения? Что было легче всего?

Вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за занятие!

Словесный метод

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось решить все логические и математические задачи потому, что они закрепили полученные знания о последовательности выполнения действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."...

Технологическая карта игры-занятия "Путешествие в страну Здоровья"

Формирование начальных представлений о сохранении и укреплении физического и психического здоровья у младших дошкольников....

Технологическая карта индивидуального занятия "Путешествие по осеннему лесу"

индивидуальное занятие на тему: "Путешествие по осеннему лесу", способствующее автоматизации звука "С" в слогах, словах....

Технологическая карта практического занятия "Путешествие монетки".

Технологическая карта практического занятия...

Технологическая карта конспекта занятия "Путешествие в город пения"

Технологическая карта конспекта по художественно - эстетическому развитию, музыке, вокалу ориентирован на детей 5-7лет. Цель - формирование у детей интереса и любви к вокальному творчеству....

Технологическая карта открытого занятия «Путешествие в страну сказок».

Технологическая карта занятия Воспитатель: Столярова Наталья АлександровнаОбразовательные области: речевое развитиеТема занятия: «Путешествие в страну сказок».Возрастная группа: 2-мла...