Технологическая карта (конструкт-занятия) «Путешествие в страну маленьких знатоков»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Волощук Светлана Сергеевна

Технологическая карта (конструкт)  НОД

«Путешествие в страну маленьких знатоков».

Тема: «Путешествие  маленьких знатоков».

Возрастная группа:  группа компенсирующей направленности дети с ОВЗ с амблиопией и косоглазием 6-7 лет.

Форма совместной деятельности:   НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

  1. Математика для дошкольников 5-6 лет, И. А. Помораева, В. А. Позина. Москва 2016 г.
  2. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Н.В. Нищева, Санкт – Петербург 2015г.
  3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург 2015г.
  4. Физическая культура в детском саду 5-7 лет, Москва 2016г.
  5. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет, Москва 2015 г.
  6. Технология детского экспериментирования, Л. С.  Киселева, Москва 2005 г.
  7. ИКТ технологии, как средство познавательной активности дошкольников, Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.
  8. Дополнительная программа  методического кейса Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Форма познавательной деятельности дошкольников «Путешествие по карте» по М. А. Коротковой.

https://vk.com/wall-154600915_1643

https://alt.izh.one/files/courses/36/короткова.PDF

 

 

      Средства:

  • наглядные -  письмо, карта – схема, по 2 стакана одинакового размера (на каждого ребенка), колбочки разного размера (на каждого ребенка), ложки (на каждого ребенка).
  • литературные –  загадка;
  • музыкальные  -  детское музыкальное произведение Чунга чанга В. Шаинский;
  • оборудование -   вода  в банке(1 банка на стол), два одинаковых стакана(на каждого ребенка) , карта (схема), простой карандаш (по количеству детей), цветные мелки для доски, карточка с пропущенными цифрами (по количеству детей), доска для сравнения предметов.
  • мультимедийные  –  ноутбук, презентация, музыка.

Цель:

      Создание условий для развития речевой и познавательной активности дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями через использования опытно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Обучающие задачи:

Познакомить детей с действиями, используемыми для сравнения результатов измерения жидкости.

Закрепить умение детей сравнивать группы предметов; осваивать цифровые формы соотношения двух чисел.

  1. Развивающие задачи:
  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • развивать активную речь  детей в процессе сравнения результатов измерения количество жидкости;
  • развивать мелкую моторику;
  • делать выводы, умозаключения;
  • обогащать словарь детей: фрагмент, условная мерка;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
  • сравнивать с компьютерными исследованиями.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к экспериментированию;
  • способствовать проявлению положительных эмоций.
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Обратить внимание на нерешительность Евы и Ксении при коллективной работе;
  • Обратить внимание на положение карандаша в руке у Кости и Миши;
  • Поручить Семену и Паше  контроль, за правильностью выводов при сравнении результатов измерения жидкости.
  • Учитывать сложности детей с ОВЗ с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат:

Любознательный, активный

Активность в познавательной, опытно-экспериментальной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый

Чувство ритма в движении под музыку;

Проявление эмоционального отношения к живой природе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Применение усвоенных знаний   по ФЭМП, по опытно исследовательской деятельности в самостоятельной повседневной жизни;

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин.;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich._karta_konstrukta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с

обучающимися, воспитанниками.

Полное название образовательной организации:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №29»

Номинация: «Практика социокультурной реабилитации и работы с детьми с ОВЗ в туристско-краеведческой направленности»

Конструкт НОД «Путешествие по карте. В страну маленьких знатоков»

 по М. А. Коротковой.

Исполнитель: Волощук Светлана Сергеевна

Учитель-логопед

89530004827

Асбестовкий городской округ 2024

        Пояснительная записка.        

        Фундаментом развития человека, который закладывается практически с рождения ребенка, является дошкольный период, определяющий старт всех человеческих помыслов и начал. Как правило, этот возраст соотносится с быстрым вхождением в социум и формирует у детей первичные представления о себе, природе и обществе, расширяя эмоциональный опыт познания.

Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познании и др. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) Пытаются самостоятельно придумывать объяснения. Склоны наблюдать, экспериментировать, общаться.

Дети обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности конструкта.  Ребёнок владеет разными формами и видами игры.

ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании...

          В своей работе с детьми я  использовала также игровые технологии, технологии экспериментирования, которые включают в себя обширную группу методов (словесный, словарный, наглядный, практический) и приёмов(экспериментирования, наблюдения, создания, общения) организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

            Игровая форма конструкта создавалась при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступали как средство побуждения, стимулирования детей и познавательной деятельности. Речевые игры, словесные, игры с конструктором, математические, логические, игра экспериментирование.

Технологическая карта (конструкт)  НОД

«Путешествие в страну маленьких знатоков».

Тема: «Путешествие  маленьких знатоков».

Возрастная группа:  старшая группа компенсирующей направленности дети с ОВЗ с амблиопией и косоглазием5-6 лет.

Форма совместной деятельности:   НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

  1. Математика для дошкольников 5-6 лет, И. А. Помораева, В. А. Позина. Москва 2016 г.
  2. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Н.В. Нищева, Санкт – Петербург 2015г.
  3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург 2015г.
  4. Физическая культура в детском саду 5-7 лет, Москва 2016г.
  5. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет, Москва 2015 г.
  6. Технология детского экспериментирования, Л. С.  Киселева, Москва 2005 г.
  7. ИКТ технологии, как средство познавательной активности дошкольников, Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.
  8. Дополнительная программа  методического кейса Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Форма познавательной деятельности дошкольников «Путешествие по карте» по М. А. Коротковой.

https://vk.com/wall-154600915_1643

https://alt.izh.one/files/courses/36/короткова.PDF

      Средства:

  • наглядные -  письмо, карта – схема, по 2 стакана одинакового размера (на каждого ребенка), колбочки разного размера (на каждого ребенка), ложки (на каждого ребенка).
  • литературные –  загадка; 
  • музыкальные  -  детское музыкальное произведение Чунга чанга В. Шаинский;
  • оборудование -   вода  в банке(1 банка на стол), два одинаковых стакана(на каждого ребенка) , карта (схема), простой карандаш (по количеству детей), цветные мелки для доски, карточка с пропущенными цифрами (по количеству детей), доска для сравнения предметов.
  • мультимедийные  –  ноутбук, презентация, музыка.

Цель:

      Создание условий для развития речевой и познавательной активности дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями через использования опытно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

  1. Обучающие задачи:

Познакомить детей с действиями, используемыми для сравнения результатов измерения жидкости.

Закрепить умение детей сравнивать группы предметов; осваивать цифровые формы соотношения двух чисел.

  1. Развивающие задачи:
  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • развивать активную речь  детей в процессе сравнения результатов измерения количество жидкости;
  • развивать мелкую моторику;
  • делать выводы, умозаключения;
  • обогащать словарь детей: фрагмент, условная мерка;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
  • сравнивать с компьютерными исследованиями.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к экспериментированию;
  • способствовать проявлению положительных эмоций.
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Обратить внимание на нерешительность Евы и Ксении при коллективной работе;
  • Обратить внимание на положение карандаша в руке у Кости и Миши;
  • Поручить Семену и Паше  контроль, за правильностью выводов при сравнении результатов измерения жидкости.
  • Учитывать сложности детей с ОВЗ с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Планируемый результат:

Любознательный, активный

Активность в познавательной, опытно-экспериментальной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый

Чувство ритма в движении под музыку;

Проявление эмоционального отношения к живой природе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Применение усвоенных знаний   по ФЭМП, по опытно исследовательской деятельности в самостоятельной повседневной жизни;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин.;

Ход деятельности:

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап

Организационный

Приложение№1

Слайд №2

Сюрпризный момент

Приложение№2

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и  на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем! (приветствие в группе.)

Стук в дверь.

Извините, я посмотрю, кто там? Ребята это приходил почтальон. И он нам принес письмо.  В котором говорится о стране маленьких знатоков, в которой все запуталось, маленькие жители этой страны запутались в заданиях и задачах. Вы хотите им помочь? А вы знаете, куда надо идти?

Чтобы не заблудиться в этой стране, Королева этой страны нарисовала нам карту (логопед показывает карту на ноутбуке и на листе).

Давайте посмотрим, что изображено на карте.

        

На каждой остановке нас ждут интересные испытания.

Вы готовы к путешествию?

Посмотрите внимательно на карту, как вы думаете, куда нам нужно отправиться сначала? (карта определяет место направления по группе стрелками.)

 

 Задаю положительный эмоциональный настрой.

Создаю проблемную ситуацию, показываю и свою заинтересованность.

Направляю детей на правильное решение.

Выполняют движения в соответствии со словами, приветствуют педагога.

Дети интересуются, что за письмо

Дети высказывают свое мнение

Дети обсуждают увиденное.

Дети обсуждают возможные варианты.

Дети настроены на общение, и хорошее настроение.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2 этап

Работа над темой

Приложение№3

Слайд №3

-проблемная ситуация

Станция  называется «Цифроград». Как вы думаете, что нас там ждет? Давайте обратимся опять к карте – схеме.

(Загадывание загадки про цифру пять).

В сказочной живут избушке
Мышка, зайка, еж, лягушка
С ними серенький коток –
Сливки с молока глоток.
Если станешь их считать,
Превратятся в цифру… (пять)

Перед вами карточки, впишите пропущенные цифры. (от 1 до 6)

Постановка проблемы.

Способствует индивидуальной работе

Высказывают предположения.

Ребенок выбирает способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или  в паре.

Решают проблемную ситуацию. Если  возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу.

Умение делать вывод и его аргументировать

Освоение   цифровой формы чисел.

Приложение №4

Отправляемся  дальше, следующая станция «Сообразилия», как до нее добраться? Конечно нам поможет наша схема – карта. На этой  станции мы будем сравнивать количество нарисованных геометрических фигур на доске, поставьте нужный знак: больше, меньше, равно.

Постановка проблемы, способствующая групповой работе детей.

Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы.

Обогащение опыта совместной работы.

Закрепление умения сравнивать группы геометрических фигур.

Занимательная задачка

Слайд №6

Отправляемся дальше.

Это станция  «Занимательные задачки». С помощью стрелок на карте мы определим наш дальнейший путь. (возвращаемся к столам)

За гусыней шли гуськом 6 гусят,

Один отстал, сколько осталось с гусыней гусят?

Потом отстало еще два гусёнка, сколько осталось?

Забеспокоилась гусыня,  стала собирать гусят.

Всех собрала. Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

Поощряю детей за внимательность и правильные ответы.

Подвожу итог.

Внимательно слушают,  выставляют фишки на пано.

Знание порядкового счета.

Приложение №7

Станция  «Числяндия». Где же эта станция у нас? Посмотрим карту. (Дети отправляются в  физкультурный уголок.)

В физкультурном уголке  надо построить числовую башню из конструктора. (От большого к маленькому, считая по порядку до 10).

 Справились с испытанием?

Стимулирую интерес детей.

Обращаю внимание на необходимость соблюдать последовательность постройки конструктора. Конструктивно комментирую работу детей (Я вижу, вы выкладываете кубики один на другой, чтобы получилась высокая башенка)

Работают с конструктором.

Радуются полученному результату.

Получение положительных эмоций от полученного результата.

Освоение  цифровой формы, порядкового счета.

Музыкальная разминка

(с музыкальным сопровождением).

Приложение №8

Вы любите танцевать?  Следующая станция по карте музыкальная. Танцуем под музыку.

 Встретились спинками, ладошками, коленками, мизинчиками, щечками, лбами.

Отдохнули?  

Знакомлю детей с игрой, даю инструкцию, эмоционально помогаю расслабиться.

Подвожу итог, мы здорово потанцевали.

Выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность, сочетают музыку и движения.

 Умение слушать, выполнять задания.

Имеют чувство ритма. Развивают пластику

 Закрепляет умение ориентироваться в пространстве.

 Реализована потребность детей в общении.

Опытно экспериментальная

деятельность

Приложение№9

Слайд №5

Ребята, а вы любите эксперименты?

А вы хотите побывать учеными? Следуя нашей карте мы отправляемся в центр опытов и экспериментов.

На столе стоят два стакана, в  одном и из них налита вода.

Из общей (банки) емкости с «водой», при помощи ложки во второй стакан  

наливаем половину стакана воды.     А как наполнить во второй стакан воды, чтобы получилось одинаковое количество воды?

Как определить сколько же, нам понадобиться воды? Должно быть одинаково.

Первый стакан будет у нас условной меркой, мы отметим фломастером уровень воды, а наливать нам поможет ложка, или колбочки.

Приступайте к самостоятельной работе.

Вы здорово потрудились!

Вовлекаю детей в опытно - экспериментальную деятельность.

Создаю проблемную ситуацию.

Создаю условия для эмоциональной отзывчивости.

 Обращаю внимание детей на то, что во втором стакане нужно налить столько же воды.

Включаю детей в самостоятельную деятельность; предоставляю время деятельности; предоставляю материалы; наблюдаю за детьми во время выполнения задания.

Прошу объяснить детей, как они определили сколько же воды им понадобиться налить? Если дети затрудняются, помогаю сделать вывод.

Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально или в паре по желанию. Опытным путем определяют количество «воды»  в стаканах.

Высказывают свои предположения.

Делают умозаключение.

Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности;

Умение подбирать необходимые материалы для работы;

Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам.

3 этап

Итог деятельности.

Слайд №6

Посмотрите, на нашей карте не осталось неизведанных мест, значит, наше путешествие подошло к завершению. Давайте вспомним, где мы побывали, что делали? Что вам было трудно выполнить, а что легко?

Привлекаю детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, совместная. деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

 Умение оценивать результат своей деятельности;

 Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

 Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Релаксация: Рисование своих схем - карточек эксперимента

со стаканами.

Ребята, мы совсем забыли про карточки схемы к проведенному эксперименту.  Нам нужно их нарисовать, мы сможем сделать это после прогулки.

Приглашаю после прогулки к рисование схем – карточек.

Рисуют схему

Проявляют эмоциональное отношение к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «В стране игрушек»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «В стране игрушек»...

Технологическая карта образовательной деятельности "Путешествие в страну Здоровье"

Непосредственно  - образователбная деятельность по формированию основ ЗОЖ. Интегрирование областей - познание, коммуникация, физическое развитие...

Технологическая карта на тему "Животные жарких стран"

Технологичская карта занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Животные жарких стран" с использованием дидактической игры на ИКТ оборудовании....

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."

Технологическая карта проведения занятия "Путешествие в страну дорожных знаков."...

технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Жаркие страны"

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Жаркие страны" для старшей группы группы...

Технологическая карта игры-занятия "Путешествие в страну Здоровья"

Формирование начальных представлений о сохранении и укреплении физического и психического здоровья у младших дошкольников....