«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа)
материал по математике (средняя группа)

формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №7

Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г. о., г. Видное, проезд Жуковский, д.35

План  работы

по самообразованию на 2024-2025

Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа)

Подготовила:

Пушкина Ю. Ю., воспитатель

Видное

2024

Актуальность – внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование развивающих игровых упражнений и дидактических игр — все это создает у детей хороший эмоциональный настрой и прочное усвоение основных математических знаний. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастет в радость учения.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием развивающих игр. Игровые методы и приемы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы.

Цель – формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих игр.

Задачи:

1. Создавать условия для развития познавательно активной деятельности через пополнения развивающих центров (дидактическими играми, наглядными пособиями)

2. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

3. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и дидактических игр.

Формы проведения :

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы обучения

1. Наглядно-действенные приемы.

2. Игры с мелкими предметами.

3. Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).

4. Сюжетные игры.

5. Использование цветных палочек Кюизенера.

6. Игры с использованием блока Дьенеша.

7. Словесные игры.

Предполагаемый результат:

1. Пополнение развивающих центров дидактическими играми по математике.

2. Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.

Сентябрь 2024 г.

-Изучить и проанализировать литературу по данной теме. Цель: учить анализировать и обсуждать.

-Подбор дидактических игр

-Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

Октябрь 2024г.

1. Дидактическая игра «Сложи из треугольников».

2. Геометрические фигуры в загадках.

3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино».

4. Дидактическая игра «Купим пуговицы».

1-цель: развивать мышление, воображение, творчество,

2-цель: закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок,

3-цель: пополнение дидактической игрой группу,

4-цель: учить соотносить по величине предметы, совершенствовать счет в пределах

Ноябрь 2024.

1. Сюжетная игра «Магазин»

2. Д/и «Правильный счет»

3. Д/и «Кто где»

4. Д/и «Помоги цыплятам»

1-цель: совершенствовать навыки счета (в пределах 5,

2-цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета,

3-цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху,

4-цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Декабрь 2024г.

1. Д/ и «Динь-динь!».

2. Игра «Разложи в коробки»

3. Игра «Самолеты»

4. Игры с использованием блока Дьенеша

«Украсим елочку»

1-цель: совершенствование умения считать в пределах 6,

2-цель: учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины,

3-цель: закрепление понятий «один»«много»,

4-цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение "читать схему", закрепление навыков порядкового счета

Январь 2025г г.

1. Игра «Поручение»

2. Дидактическая игра «Найди и назови».

3. Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки»

4. Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру».

1-цель: упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади,

2-цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета,

3-цель: учить сравнивать по высоте, обозначать результаты сравнения словами: низкий, высокий, выше, ниже,

4-цель: развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение Д/игрой группу.

Февраль 2025 г.

1. Считалки с иллюстрациями

2. Игры с использованием блока Дьенеша «Логический поезд».

3. Дидактическая игра «Цифры заблудились»

4. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

1-цель: упражнять считать в пределах 7,

2-цель: развитие способности к логическим действиям и операциям,

умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

3-цель: упражнять детей в счёте в пределах 5 и обратно,

4-цель: предложить родителям картотеку игр по математике.

Март 2024 .

1. Составление из геометрических фигур «Цветок для мамы»

2. «Соберем бусы»

3. Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».

4. «Найди различия»

1-цель: совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину.

2-цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур (счет в пределах 8,

3-цель: развитие мышления, логики,

4-цель: совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.

Апрель 2025 г.

1. Игровая ситуация «Весна пришла»

2. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»

3. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат»

4. Лото «Геометрические фигуры»

1-цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).Упражнять в умении сравнивать предметы по величине,

2-цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (счет в пределах 9,

3-цель: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые"

4-цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Май 2025 г.

1. Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»

2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника»

3. Составление из счетных цветных палочек Кюизенера.

разнообразные фигуры.

4. Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку»

1-цель: упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы,

2-цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 10,

3-цель: упражнение в составлении геометрических фигур на плоскости стола,

4-цель: развивать умение подбирать предметы одинаковые по цвету и форме.

Литература:

1. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004 г.

2. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003 г.

3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

4. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 1996 г.

5. Математика от трёх до шести : учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 1996 г.

6. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.:Детство-пресс,2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развивающие игры В.Воскобовича в формировании элементарных математических представлений" (средняя группа).

Игра помогает развивать навыки счёта, умение различать геометрические фигуры, развивает  логическое мышление....

Система использования развивающих игр при формировании элементарных математических представлений и развитии психических процессов у детей (младшая группа).

Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных способностей детей, развивает гибкость их мышл...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»           ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ &la...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...

План самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний"

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разв...