ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».
материал (средняя группа)

Киося Екатерина Георгиевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».


     

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Воспитатель:

                                                            Киося Екатерина Георгиевна

                        

 

 

                                 Дрожжино  2020г

В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование развивающих игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой и прочное усвоение основных математических знаний.

 

Роль развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающих мир, и расширить его кругозор. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель – сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием развивающих и дидактических игр.

Развивающие и дидактические игры играют огромную роль в развитие личности. С одной стороны, это один из методов обучения, с другой – возможность приучить малыша к самостоятельной деятельности, когда он должен находить себе занятие сам. Одни игры помогают малышам познавать окружающий мир, природу. Другие прививают первые навыки, необходимые для усвоения школьной программы – знания по математике и логическому мышлению, развивают речь, умственные способности.

Цель – формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих и дидактических игр.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
  2. Обогащать развивающую среду в группе развивающими и дидактическими играми.
  3. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
  4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий, и развивающих и дидактических игр.
  5. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
  6. Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста.

Формы проведения

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы обучения

  1. Наглядно-действенные приемы.
  2. Игры с мелкими предметами.
  3. Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
  4. Сюжетные игры.
  5. Использование цветных палочек Кюизенера.
  6. Игры с использованием блока Дьенеша.
  7. Словесные игры.

Предлагаемый результат

  1. Пополнение развивающих центров развивающими и дидактическими играми по математике.
  2. Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.

СЕНТЯБРЬ

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
  2. Подбор развивающих и дидактических игр.
  3. Чтение детской литературы: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»; стихи детских поэтов С.Михалков «Котята», С.Маршак «Веселый счет»; математические сказки «В стране математике в пластилиновом районе».


 

ОКТЯБРЬ

  1. Дидактическая игра «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него).
  2. Геометрические фигуры в загадках.
  3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
  4. Дидактическая игра «Не ошибись» (квадрат – синим цветом; круг – красным).

Цели:

  1. Развивать мышление, воображение, творчество;
  2. Закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок;
  3. Пополнение дидактической игрой группу;
  4. Закрепление цвета.

НОЯБРЬ

  1. Сюжетная игра «Магазин игрушек» (много, один, поровну).
  2. Дидактическая игра «Правильный счет».
  3. Дидактическая игра «Кто где».
  4. Дидактическая игра «Помоги цыплятам».

Цели:

  1. Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
  2. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета;
  3. Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху);
  4. Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

ДЕКАБРЬ

  1. Дидактическая игра «Веселый колокольчик»
  2. Игра «Разложи в коробки».
  3. Игра «Самолеты».
  4. Игра с использованием блока Дьенеша.
  5. Игра «Украсим елочку».


 

Цели:

  1. Совершенствование умения считать в пределах 6;
  2. Учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины;
  3. Закрепление понятий «один», «много»;
  4. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение «читать схему»;
  5. Закрепление навыков порядкового счета.

ЯНВАРЬ

  1. Игра «Поручение».
  2. Дидактическая игра «Найди и назови».
  3. Игровое упражнение «Снеговик и снежинки».
  4. Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру».

Цели:

  1. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;
  2. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета;
  3. Учить сравнивать по высоте, обозначить результаты, сравнение словами: низкий, высокий, выше, ниже;
  4. Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счетные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение дидактической игрой группу.

ФЕВРАЛЬ

  1. Считалки с иллюстрациями.
  2. Игры с использование блока Дьенеша «Логический поезд».
  3. Дидактическая игра «Построй числовой ряд».
  4. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

Цели:

  1. Упражнять считать в пределах 7;
  2. Развитие способности к логическим действиям и операциям; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
  3. Закрепить знание последовательности чисел по порядку и обратно;
  4. Предложить родителям картотеку игр по математике.

МАРТ

  1. Игровое упражнение составление из геометрических фигур «Цветок для мамы».
  2. Игра «Соберем бусы».
  3. Дидактическая игра «По какому мостику катится колобок».
  4. Игра «Найди различия».

Цели:

  1. Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину;
  2. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине фигур). Счет в пределах 8;
  3. Развитие мышления, логики;
  4. Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.

АПРЕЛЬ

  1. Игровая ситуация «Весна пришла».
  2. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме».
  3. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат».
  4. Лото «Геометрические фигуры».

Цели:

  1. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине;
  2. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (счет в пределах 9);
  3. Развитие умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые»;
  4. Развитие представлений о геометрических фигурах.

МАЙ

  1. Дидактическая игра «Разноцветные фонарики».
  2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника».
  3. Составлять из счетных цветных палочек Кюизенера. Разнообразные фигуры.
  4. Игровое упражнение «Найди такой же и положи в корзинку».

Цели:

  1. Упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы;
  2. Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь в пределах 10;
  3. Упражнение в составление геометрических фигур на плоскости стола;
  4. Развивать умение подбирать одинаковые по цвету и форме.


 

Работа с родителями

  1. Участие родителей в изготовлении развивающих, дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
  2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. В течение года
  3. Консультация на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь
  4. Консультация на тему «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Март
  5. Оформление папки «Занимательная математика дома и повседневной жизни». Январь
  6. Оформление уголка познавательного развития. В течение года.


 

Консультация для воспитателей. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».


 

Литература:

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное. Мозайка-Синтез, Москва, 2015

Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб: Детство-пресс, 2004г.

Лебеденка Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста /Е.Н.Лебеденко – СПб Детство-пресс, 2003г.

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.Баласс, 2003г.

Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования – М:ВАКО, 2005г.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М,: Просвещение, 1990г

«Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - А.А.Смоленцева.

Под ред. Б.Б.Финкельнтейн «Давайте вместе поиграем» Комплекс игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001г.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1_god.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»


ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».


     

                             

                                                            Воспитатель:

                                                            Киося Екатерина Георгиевна

                         

                                 Дрожжино  2020г

В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование развивающих игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой и прочное усвоение основных математических знаний.

Роль развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающих мир, и расширить его кругозор. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель – сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием развивающих и дидактических игр.

Развивающие и дидактические игры играют огромную роль в развитие личности. С одной стороны, это один из методов обучения, с другой – возможность приучить малыша к самостоятельной деятельности, когда он должен находить себе занятие сам. Одни игры помогают малышам познавать окружающий мир, природу. Другие прививают первые навыки, необходимые для усвоения школьной программы – знания по математике и логическому мышлению, развивают речь, умственные способности.

Цель – формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих и дидактических игр.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
  2. Обогащать развивающую среду в группе развивающими и дидактическими играми.
  3. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
  4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий, и развивающих и дидактических игр.
  5. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
  6. Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста.

Формы проведения

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы обучения

  1. Наглядно-действенные приемы.
  2. Игры с мелкими предметами.
  3. Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
  4. Сюжетные игры.
  5. Использование цветных палочек Кюизенера.
  6. Игры с использованием блока Дьенеша.
  7. Словесные игры.

Предлагаемый результат

  1. Пополнение развивающих центров развивающими и дидактическими играми по математике.
  2. Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.

СЕНТЯБРЬ

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
  2. Подбор развивающих и дидактических игр.
  3. Чтение детской литературы: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»; стихи детских поэтов С.Михалков «Котята», С.Маршак «Веселый счет»; математические сказки «В стране математике в пластилиновом районе».


ОКТЯБРЬ

  1. Дидактическая игра «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него).
  2. Геометрические фигуры в загадках.
  3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
  4. Дидактическая игра «Не ошибись» (квадрат – синим цветом; круг – красным).

Цели:

  1. Развивать мышление, воображение, творчество;
  2. Закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок;
  3. Пополнение дидактической игрой группу;
  4. Закрепление цвета.

НОЯБРЬ

  1. Сюжетная игра «Магазин игрушек» (много, один, поровну).
  2. Дидактическая игра «Правильный счет».
  3. Дидактическая игра «Кто где».
  4. Дидактическая игра «Помоги цыплятам».

Цели:

  1. Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
  2. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета;
  3. Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху);
  4. Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

ДЕКАБРЬ

  1. Дидактическая игра «Веселый колокольчик»
  2. Игра «Разложи в коробки».
  3. Игра «Самолеты».
  4. Игра с использованием блока Дьенеша.
  5. Игра «Украсим елочку».


Цели:

  1. Совершенствование умения считать в пределах 6;
  2. Учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины;
  3. Закрепление понятий «один», «много»;
  4. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение «читать схему»;
  5. Закрепление навыков порядкового счета.

ЯНВАРЬ

  1. Игра «Поручение».
  2. Дидактическая игра «Найди и назови».
  3. Игровое упражнение «Снеговик и снежинки».
  4. Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру».

Цели:

  1. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;
  2. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета;
  3. Учить сравнивать по высоте, обозначить результаты, сравнение словами: низкий, высокий, выше, ниже;
  4. Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счетные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение дидактической игрой группу.

ФЕВРАЛЬ

  1. Считалки с иллюстрациями.
  2. Игры с использование блока Дьенеша «Логический поезд».
  3. Дидактическая игра «Построй числовой ряд».
  4. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

Цели:

  1. Упражнять считать в пределах 7;
  2. Развитие способности к логическим действиям и операциям; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
  3. Закрепить знание последовательности чисел по порядку и обратно;
  4. Предложить родителям картотеку игр по математике.

МАРТ

  1. Игровое упражнение составление из геометрических фигур «Цветок для мамы».
  2. Игра «Соберем бусы».
  3. Дидактическая игра «По какому мостику катится колобок».
  4. Игра «Найди различия».

Цели:

  1. Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину;
  2. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине фигур). Счет в пределах 8;
  3. Развитие мышления, логики;
  4. Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.

АПРЕЛЬ

  1. Игровая ситуация «Весна пришла».
  2. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме».
  3. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат».
  4. Лото «Геометрические фигуры».

Цели:

  1. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине;
  2. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (счет в пределах 9);
  3. Развитие умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые»;
  4. Развитие представлений о геометрических фигурах.

МАЙ

  1. Дидактическая игра «Разноцветные фонарики».
  2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника».
  3. Составлять из счетных цветных палочек Кюизенера. Разнообразные фигуры.
  4. Игровое упражнение «Найди такой же и положи в корзинку».

Цели:

  1. Упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы;
  2. Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь в пределах 10;
  3. Упражнение в составление геометрических фигур на плоскости стола;
  4. Развивать умение подбирать одинаковые по цвету и форме.


Работа с родителями

  1. Участие родителей в изготовлении развивающих, дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
  2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. В течение года
  3. Консультация на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь
  4. Консультация на тему «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Март
  5. Оформление папки «Занимательная математика дома и повседневной жизни». Январь
  6. Оформление уголка познавательного развития. В течение года.


Консультация для воспитателей. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».


Литература:

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное. Мозайка-Синтез, Москва, 2015

Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб: Детство-пресс, 2004г.

Лебеденка Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста /Е.Н.Лебеденко – СПб Детство-пресс, 2003г.

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.Баласс, 2003г.

Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования – М:ВАКО, 2005г.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М,: Просвещение, 1990г

«Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - А.А.Смоленцева.

Под ред. Б.Б.Финкельнтейн «Давайте вместе поиграем» Комплекс игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001г.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развивающие игры В.Воскобовича в формировании элементарных математических представлений" (средняя группа).

Игра помогает развивать навыки счёта, умение различать геометрические фигуры, развивает  логическое мышление....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений            (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...