Формирование представлений о величине
консультация по математике

Татьяна Николаевна Гурина

Материал посвящен формированию предствалений о величене у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavley_o_velichine.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Гурина Т.Н.                                                                                                                                                                                                                                                                    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 132 города Калининград

         Одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с величиной. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.        

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

        Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Дидактические игры, способствующие формированию представлений о величине у дошкольников

«Маленькие помощники».

Стимульный материал: коробки для карандашей, (большая и маленькая) и карандаши (длинные 18 см и короткие 15 см).

Содержание: Воспитатель сообщает детям, что в гости пришел Незнайка и попросил ему помочь разложить карандаши в коробки, но так, чтобы в большой коробке лежали только длинные карандаши, а в маленькой коробке – короткие.

Сравнивать карандаши по длине можно методом приложения.

«Как куклам найти свои бантики»..

Стимульный материал: бантики (бант розового цвета – 20 см, бант желтого цвета – 17 см и бантик красного цвета – 14 см).

Содержание: Воспитатель предлагает каждому ребенку сравнить бантики по длине, используя прием наложения. Покажи длинный, короче и самый короткий бантик. Как можно сравнить эти бантики

«Цветные ленточки»                                                                                                                Стимульный материал:  ленточки красного, оранжевого, желтого, голубого, зеленого и розового цвета.

Содержание: Воспитатель предлагает каждому ребенку красиво разложить ленточки в ряд так, чтобы они возрастали по длине от самой короткой до самой длинной.

«Потерявшиеся ступеньки».                                                                                                                                                           Стимульный материал: Изображение теремка и 5 полосок из цветной бумаги шириной 2 см и длиной 5 см, 8 см, 11 см, 14 см и 17 см.

Содержание: Воспитатель сообщает детям, что «построили звери в лесу теремок, а зайти-то не могут – крылечко забыли сделать. Давайте им поможем и построим крылечко из этих ступенек».

Содержание: Воспитатель показывает детям набор бумажных полосок, изображающих ступеньки, равномерно уменьшающихся по длине, предлагает сравнить их. Дети отмечают: «это длинная ступенька, эта короче, эта еще короче, эта короткая, а эта – самая короткая». Дети поочередно находили полоски (ступеньки), раскладывали их в ряд по убывающей длине, называли длину каждой полоски (ступеньки).

«Веселые кораблики». 

Стимульный материал: картинки с изображением корабликов разного цвета и размера (синий, длиной 8 см, голубой – 10 см, розовый – 12 см, желтый 15 см и белый длиной 18 см).

Содержание: Воспитатель показывает кораблики: «Посмотри на кораблики. Покажи и назови, какого цвета кораблик самый длинный относительно белого кораблика? Какой кораблик самый короткий относительно синего кораблика? Какого цвета кораблики ты еще видишь? Расскажи о них. Используй слова длиннее, короче».

«Большой - маленький»

Стимульный материал: Карточки

Содержание: Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

«Мой размер»

Стимульный материал: картинки с изображением больших предметов, картинки с изображением маленьких предметов.                                                                                      Содержание: Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие откладывает в сторону (возможны другие варианты).

«Больше - меньше»

Стимульный материал карточки с изображением геометрических фигур                                              Содержание: воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

«Кукла идет в гости»

Стимульный материал куклы, платья разных размеров.                                             Содержание: Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.

«Кто проворней»

Стимульный материал куклы, платья разных размеров.                                                                   Содержание: Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).

«Разложи по размеру»

Стимульный материал: карточки разных размеров.                                                                                                Содержание: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.

«Чудесный мешочек»

Стимульный Мешочек, в мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.

Игры с блоками Дьенеша:

Найди все фигуры как эта (по размеру).

Найди не такую фигуру как эта (по размеру).

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

1

Список литературы:

  1. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
  2. . Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г
  3. Л.С.Метлина, "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, М., 1984 г
  4. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г
  5. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.
  6. Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
  7. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду»./ Щербакова Е.И. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1998г

Заявка 
на участие в
 IV - ой  Международной научно-практической конференции: 

 

«Дошкольное  воспитание в современном Казахстане  

и мировом  образовательном пространстве» 

 

 

Ф. И. О. автора и соавтора (полностью, в том числе научного руководителя при его наличии) 

 

Гурина Татьяна Николаевна 

Место работы (учебы) 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 132

Должность 

 

воспитатель 

Ученая степень, ученое звание(при  наличии) 

 

 

Адрес места работы, контактный телефон, 

личный сотовый 

Россия, г. Калининград, ул. Флотская  5

+79114504347

E-mail (для рассылки сборника материалов, обязательно

 larisashollenberger1977@mail.ru 

Название статьи 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о величине предметов в старшей группе»

Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширени...

Конспект интегрированного НОД на формирование представления о величине в младшей группе.

Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическая культура.Цель. Учить подбирать предметы по тождеству, помогать называть величину предметов.Задачи.Обра...

"Формирование представлений о величине у детей 5-го года жизни"

Занятия по развитию предсталений о величине предметов с детьми 5-го года жизни....

игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни

игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста

Особенности формирования  представлений о величине у детей старшего возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"

Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....