Формирование представлений о величине
консультация по математике
Материал посвящен формированию предствалений о величене у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavley_o_velichine.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Гурина Т.Н. муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 132 города Калининград
Одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с величиной. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.
Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Дидактические игры, способствующие формированию представлений о величине у дошкольников
«Маленькие помощники».
Стимульный материал: коробки для карандашей, (большая и маленькая) и карандаши (длинные 18 см и короткие 15 см).
Содержание: Воспитатель сообщает детям, что в гости пришел Незнайка и попросил ему помочь разложить карандаши в коробки, но так, чтобы в большой коробке лежали только длинные карандаши, а в маленькой коробке – короткие.
Сравнивать карандаши по длине можно методом приложения.
«Как куклам найти свои бантики»..
Стимульный материал: бантики (бант розового цвета – 20 см, бант желтого цвета – 17 см и бантик красного цвета – 14 см).
Содержание: Воспитатель предлагает каждому ребенку сравнить бантики по длине, используя прием наложения. Покажи длинный, короче и самый короткий бантик. Как можно сравнить эти бантики
«Цветные ленточки» Стимульный материал: ленточки красного, оранжевого, желтого, голубого, зеленого и розового цвета.
Содержание: Воспитатель предлагает каждому ребенку красиво разложить ленточки в ряд так, чтобы они возрастали по длине от самой короткой до самой длинной.
«Потерявшиеся ступеньки». Стимульный материал: Изображение теремка и 5 полосок из цветной бумаги шириной 2 см и длиной 5 см, 8 см, 11 см, 14 см и 17 см.
Содержание: Воспитатель сообщает детям, что «построили звери в лесу теремок, а зайти-то не могут – крылечко забыли сделать. Давайте им поможем и построим крылечко из этих ступенек».
Содержание: Воспитатель показывает детям набор бумажных полосок, изображающих ступеньки, равномерно уменьшающихся по длине, предлагает сравнить их. Дети отмечают: «это длинная ступенька, эта короче, эта еще короче, эта короткая, а эта – самая короткая». Дети поочередно находили полоски (ступеньки), раскладывали их в ряд по убывающей длине, называли длину каждой полоски (ступеньки).
«Веселые кораблики».
Стимульный материал: картинки с изображением корабликов разного цвета и размера (синий, длиной 8 см, голубой – 10 см, розовый – 12 см, желтый 15 см и белый длиной 18 см).
Содержание: Воспитатель показывает кораблики: «Посмотри на кораблики. Покажи и назови, какого цвета кораблик самый длинный относительно белого кораблика? Какой кораблик самый короткий относительно синего кораблика? Какого цвета кораблики ты еще видишь? Расскажи о них. Используй слова длиннее, короче».
«Большой - маленький»
Стимульный материал: Карточки
Содержание: Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.
В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?
Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.
«Мой размер»
Стимульный материал: картинки с изображением больших предметов, картинки с изображением маленьких предметов. Содержание: Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие откладывает в сторону (возможны другие варианты).
«Больше - меньше»
Стимульный материал карточки с изображением геометрических фигур Содержание: воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».
«Кукла идет в гости»
Стимульный материал куклы, платья разных размеров. Содержание: Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.
«Кто проворней»
Стимульный материал куклы, платья разных размеров. Содержание: Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).
«Разложи по размеру»
Стимульный материал: карточки разных размеров. Содержание: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
«Чудесный мешочек»
Стимульный Мешочек, в мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.
Игры с блоками Дьенеша:
Найди все фигуры как эта (по размеру).
Найди не такую фигуру как эта (по размеру).
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.
1
Список литературы:
- Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
- . Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г
- Л.С.Метлина, "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, М., 1984 г
- З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.
- Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
- Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду»./ Щербакова Е.И. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1998г
Заявка
на участие в IV - ой Международной научно-практической конференции:
«Дошкольное воспитание в современном Казахстане
и мировом образовательном пространстве»
Ф. И. О. автора и соавтора (полностью, в том числе научного руководителя при его наличии)
| Гурина Татьяна Николаевна |
Место работы (учебы)
| Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 132 |
Должность
| воспитатель |
Ученая степень, ученое звание(при наличии)
|
|
Адрес места работы, контактный телефон, личный сотовый | Россия, г. Калининград, ул. Флотская 5 +79114504347 |
E-mail (для рассылки сборника материалов, обязательно) | larisashollenberger1977@mail.ru |
Название статьи | ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/с...
«Формирование представлений о величине предметов в старшей группе»
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширени...
Конспект интегрированного НОД на формирование представления о величине в младшей группе.
Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическая культура.Цель. Учить подбирать предметы по тождеству, помогать называть величину предметов.Задачи.Обра...
"Формирование представлений о величине у детей 5-го года жизни"
Занятия по развитию предсталений о величине предметов с детьми 5-го года жизни....
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста...
Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"
Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....