"Формирование представлений о величине у детей 5-го года жизни"
план-конспект занятия по математике по теме
Занятия по развитию предсталений о величине предметов с детьми 5-го года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад «Алёнушка» Тукаевского района с.Бетьки
Занятия с детьми 5-го года жизни
«Формирование представлений детей о величине предметов»
Составила воспитатель:
Сибгатуллина Гульфия Минсалимовна
2015 год
Занятие 1. Величина. Длинный-короткий
Цель
Формировать представление о свойствах предметов по величине: длинный-короткий. Формировать умение сравнивать предметы по длине. Учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее», «короче».
Материал
Две ленты, закрепленные на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета (красная - 1 м, голубая - 50 см); картинки с изображением Буратино и Пьеро; полоски из цветного картона разной длины для каждого ребенка. Ход занятия Игра «Кто быстрее свернёт ленту?» (Два ребенка по команде начинают скручивать ленты разной длины и разного цвета). - Какую ленту скрутили быстрее? (Красную). - Давайте попробуем еще раз с другими ребятами. - Какую ленту скрутили быстрее? (Красную). - Как вы думаете, почему? Красная лента короче, а синяя длиннее. - Чтобы это проверить, что надо сделать? (Положить красную ленту на голубую). - А сейчас, ребята, посмотрите на свои разноцветные полоски. Положите сначала самую длинную полоску. - Какого она цвета? (Желтая). - Теперь положите полоску покороче. - Какого она цвета? (Красная). - Справа от красной положите самую короткую. - Какого она цвета? (Белого). - Сколько всего полосок? (Полоски сравнивают методом наложения). - А сейчас отгадайте загадку.
Что за странный? Что за странный?
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой он длинный.
Кто же это? (Буратино).
- Из какой сказки Буратино? - Как звали героя из этой сказки, у которого всегда был грустный вид, он любил читать стихи про Мальвину? (Пьеро). (Демонстрация картинок с изображениями этих героев.) Минутка для отдыха
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- А сейчас, ребята, давайте внимательно посмотрим на Буратино и Пьеро и найдем, чем они отличаются друг от друга. - У кого из героев нос длинный, а у кого короткий? - Какие волосы у Пьеро, какие у Буратино? (У Пьеро длинные). - У кого рукава в рубашечке длинные, у кого короткие? Итог Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях
Занятие 2. Величина. Высокий – низкий
Цели
Формировать у детей представление о свойствах предметов по величине: высокий-низкий. Формировать умение сравнивать предметы по высоте. Совершенствовать навыки устного счета в пределах пяти.
Материал Картинки с изображением Крокодила и Чебурашки; два конверта: синий и белый; набор карточек с изображением высоких и низких предметов для каждого ребенка; набор «столбиков» из цветного картона, различных по высоте. Ход занятия - Ребята, сегодня мы с вами будем сравнивать разные предметы по высоте. Давайте сравним по росту, кто выше: воспитатель или ребёнок? (Выходит еще один ребёнок, и дети сравнивают по росту двух детей; затем трёх детей распределяют по росту. Выясняют, кто выше всех; кто ниже всех, кто средний.). - А сейчас, ребята, давайте распределим по высоте наши разноцветные «столбики». - Поставьте самый высокий «столбик». Какого он цвета? - Затем поставьте «столбик», который чуть ниже по высоте. Какого он цвета? - Теперь поставьте самый низкий. - Сколько всего «столбиков? (Дети выставляют «столбики», используя методы приложения и наложения). - Ребята, отгадайте загадки: По реке плывет бревно, Ох, и злющее оно. Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... (крокодил). (Демонстрация картинки). - Только у нас, ребята, сегодня в гостях добрый крокодил. Как зовут его? (Гена.) - Отгадайте, как зовут его друга. Мягкое брюшко, Большие ушки. Коричневая рубашка, А зовусь я ... (Чебурашка). (Демонстрация картинки). - Ребята, давайте, сравним по росту Крокодила и Чебурашгку, кто выше, кто ниже? Минутка для отдыха
Игра «Карлики-великаны»
(Когда педагог говорит «карлики», дети приседают, когда «великаны», дети встают на носочки и поднимают руки вверх. Педагог выполняет движения вместе с детьми и в ходе игры старается их запутать). - А сейчас нам надо наших героев поселить в домики. - Какие домики по высоте? (Высокий и низкий). - Куда мы поселим Крокодила? Почему? - Куда мы поселим Чебурашку? Почему? - Проведите ниточки от наших героев к их домам. - А сейчас раскрасьте высокий фонарь желтым цветом, а низкий - красным.
Игра «Высокий-низкий»
У каждого ребенка на столе два конверта и предметы, разные по высоте. - Ребята, мы с вами поиграем. - Вы должны разложить высокие и низкие предметы по конвертам. Высокие - в синий; низкие - в белый. - Сколько предметов в белом конверте? В синем? В каком конверте больше? Меньше? (Предметы сравнивают методом наложения или приложением).
Итог Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.
Занятие 3. Величина. Широкий – узкий Цели Формировать представления о различных свойствах предметов по величине: широкий - узкий. Формировать умение сравнивать предметы по ширине. Закреплять пространственные отношения - справа, слева. Формировать навыки устного счета в пределах пяти. Материал
Полоски из цветного картона разной ширины для каждого ребенка; индивидуальный набор картинок с изображением предметов разных по ширине. Ход занятия - Ребята, какие герои к нам пришли в гости? (Винни-Пух и Пятачок). - Они очень спешат к ослику на день рождения, но им надо перейти через речку. (Демонстрация картинки). - Как можно перейти через речку? (По мостику). - Здесь два мостика. - Чем они отличаются друг от друга? (Один широкий, другой - узкий). - Помогите нашим героям разобраться, кто по какому мостику должен пойти? - Почему вы так решили? - Ребята, положите перед собой сначала самую широкую полоску. - Какого она цвета? - Справа от нее положите полоску поуже. - Какого цвета эта полоска? Какая она по счету? - Справа от этой положите самую узкую полоску. Сколько всего полосок получилось? (Дети определяют, какая полоска шире путем наложения.)
Игра «Широкий-узкий»
У детей на столах лежат карточки с изображением широких и узких предметов, у каждого одинаковое количество карточек. - Ребята, положите справа от себя картинки с изображением широких предметов, а слева - узких. - Сколько карточек справа? Слева? Каких больше? Меньше?
Минутка для отдыха
Как на наши именины
Испекли мы каравай.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь - выбирай!
Итог
Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях. Занятие 4. Величина. Толстый – тонкий Цели Формировать представления о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий. Формировать умение сравнивать предметы по ширине. Закреплять пространственные отношения - справа, слева. Материал Сказочные герои Карлсон и Малыш; две книги: толстая и тонкая; картинки с двумя бутербродами: толстым и тонким; два шарфа - толстый и тонкий; индивидуальный набор толстых и тонких предметов. Ход занятия
- Ребята, к нам прилетел сказочный герой с пропеллером за спиной. Как его зовут? (Карлсон). (Демонстрация картинки.) - Как зовут его друга, маленького мальчика? (Малыш). - Ребята, посмотрим, чем отличаются по внешнему виду Малыш и Карлсон? (Педагог акцентирует внимание на сравнении толстый-тонкий). - Малыш очень любит читать книги. - А вы любите? - Посмотрите, вот у него две книги, сравним их по толщине. (Сравнивают две книги: толстую и тонкую). - Ребята, а что любил Карлсон больше всего? (Сладкое). - Посмотрите, какие бутерброды с вареньем сделал Карлсон себе и Малышу. (Показ двух бутербродов - толстого и тонкого). - Как вы думаете, какой бутерброд Карлсон сделал себе? Почему? - Наши друзья подкрепились и решили отправиться на крышу, но на улице холодно, поэтому они решили взять с собой шарфики. (Демонстрация двух шарфиков: толстого и тонкого). - Ребята, чем отличаются эти шарфики? Игра «Что толще?» - Наши друзья улетели, а мы с вами поиграем. (На столах у каждого лежат толстые и тонкие предметы: например, образцы толстой и тонкой ткани; толстых и тонких ниток, бумаги. Дети на ощупь определяют их толщину). - Положите справа от себя все толстые предметы, а слева - тонкие.
Минутка для отдыха Игра «Кошки-мышки»
У котенка работенка -Ловит серого мышонка.
Ловят серого мышонка Три котенка, три кота. А мышонок удирает, Он от смеха умирает, Серым хвостиком играет Перед носом у кота. - Ребята, послушайте стихотворение еще раз внимательно. - Сколько котят в стихотворении? - Котов? – Можно сказать, что их поровну.
Итог
Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей. Занятие 5. Величина. Большой-маленький Цели Формировать представление детей о свойствах предметов по величине: большой, маленький. Формировать умение сравнивать предметы по размеру (большой, маленький).Совершенствовать навыки устного счета в пределах пяти. Материал
Изображение волка, двух зайчиков (большого и маленького), двух кустиков (большого и маленького); два мешочка, картинки с изображением маленьких и больших животных; изображение коровы и теленка; курицы и цыпленка, мыши и мышонка. Ход занятия - Ребята, к нам в гости прискакали два зайчика (разных размеров). - Они одинаковые по размеру? (Большой и маленький – сравнивают методом приложения). - Зайчики резвились, прыгали на полянке вокруг кустиков. - А кусты одинаковых размеров? (Сравнивают методом наложения, один большой, другой маленький). - Что случилось вдруг? - Зайчики подняли свои ушки. - К полянке бежит волк. (Показать изображение волка.) - Ребята, давайте спрячем зайчиков под кусты. - Какого зайчика, под какой кустик спрячем? (Дети распределяют зайчиков - большого под большой куст; маленького - под маленький). - Почему вы выбрали для зайчиков такой домик по размеру?
Игра «Два мешочка»
(На столе у педагога лежат картинки с изображением животных больших и маленьких размеров. Дети по цепочке выходят и кладут в каждый мешочек по одной картинке с животным большого и маленького размера, сравнивают методом приложения или наложения.)
Минутка для отдыха
Сначала буду маленьким - К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большим -До люстры дотянусь. - Отгадаем загадку.
Маленький рост, серая шубка,
Длинный хвост, острые зубки. (Мышь). (Демонстрация картинки с мышью). - Как называется детка у мыши? (Мышонок). - Кто из них большой? - Кто маленький? Вышла птичка погулять, Позвала своих цыплят, Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко! - Как зовут птичку маму? (Демонстрация на доске курицы и цыпленка). - Кто из них большой, кто маленький? - Найдите в пособии курицу и цыпленка, раскрасьте их. Игра «Мама и детки»
- У нас мамы потеряли своих деток, помогите им разобраться. (На доске картинки к загадкам педагог располагал в беспорядке. Дети выходят и соединяют линиями разного цвета по парам мам и их детей). - Сколько у нас получилось мам? - Сколько деток? - Что мы можем про них сказать? (Что их поровну).
- Обведите красными кружочками у себя в пособии зверей и птиц большого размера, а синим цветом - маленького. Итог
Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей. Занятие 6. Величина (обобщение) Цели Закрепить и обобщить знания детей о свойствах предметов: высокий-низкий, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий. Совершенствовать устный счет в пределах десяти. Закрепить представления о пространственных отношениях (справа-слева). Материал
Изображение избушки, трех медведей, разных по величине; индивидуальный набор геометрических фигур; изображение трех цветов, разных по высоте у каждого ребенка; изображение трех ложек с ручками разной длины. Ход занятия - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Вы любите ходить в гости? Мы идем в гости в избушку, где живут три героя.
Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
(Демонстрирует трех игрушечных медведей разного размера). - А теперь вспомним с вами, как звали трех медведей. (Михаила Иванович, Настасья Петровна, Мишутка). - Кто из них самый большой? (Михаила Иванович). - Кто самый маленький? (Мишутка). (Ответы детей сопровождаются показом картинок с медведями.) Дети выставляют игрушки по размеру. - А куда мы поставим картинку с изображением Настасьи Петровны? (Посредине). - Ребята, выложите у себя на столе справа три больших квадрата, а слева два маленьких квадрата.- Какие больше? - Меньше? - Сколько их вместе? - А сейчас давайте зайдем в избушку. Здесь стоят три стула. (Демонстрирует картинки с изображением трех стульев, разных по высоте). - Какой из этих стульев самый высокий, низкий? - Кто сидит на самом высоком стуле? (Михаила Иванович) - Кто сидит на самом низком стуле? (Мишутка). - А на каком стуле сидит Настасья Петровна? (На среднем стуле). - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат цветы, которые росли возле избушки трех медведей. (У каждого ребенка по три цветка разной высоты). - Разложите цветы по высоте, сначала самый высокий, а затем средний и самый низкий. - А сейчас, ребята, давайте посмотрим, какими ложками едят медведи. (Демонстрирует изображение трех ложек, разных по длине). - Чем отличаются ложки? (Длиной). - Кто ест из самой короткой ложки? - Какая ложка у Михаиле Ивановича? (Самая длинная). - Какой ложкой ест Настасья Петровна? Минутка для отдыха Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. - Посмотрите, к вам на столы тоже прилетела бабочка. (На столах у каждого ребенка картинки с изображением бабочек: по две с длинными усами, и по две с короткими усами). - Чем отличаются бабочки? - Положите справа бабочек с длинными усами, слева - с короткими. - Сколько бабочек с каждой стороны? (По две). - Давайте с вами заглянем в спальню к медведям. (Демонстрация трех кроватей). - Сколько кроватей стоит в спальне? - Чем они отличаются? (Они отличаются по ширине). - Давайте уложим наших медведей спать. - Кто на какой кровати будет спать? Почему? - Ребята, нам пора возвращаться домой. - Вам понравилось в гостях у трех медведей? - Тогда на наших следующих занятиях мы обязательно их посетим. Итог
Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.
«Угадайка»
Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Чебурашки, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего - дарить подарки. Подарков у меня вот целая коробка (коробка с блоками). Здесь и машинки, и коробки, и апельсины. А для своего друга Гены я уже выбрал подарок, и вы тоже можете выбрать подарок для своего друга. Но для этого вам нужно угадать, какого цвета игрушку я приготовил Гене. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу». (Прячет один из блоков, дети угадывают его цвет).
Угадавший ребенок получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать. Угадывается только одно свойство блока, в дальнейшем - два его свойства - цвет и форма; три свойства - цвет, форма, размер или его форма, размер и толщина, или - цвет, форма и толщина.
Помоги «обезьянкам»
Перед детьми лежат блоки (обезьянки), воспитатель рассказывает: «У мамы-обезьянки было много детей - веселых, любознательных мартышек. Они часто убегали из дома, лазали по деревьям, катались на машинах, а потом, когда нужно было возвращаться домой, они с трудом находили дорогу обратно. Вот как-то раз решила мама-обезьянка научить своих детей быстро возвращаться в свой дом. Помогите ей». Воспитатель раздает «домики» и называет, какие обезьянки должны спрятаться в домиках (красные), а дети прячут в свои домики, соответствующие блоки, проверяют, не попал ли в домик блок (обезьянка) другого цвета. Ошибки исправляются - блоки возвращают на место.
Воспитатель просит детей спрятать всех больших обезьянок (всех круглых или всех не квадратных, не синих, не толстых) и т.д.
При повторном упражнении игровые задачи меняются (обезьяны прячутся от тигра: собрать бананы для обезьян).
“Волшебная мозаика”
(Проводится с группой детей, разделенной на подгруппы из двух – семи человек)
Дидактическая задача. Учить детей создавать схематические изображения предметов.
Материал. Набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребенка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Руководство. Воспитатель раздает детям наборы и говорит, что у каждого теперь есть волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры (кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т.п. Детям средней группы достаточно просто сложить какой-нибудь один предмет и сказать, что это такое. Когда ребята научатся выполнять такое задание, можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики?
Упражнение целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/с...
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста...
Как развивать представление о величине у детей 2-3 года
Как развивать представление о величине у детей 2-3 года...
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста...
Статья "Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распо...
Дидактические игры с бросовым материалом как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Ознакомлление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребёнка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необход...