Занятие по формированию элементарных математических представлений «Признаки весны»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Кузина Алла Валерьевна

Занятие по формированию математических представлений, состоит из 5 заданий, всё занятие тесно переплетено с сезонным изменением, время года "Весна".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Теремок» города Новочебоксарск Чувашской Республики

Занятие по формированию элементарных математических представлений  «Признаки  весны»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной

                                                                 категории  Кузина Алла Валерьевна

2024г.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры;

- совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильного использования количественных и порядковых числительных;

- совершенствование умения отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?;

- Упражнять в умении сравнивать предметы по длине, ширине, величине: короткий-длинный, узкий-широкий, большой-маленький, (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

- упражнять в умении отсчитывать нужное количество предметов, пользуясь числовой карточкой.

Развивающие:

 -развитие мыслительных операций, речевой деятельности, зрительного восприятия;

- развитие представлений о смене времен года и их очередности.

Воспитывающие:

-воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое – музыка»

Материалы: Круг жёлтого цвета – середина солнца, лучи – треугольники жёлтого цвета; сосульки разной длины – 4 размера, на 2 команды; кораблики 5 штук, капитаны для корабликов – 5 штук, ручей; листья разной величины по 3 штуки на каждого; бумажная полянка на каждого ребёнка, числовые карточки (в пределах 5) на каждого ребёнка, по 6 цветков на каждого ребёнка; магнитная доска для крепления «весенних признаков»; дом для крепления к нему сосулек; дерево для крепления к нему листвы.

Непосредственная образовательная деятельность:

Орг.момент.

Воспитатель: -Ребятки, сегодня к нам на занятие пришли гости, поприветствуйте их, пожалуйста. (дети поздоровались)

Воспитатель: - А сейчас станем в круг и подарим друг другу хорошее настроение!

Стали дети, стали в круг, ты мой друг и я твой друг!

Мы друг к другу повернёмся и друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: - Улыбнулись и сразу у всех стало хорошее настроение.

Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас наступило? (ответы детей)

Воспитатель: Кто вспомнит, какое время года было перед весной? (ответы детей)

Воспитатель: А какое время года наступит после весны? (ответы детей)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребятки, а вы заметили, что весна уже наступила, а погода часто меняется! То холодно, то тепло! (ответы детей) Воспитатель: А знаете почему? Я вам сейчас расскажу. Пришла я сегодня утром в детский сад, а на столе лежит письмо. Вот оно! (демонстрирует конверт) Адресовано оно нашей группе, а прислала его нам сама Весна! Хотите узнать, что она нам пишет?

Письмо от Весны

Здравствуйте ребятки! У меня случилась очень неприятная ситуация. Когда я шла в ваш город, я заигралась с зимой в снежки и  случайно уронила свою корзину с «Весенними признаками».  Я,  конечно,  их все собрала, но пока собирала, перепутала, в какой последовательности должны происходить сезонные изменения. Сначала листья на деревьях распускаются, или снег должен растаять,  или град должен пойти? Вы сможете помочь мне расставить по порядку сезонные изменения? Если у вас всё получится,  вы услышите мою песенку!

Воспитатель: Ребятки, мы сможем помочь Весне? (ответы детей)

Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить  задания и собрать  весенние признаки в  той последовательности, в которой они обычно наступают весной.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, сколько месяцев длится каждое время года? (ответы детей). Правильно, молодцы, три месяца!

Воспитатель: А как называется первый месяц весны? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Я загадаю вам загадку, она о самом первом весеннем признаке, который лежит у меня в конверте.

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь!

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все ….   (солнце) !

Воспитатель: Правильно! У меня в конверте солнце, но его нужно собрать. (дети собирают солнце).

Воспитатель: Ребятки, а из каких геометрических фигур вы собрали солнце? (ответы детей). А какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, всё знаете! А скажите, пожалуйста, в какое время суток просыпается солнце? (Ответы детей)

-А в какое время суток солнце спит? (Ответы детей)

-А в какое время суток солнце готовится ко сну и ложится спать? (ответы детей)

-А в какое время суток солнце гуляет и светит ярко и жарко? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и вот он первый весенний признак, прикрепим его на картину-подсказку для весны.

Следующее задание нам нужно выполнить за столом, разделившись на две команды.

Воспитатель: Вот загадка о следующем весеннем признаке:

Закрепилась за карниз, головой свисает вниз!

Акробатка, крохотулька, а зовут её …. (сосулька).

Воспитатель: Правильно! Вот перед вами сосульки. Какого они размера? (Ответы детей)

Воспитатель: Задание такое: первая команда раскладывает сосульки от самой длинной до самой короткой,  а вторая от самой короткой, до самой длинной.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Вы нашли второй весенний признак, прикрепите его на крышу дома. Первая команда прикрепляет сосульки от самой короткой, до самой длинной. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А теперь вторая команда прикрепляет сосульки от самой длинной до самой короткой. (Дети выполняют).

Воспитатель: Молодцы, вот и второй признак мы нашли, прикрепите его к картине-подсказке.

Воспитатель:А кто вспомнит, как называется второй месяц весны? (Ответы детей) Правильно, сейчас  идёт второй месяц весны -  апрель.

Воспитатель: Отгадайте загадку о самом заметном весеннем признаке в апреле:

К маме речке я бегу,

И молчать не могу!

Я её сын родной,

А родился я весной… (ручеёк). (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вот и у нас в группе появился ручей. Помогите мне его разложить.

Воспитатель: Ребятки, давайте подойдём к началу ручья, у окна.  Посмотрите, какой сначала ручеёк по размеру? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, узкий. Давайте перешагнём его. (перешагивают ручей). А теперь перейдём дальше по берегу ручейка и посмотрим, каким он стал? (Ответы детей). Правильно, широкий. Нам его уже не так легко перешагивать. Попробуем перепрыгнуть. (дети перепрыгивают через ручей с широкой стороны).

Воспитатель: Ребятки, а как ещё можно поиграть с ручейком? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, можно пустить кораблики. Вот у меня есть корабли, а ещё есть капитаны. Давайте запустим корабли по ручью. (Раздать 5 кораблей и 4 капитана).

Воспитатель: Ребятки, давайте посчитаем сколько у нас корабликов? (Ответы детей)

-А сколько капитанов? (Ответы детей)

А чего больше? (Ответы детей)

- А как можно сделать поровну? (Ответы детей)

- А каким по счёту стоит фиолетовый кораблик? (Ответы детей)

-А серый? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились, вот у нас и третий признак весны, прикрепите его к картине-подсказке.

Воспитатель: Следующее задание нам нужно выполнить за столом. Присядьте, пожалуйста.

Воспитатель: Ребятки, мы очень много сегодня работаем пальцами, они у нас устали, а им ещё потрудиться надо. Сделаем пальчиковую гимнастику!

Вырос красивый цветок на поляне (приложить ладошки друг к другу, пальцы соединить)

Утром весенним раскрыл лепестки (запястья остаются вместе, большой палец и мизинец соединены, а указательный, средний и безымянный разъединить в стороны)

Всем лепесткам красоту и сиянье (снова соединить ладошки и пальцы и плавно перевернуть ладошки пальцами вниз)

Дружно дают под землёй корешки ( Не размыкая запястьев ладошек пошевелить пальцами).

Воспитатель: Вот и подготовили мы свои руки к дальнейшей работе.  Вот загадка о следующем весеннем признаке:

Из почек появляются,

Весной распускаются,

Летом шелестят,

Осенью –летят…. (листья на деревьях)

 Воспитатель: Молодцы, правильно. Рассмотрите, чем  отличаются листья? (Ответы детей)

-А когда листья начинают расти на деревьях, они какие сначала? (Ответы детей)

- А потом? (Ответы детей)

Воспитатель: Разложите листья  в порядке возростания…

-Назовите, какой первый лист? (Ответы детей)

-Какой второй? (Ответы детей)

-А третий? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Прикрепите свои листья к дереву. (Дети выполняют)

Воспитатель: Вот и ещё один весенний признак вы нашли. Прикрепите его к картине-подсказке.

Воспитатель: Следующее задание мы тоже выполним за столом. Присаживайтесь.

Воспитатель: Отгадайте, о каком следующем весеннем признаке эта загадка:

Они бывают: Комнатные, полевые, луговые, а также лесные и садовые!!!! Что это? (цветы) (Ответы детей)

Воспитатель: Вот вам и следующее задание. (Раздаёт конверы и полянки для цветов)

-Открывайте, что у вас в конвертах? (Ответы детей)

-Вам нужно посадить на полянку столько цветов, сколько кругов на  вашей числовой карточке.

Воспитатель:  Проверяем . Сколько цветов ты посадил? (вопрос к конкретному ребёнку) Спросить 2-3 детей.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. У вас ещё остались цветы, возьмите по одному цветку и прикрепите их к картине-подсказке для весны.

- Теперь назовём все признаки от самого первого.

Анализ занятия:

Воспитатель:-  Ребятки, вам понравились наши игры сегодня?

 -Ребятки, какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- А какое задание не понравилось?

-А какое задание было самое лёгкое?

- А какое задание было самое весёлое?

Воспитатель: Вы очень хорошо выполняли все задания, нашли все весенние признаки и правильно их расположили.

-Кто вспомнит, что обещала нам весна, если вы всё сделает? (Ответы детей)

- Давайте прислушаемся. (Звучат звуки  лесной поляны, пение птиц, журчанье ручья).

Воспитатель: Вот мы и услышали голос весны! А ещё весна приготовила для вас сюрприз. (угощение в виде цветов – чупа-чупс с наклеенным  цветком сверху).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....