Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста компенсирующей направленности. Тема: "Сельскохозяйственные работы"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема: «Сельскохозяйственные работы».
Подготовила: воспитатель
Морозова Мария Игоревна
Дзержинск 2023
Образовательные задачи. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Закрепление умений и навыков отсчитывания и присчитывания по одному в пределах десяти. Совершенствование навыков порядкового счета. Формирование понимания значения порядковых числительных и вопросов «Который по счету?» Ознакомление с количественным составом числа из единиц. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и по наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствование умения делить целое на части. Формирование представления о том, что часть меньше целого.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.
Способы активизации детской деятельности: игровые упражнения, дид.игры, подвижная игра, оценка работы детей.
Оборудование. Три полоски разной длины, условная мерка, плоскостные изображения растений, плоскостные изображения машин, ящики с землей, полиэтиленовая пленка, ножницы, набор геометрических фигур.
Часть ООД | Задачи | Содержание | Деятельность детей | Примечания | Хронометраж |
Организационная | Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. | - Весна в разгаре. В садах и огородах начались весенние работы. Я приготовила под посадку рассады три грядки. Измерьте длину грядок и сравните их по длине.
-Правильно. Сравните по длине первую и третью грядки. -Верно. | Дети измеряют длину грядок. - Первая грядка длиной пять мерок- самая длинная, вторая грядка длиной четыре мерки- короче первой грядки, третья грядка длиной три мерки- самая короткая. -Первая грядка длиннее третьей грядки, третья грядка короче первой грядки. | Упражнение «Сравним грядки». Педагог сообщает детям о начале занятий и приглашает их сесть полукругом на стульчики перед мольбертом на котором висят три полоски – «грядки». | 4 мин. |
Основная | Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. . Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. ?» Ознакомление с количественным составом числа из единиц. Совершенствование навыков порядкового счета. Формирование понимания значения порядковых числительных и вопросов «Который по счету?» | - Я начинаю высадку рассады капусты. Посмотрите, я сажаю одно растение, еще одно, еще одно, еще одно. Сколько растения я посадила? -На вторую грядку я посажу кабачки. Один, еще один и еще один. Сколько кабачков я посадила? -А на третьей грядке я высаживаю рассаду помидоров. Один кустик, еще один, еще один. Сколько кустиков я посадила? - Что вы можете сказать о количестве кустиков рассады разных растений? - Верно. А сколько всего растений я посадила. Сосчитайте. -Как получилось такое количество растений? -Правильно. Как уравнять количество растений разных видов? -Что теперь можно сказать о количестве растений разных видов? -Молодцы! Вы справились с очень сложной задачей и порадовали меня. -Начинаются работы в поле, и на поля выходит сельскохозяйственная техника. Послушайте стихотворение об этом. -Я буду выставлять на мольберт изображения техники, а вы будете называть их и считать по порядку. - Какая машина едет между колесным трактором и бульдозером? - Какая машина едет за гусеничным трактором? -Какая машина едет последней? -Какая машина едет перед самосвалом? -Который по счету самосвал? -Который по счету грузовик? -А бульдозер какой по счету? -Молодцы. | - Вы посадили четыре растения. -Вы посадили три кабачка. -Вы посадили три кустика помидоров. -Вы посадили четыре растения капусты, три кабачка и три кустика помидоров. Кабачков и помидоров поровну, одинаково, по три. Капусты больше, чем кабачков. Капусты больше, чем помидоров. -Вы посадили всего десять растений. -Четыре штуки капусты, три кабачка и три кустика помидоров – всего десять растений. -Можно добавить один кабачок и один кустик помидоров. -Теперь капусты, кабачков и кустиков помидоров поровну, одинаково, по четыре. Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода- Побежит за трактористом К синей речке борозда Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. И черны, как из печи, Провожают их грачи. -Гусеничный трактор первый, колесный трактор второй, грузовик третий, бульдозер четвертый, самосвал пятый. -Между колесным трактором и бульдозером едет грузовик. -За гусеничным трактором едет колесный трактор. -Последней едет самосвал. -Перед самосвалом едет бульдозер. -Самосвал пятый. -Грузовик третий. -Бульдозер четвертый. | Упражнение «Высадка рассады». Игра «Едут в поле трактора». | 5 мин 4 мин |
Физкульминутка | Развитие общей моторики, координации речи с движением. | Я давно весну ждала- У меня свои дела: Мне участок в огороде Нынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. Посажу на ней редиску И морковку, а с боков Будут кустики бобов. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Останавливаются, показывают, как копают. Показывают как рыхлят грядку. Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семяна. | Подвижная игра «Грядки» Дети выходят за воспитателем в середину группы. 2 раза | 2 мин. |
Основная | Совершенствование умения делить целое на части. Формирование представления о том, что часть меньше целого. Совершенствование конструктивных навыков, творческого воображения. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и по наличию или отсутствию основных компонентов. | -Мы с вами посеяли в эти ящики семена. Для того чтобы они скорее взошли, можно накрыть ящики пленкой. Но пленки у нас один кусок, а ящиков несколько. Сколько их? Сосчитайте. -Значит, на сколько частей нам нужно разделить пленку? -Как можно это сделать? -Сделайте это. -На сколько частей вы разделили пленку? -Как можно назвать одну такую часть? -Что больше – целая пленка или одна вторая часть, половина. -Верно. Как следует поступить дальше. Чтобы у нас было четыре равные части. -Сделайте это. -На сколько частей вы разрезали кусок полиэтилена? -Как можно назвать одну часть? -Что больше – целый кусок полиэтилена или одна четвертая часть? -Правильно. - Для того чтобы птицы не разорили посадки в саду, садоводы ставят пугала. Попробуйте сложить изображения пугала из геометрических фигур, а потом расскажите, какие фигуры вы использовали. | -У нас всего четыре ящика. -Пленку нужно разделить на четыре части. -Нужно сложить пленку пополам, так чтобы обе части были одинаковыми, а потом разрезать её. Дети выполняют указанные действия. -Мы разделили пленку на две равные части. -Вторая часть, половина. -Одна вторая меньше, чем целая пленка. -Нужно каждую половину опять сложить ровно пополам и разрезать. Дети выполняют указанные действия. - На четыре части. -Четвертая часть. - Четвертая часть меньше, чем целая пленка. Дети выполняют задание, потом выбирают самое красивое пугало. | Упражнение «Парники». Педагог приглашает детей к столу, где стоят четыре небольших пластмассовых ящика с землей, лежат кусок полиэтиленовой пленки и ножницы. Педагог накрывает ящики пленкой. Игра «В огороде пугало» Педагог предлагает детям сесть за столы, где для каждого ребенка приготовлены контейнеры с геометрическими фигурами. | 5 мин 4 мин 1 мин |
Итоговая. Рефлексия | Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на занятии? Что вы делали на занятии и что вам понравилось больше всего? Молодцы , вы сегодня справились со всеми заданиями. | Дети рассказывают, что нового узнали на занятии, как делили кусок пленки на четыре части, как считали растения на грядках. Дети делятся своими впечатлениями. |
Литература:
- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). Организованная образовательная деятельность.– СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2019.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331659-1383246119.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста "Сказка"
Упражнять в счёте предметов, учить видеть равенство и неравенство их количества, учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-645264-1435064731.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы детского сада «Путешествие в страну Математики».
в конспекте занятия представлен материал по формированию математических представлений. в ходе путешествия ребета повторяют геометрические фигуры, счет до 10, математические домики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/08/picture-833108-1665225033.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста в коррекционном детском саду
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-707089-1542535433.jpg)
План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
В материале определены цели и задачи занятия, используемый материал, подробно описан ход занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678315-1443942013.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)
Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/24/picture-1164159-1569325113.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-450686-1697908473.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»
Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах. Расширять знания детей о жизни дики...