План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
В материале определены цели и задачи занятия, используемый материал, подробно описан ход занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 668 имени Героя Советского Союза В.П. Кислякова города Москвы
Дошкольное отделение № 435
Открытое занятие
по формированию элементарных математических представлений у детей.
Составила и провела
воспитатель старшей группы № 8
Ушакова Л.С.
28.02.2017года
План – конспект занятия
Цель: Формирование мотивации детей, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. Воспитание интереса к математике. Формирование умения работать в группах, парах и индивидуально.
Задачи:
Совершенствовать навыки счета в пределах 9. Закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 9 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
Закрепить знание цифр от 1 до 9.
Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоскостных).
Закрепить элементарные представления детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности времен года.
Продолжать развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление. Развивать схематизированные представления.
Совершенствовать диалогическую речь: учить понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Материал к занятию:
а) демонстрационный материал: 4 картинки по временам года; геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник), 4 подноса; плоскостные фигуры для магнитной доски (матрешки, курочки по 10 штук); цифры на магнитной основе от 1 до 9; картинки со схематичным изображением поз человека; предметная картинка – целое яблоко, половина яблока, яблоко, разрезанное на 4 равные части; 2 квадрата белой бумаги; слайды по сказкам (№ 1 - № 7) для демонстрации на экране телевизора.
б) раздаточный материал: сюжетные картинки по временам года, материал для дидактической игры «Геометрическое лото» (карта, разделенная на 9 квадратов и карточки с изображением предметов разной формы); карточки с цифрами, расположенными вперемешку; карточки с нарисованными на них ниточками и цифрами; два цветных карандаша (красный и синий); квадрат белой бумаги; подносы, на них по 10 кругов красного цвета на каждого ребенка.
План и ход занятия
Воспитатель и дети стоят в центре группы.
- Воспитатель задаёт вопросы детям о том, какое сейчас время года, уточняет у детей последовательность и количество времен года. Затем предлагает детям взять по одной картинке и рассмотреть (на картинках сюжеты по временам года).
Задание: а) объединиться в группы по времени года, нарисованному на картинке;
б) посчитать, сколько детей в каждой группе, определить в какой группе больше (меньше) детей, на сколько.
- Дидактическая игра «Геометрическое лото». Каждой подгруппе выдается карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Дети находят стол, на котором лежит такая же геометрическая фигура, как и на карте и размещаются вокруг него. Карточки с изображением предметов разной формы лежат на общем подносе. Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты на карте в соответствии с формой, изображенной на ней. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.
- Дети садятся за столы, стоящие буквой П (лицом к доске).
На магнитной доске вперемешку выложены 8 матрешек и 8 курочек. Воспитатель предлагает разложить на верхнюю полоску матрешек, а на нижнюю курочек и посчитать их. Вызванные дети выполняют задание. Вопросы ко всем детям: «Сколько матрешек?», «Сколько курочек?», «Что можно сказать о матрешках и курочках?», «Какой цифрой надо обозначить количество матрешек? курочек?» - вызванный ребенок выставляет цифру 8. Воспитатель выставляет на полоску к курочкам еще одну.
- Чего теперь больше? (курочек больше).
- Посчитайте их (считают до 9, выставляется цифра 9).
- Как получили 9 курочек? (к 8 курочкам прибавили еще 1).
- Какое число больше - 8 или 9? На сколько? Какое число меньше? (9 на 1 больше, чем 8, а 8 на 1 меньше, чем 9).
- Как сделать поровну? (обсуждаются 2 способа: добавить 1 матрешку или убрать 1 курочку).
4. Работа с индивидуальными карточками. После выполнения – меняются карточками и проверяют друг у друга (работа в парах).
Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания:
а) Взять карточку, на которой нарисованы цифры от 1 до 9. Надо обвести цифры 9 в красный кружок, а цифры 6 – в синий.
б) Взять карточку, на которой нарисованы ниточки. Около каждой ниточки стоит цифра (6,7,8,9). . Задание – нарисовать на ниточке столько бусинок, сколько показывает цифра.
5.Физкультминутка. Игра «Стоп» (схемы).
У воспитателя несколько картинок со схематичным изображением поз человека. Дети выходят на середину и двигаются по группе (ходят, подпрыгивают на месте, приседают, хлопают в ладоши). По сигналу «Стоп» они останавливаются. Воспитатель показывает одну из карточек, а дети должны принять ту позу, которая соответствует этой карточке. Игра повторяется 5-6 раз.
6. Дети садятся за столы на свои места.
Воспитатель спрашивает детей о том, как можно поделить яблоко на равные части (картинка на доске – целое яблоко). После ответов детей показывает следующую картинку (яблоко разрезано пополам, и на 4 части). Уточняется название каждой части (половина, сколько половин, одна вторая, одна четвертая, какая часть больше, меньше).
Работа детей за столами – деление квадрата на 4 равные части.
Воспитатель напоминает детям, что мы уже делили квадрат, и у нас получалось из одного большого - 4 маленьких квадрата (вызванный ребенок показывает способ деления).
- Но теперь нам надо поделить квадрат по-другому и у нас будут получаться другие фигуры, какие? (треугольники). Воспитатель или ребенок показывает способ складывания, сначала пополам, затем каждую часть еще раз пополам. Вопросы к детям: Что больше целый квадрат или его часть? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половинку сложить еще раз пополам.
Затем каждый ребенок самостоятельно делит (складывает, сгибает) квадрат на 2, 4 равные части. Воспитатель уточняет и обобщает полученные знания: сколько частей получилось у каждого? Как можно назвать каждую часть? (одна четвертая). Что больше, меньше (целый квадрат, его половина или его четвертая часть).
7. Математические задачки «Узнай сказку и посчитай её героев».
На экране телевизора воспитатель показывает слайд № 1 (сказка «Три поросенка») и предлагает угадать название сказки. Затем предлагает вспомнить всех героев сказки. Посчитать их и выложить перед собой столько красных кружков, сколько героев сказки. После выполнения детям показывается слайд № 2 (на нем изображены все герои сказки) и дети совместно с воспитателем проверяют задание. На доске, вызванный ребенок выставляет цифру 4, обозначающую количество героев.
В такой же последовательности дается и выполняется задание по сказке «Теремок» (слайды № 3, 4) и сказке «Колобок» (слайды № 5, 6).
Обобщающий вопрос по трем сказкам: - В какой сказке больше (меньше) всего героев?
Детям демонстрируется ещё один слайд (№ 7), на котором изображен ежик и зайчики, которые спрятались за кочкой. Воспитатель рассказывает, что зайчики спрятались от ежика, но из-за кочки видны только их ушки, и ежик не знает, сколько там зайцев и предлагает детям посчитать и угадать количество зайчиков. Дети называют количество зайцев и обосновывают свои ответы (за кочкой видно 8 ушей, значит там спрятались 4 зайчика, так как у каждого зайчика по 2 ушка).
8. Итог занятия:
- Какое занятие у нас сейчас было?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-166131-1612783764.jpg)
План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)
План - конспект игры на формирование элементарных математическихпредставлений у детей раннего возраста ( первая млад...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331659-1383246119.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста "Сказка"
Упражнять в счёте предметов, учить видеть равенство и неравенство их количества, учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/08/picture-833108-1665225033.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста в коррекционном детском саду
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678315-1443942013.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)
Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/24/picture-1164159-1569325113.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-450686-1697908473.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»
Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах. Расширять знания детей о жизни дики...