Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Весёлая математика» для детей средней группы «Колобок»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

  • Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Закреплять умение считать в пределах 5 и отвечать на вопросы: «Сколько?»«Который по счету?».
  • Учить составлять целое из частей.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами
  • Развивать зрительное восприятие
  • Развивать двигательную активность

Воспитательные:

  • Воспитывать желание оказывать помощь, быть отзывчивыми.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие»

 Материалы и оборудование:

  • логические блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • картинки с изображением героев сказки «Теремок»;
  • картинки для работы в подгруппах, парами и индивидуально;
  • «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры — «заплатки»(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • проектная доска;
  • ноутбук.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша;
  • Дидактические игры с палочками Кюизенера;
  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  • Чтение сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Бэлэкэч»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема: «Весёлая математика» для детей средней группы «Колобок»

за 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Куличкова И.П.

Бавлы, 2020г.

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

  • Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Закреплять умение считать в пределах 5 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  • Учить составлять целое из частей.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами
  • Развивать зрительное восприятие
  • Развивать двигательную активность

Воспитательные:

  • Воспитывать желание оказывать помощь, быть отзывчивыми.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  • логические блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • картинки с изображением героев сказки «Теремок»;
  • картинки для работы в подгруппах, парами и индивидуально;
  • «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры — «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • проектная доска;
  • ноутбук.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша;
  • Дидактические игры с палочками Кюизенера;
  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  • Чтение сказок

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент. Воспитатель и дети:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу.

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!

Гостям: «Доброе утро!»

Основная часть.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, где происходят волшебства и чудесные превращения?

Дети. В сказке.

Воспитатель. Сказка - это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Воспитатель .А вы любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель. Хотели бы вы сейчас побывать в сказке?

Дети: Да!

Воспитатель. Посмотрите, это волшебный «ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.

На полу лежит «ковер-самолет», а на нем дырки в виде геометрических фигур.

Воспитатель. Ребята, ковер долго лежал и не использовался и его прогрызли мыши, он оказался в дырках. Мы не сможем отправиться на нем в путешествие, пока не починим его — поставим заплатки.

На разносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для «дырки» на ковре, называя, какую геометрическую фигуру они берут.

Воспитатель. Вот и готов ковер – самолёт. Можно отправляться в путь. Занимайте места на ковре – самолете. Отправляемся в полет (дети встают вокруг «ковра– самолета»).

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

Попадём на нём мы в сказку, а в какую? Вот подсказка:

На полянке дом стоял,
Кто – то в домик забежал.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…
Это сказка...
(ТЕРЕМОК).

Воспитатель. Мы прилетели в сказку «Теремок». Посмотрите, как здесь красиво! Подождите, ребята – тут какое-то письмо! Какое интересное, послушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители Теремка. Злой колдун заколдовал нас. Помогите нам, пожалуйста!”

Воспитатель. Что ж, ребята, нужно обязательно выручить зверей. Но для этого нужно правильно выполнить все задания. Давайте им поможем и расколдуем их?

Дети: Да! Давайте!

Воспитатель. Вам необходимо выполнить математические задания! Если вы всё выполните верно, то жители Теремка расколдуются!

Задание 1. «Скажи наоборот»

Дорога - широкая, а тропинка …(узкая)
У зайчика хвост короткий, а у лисы …(длинный)

Сосна высокая, а елочка …(низкая)

Колготки длинные, а носочки …(короткие)

Паутинка тонкая, а веревка…(толстая)

Солнце большое, а звездочка …(маленькая)

Куст низкий, а дерево …(высокое)

Ручеёк узкий, а река …(широкая)

А сейчас ребята, помогите мышке найти самый быстрый путь к теремку.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы расколдовали мышку!

Задание 2. «Волшебный мешочек» (логические блоки Дьенеша)

Детям предлагаются логические блоки Дьенеша, каждый выбирает любой блок. Воспитатель. Вам необходимо расшифровать геометрическую фигуру (логический блок).

Дети присаживаются за стол и по схеме выкладывают бусы для лягушки (2 подгруппы).

Воспитатель. Молодцы ребята, вы расколдовали лягушку!

Задание 3. «Путаница»

Чтобы расколдовать третьего жителя Теремка, мы должны выполнить задание. Злой колдун хочет поиграть с вами. Он очень любит менять цифры местами. А вы должны будете расставить цифры по порядку.

Дети считают. Прямой и обратный счет. Выполняют задания с числами.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы расколдовали зайчика!

Физминутка: «Мы шагаем по дорожке»
Мы шагаем по дорожке - 1, 2, 3, 4, 5.
Громко хлопаем в ладошки - 1, 2, 3, 4, 5.

Поднимем ручки к солнышку и тучке.
Вдоль дорожки теремок,
Он не низок, не высок.
Задание 4. «Найди соседей»

- (Дети присаживаются за столы и выполняют задания с домиками) Находят соседей.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы расколдовали лисичку!

Пальчиковая гимнастика: «Строители»

Тук-тук мы стучим, сто гвоздей заколотим.

Будем строить дом, дом.

Будем жить мы в нём, в нём.

Задание 5. «Построй по схеме дом и забор» (палочки Кюизенера )

Дети присаживаются за стол и по схеме строят дом и забор.

Одинакового цвета если палочки возьмём –

Из одних построим крышу, из других построим дом.

А из третьих на подбор одинаковый выстроим забор.

Воспитатель. Молодцы ребята и медведя вы расколдовали!

Посмотрите, нас встречают все жители Теремка!

Воспитатель. Сколько всего жителей в Теремке? (5)

Кто стоит 3 по счету? (заяц)

Кто стоит 5? (медведь)

Лиса, какая по счету? (4) Лягушка?(2)

Посмотрите ребята все друзья пришли встретить жителей Теремка.

Кто стоит перед теремком?

Кто на теремке?

Кто справа от теремка?

Кто слева от теремка?

Воспитатель:

Вот мы и помогли героям Теремка справиться с трудностями, а теперь нам нужно лететь дальше.

С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлиться.

Рефлексия.

Вот мы и в группе. Вам понравилось путешествие?

На чём мы путешествовали?

В какой сказке мы побывали?

Какие задания вы выполняли?

Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь я награжу вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.

Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пят

Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема: «Весёлая математика» для детей средней группы «Колобок»

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

  • Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Закреплять умение считать в пределах 5 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  • Учить составлять целое из частей.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами
  • Развивать зрительное восприятие
  • Развивать двигательную активность

Воспитательные:

  • Воспитывать желание оказывать помощь, быть отзывчивыми.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  • логические блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизинера;
  • картинки с изображением героев сказки «Теремок»;
  • картинки для работы в подгруппах, парами и индивидуально;
  • «Ковёр-самолёт», геометрические фигуры — «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • проектная доска;
  • ноутбук.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша;
  • Дидактические игры с палочками Кюизинера;
  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  • Чтение сказок

Занятие проводилась с детьми средней группы, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 11 детей. Занятие рассчитано на 20 минут.

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Занятие состояло из трех частей, входе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, становлению дружеских взаимоотношений между мной и детьми. Детям было предложено отправиться в Страну сказок и выполнить задания.

Основная часть занятия представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия и дидактический материал, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное, перемещения по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В заключительной части закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением и медалькой.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:

• Познавательное развитие: закрепило геометрические фигуры; счет в пределах 5, порядковый счет; размерные отношения между тремя предметами разной высоты; представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; представление о равенстве неравенстве групп на основе счета.

• Речевое развитие: дети участвовали в общей беседе, вели диалог. Активизировала словарь детей за счет слов названий геометрических фигур, упражняла в счете, отгадывали загадки.

• Социально-коммуникативное развитие: дети выражали доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

• Физическое развитие: развивала двигательное воображение и координацию движений через физкультминутку.

В работе применяла следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, используя современную образовательную личностно-ориентированную технологию сотрудничества, Поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени, используя технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Использовала нетрадиционные формы работы, которые позволяют воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, достаточно организованы. Побуждала к высказыванию нерешительных и стеснительных детей.

Занятие началось своевременно, по плану режимных моментов.

Предполагаемый риск: опасалась, что дети замкнуться, так как встречаются с незнакомыми людьми и большой аудиторией, в начале занятия это прослеживалось.

В связи с тем, что было много времени уделено индивидуальной работе с каждым ребёнком занятие затянулось, структура выдержана, осуществлялось чередование видов деятельности. Необходимо добиваться четкого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.

Но несмотря на это, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Удивительные свойства дерева» для детей средней группы

Конспект   образовательной  деятельности по познавательному развитию   Тема: «Удивительные свойства дерева»для детей  средней группы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Безопасность дома» для детей средней группы

Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни (об их значениях для людей, о правилах пользования ими)....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:«Осень золотая» для детей средней группы

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.Задачи:Обучающие:продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в пр...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию на тему: «Весёлая степ-аэробика» для детей старшей группы

Цель: совершенствование умения детей выполнять упражнения с использованием степ – платформ.Задачи:Обучающие: закреплять технику выполнения упражнений на степ – платформах; упражнять в сохр...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы

Конспект  образовательной деятельности    по познавательному развитию ФЭМП  на тему  «Математика-Царица наук»   для детей старшей группы...