КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе по теме: «Приключения волшебного квадрата»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Каликанова Ольга Александровна

Цель: Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством игровых пособий Воскобовича.

Задачи:

 -Закреплять пространственные отношения "над","под", "справа" - "слева", умение ориентироваться на плоскости (Познавательное развитие);

-Закреплять умение определять последующее и предыдущее число к названному (Познавательное развитие);

 -Развивать интерес к конструктивной деятельности и моделированию; (Художественно-эстетическое развитие);

-Развивать мыслительные процессы, зрительную память, внимание, логическое мышление и восприятие (Познавательное развитие);

-Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие);

-Расширять и активизировать словарь детей (Речевое развитие);

-Формировать осознанную потребность в двигательной активности (Физическое развитие);

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе по теме:

«Приключения волшебного квадрата»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством игровых пособий Воскобовича.

Задачи:

 -Закреплять пространственные отношения "над","под", "справа" - "слева", умение ориентироваться на плоскости (Познавательное развитие);

-Закреплять умение определять последующее и предыдущее число к названному (Познавательное развитие);

 -Развивать интерес к конструктивной деятельности и моделированию; (Художественно-эстетическое развитие);

-Развивать мыслительные процессы, зрительную память, внимание, логическое мышление и восприятие (Познавательное развитие);

-Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие);

-Расширять и активизировать словарь детей (Речевое развитие);

-Формировать осознанную потребность в двигательной активности (Физическое развитие);

Методы и приемы:

практические: игровое задание «Что изменилось в Фиолетовом лесу?», игровое упражнение «Занимательные клеточки», физминутка «Нарисуем квадрат», Д-И «Волшебный мешочек. Соседи числа», рефлексия «Лесенка успеха»

- наглядные: рассматривание волшебного квадрата Воскобовича, показ способов сложения волшебного квадрата, рассматривание игрового пособия «Фиолетовый лес».

- словесные: приветствие, проблемная ситуация «Заколдованный квадрат»

Материалы и оборудование: проектор, игровое пособие «Фиолетовый лес», фиолетовый клубочек, фиолетовый сундучок, коврограф «Ларчик»,  квадраты Воскобовича на каждого ребенка, схемы сложения, Д-И «Волшебный мешочек. Соседи числа», Д-И «Волшебные превращения квадрата».

Предварительная работа:

-изготовление дидактических игр

-знакомство с пособием «Фиолетовый лес» и коврографом «Ларчик»

-изготовление квадратов Воскобовича своими руками

-игры с математическими наборами, счетным материалом и геометрическими фигурами.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Физкультурная минутка «Нарисуем квадрат»

Игровая

Игровое задание  «Занимательные клеточки»,

Познавательно-исследовательская

Игровое задание «Что изменилось в Фиолетовом лесу?», «Соседи числа».

Коммуникативная

Ситуативный разговор «Заколдованный квадрат», рефлексия.

Конструирование  

«Волшебные превращения квадрата»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

Развивать артикуляционный аппарат, снять напряжение.

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие)

Приветствие. Проблемная ситуация «Заколдованный квадрат».

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

Сформировано умение описывать геометрическую фигуру (квадрат)

Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Педагог с детьми заходят в зал, встают вкруг и проговаривают приветствие:

«Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся»

Педагог рассказывает детям о том, что сегодня они познакомятся с волшебным квадратом. Просит рассказать детей что они знают о квадрате. Проходят к столу, находят белые бумажные квадраты. На экране появляется Ворон Метр. Он сообщает дошкольникам, что его друга волшебного квадрата заколдовали злые волшебники, он стал бесцветным и теперь его превращения невозможны. Необходимо отправиться в фиолетовый лес и выполнить все задания. Тогда дети найдут фиолетовый сундучок, в нем будет волшебный квадрат.  Предлагает в помощь фиолетовый клубок и желает счастливого пути. Педагог бросает клубок к первой станции.

Дети проходят в группу, встают в круг, проговаривают приветствие.

Выслушивают педагога, рассматривают белые квадраты, рассказывают о свойствах квадрата.

Слушают сообщение Ворона Метра.

Соглашаются помочь в выполнении заданий. Оправляются в Фиолетовый лес.

Деятельностный этап

Развивать зрительную память, внимание, мыслительные процессы, восприятие

(«Познавательное развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

 

  1. Игровое задание «Что изменилось в Фиолетовом лесу?»

Сформировано умение концентрировать внимание на определенных элементах, запоминать и воспроизводить их по памяти.

Активизирован словарный запас.

Педагог обращает внимание дошкольников на то, что волшебный клубок привел их в Фиолетовый лес. Предлагает присесть на стульчики. Педагог сообщает, что в фиолетовом лесу всегда что-то изменяется, то появляется, то исчезает. Ворону Метру очень важно все знать и ничего не пропустить. Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на изображение фиолетового леса и запомнить расположение различных элементов, их цвета и количество. Затем предлагает закрыть глаза (педагог убирает или меняет местами какой  либо элемент),потом открыть и сказать что же изменилось в фиолетовом лесу.

Присаживаются на стульчики, слушают задание. Рассматривают игровое поле и закрепленные на нем элементы. Закрывают ладошками глаза, по команде-открывают, называют что изменилось в фиолетовом лесу.

Отправляются за клубочком на следующую станцию.

Развивать навыки двигательной активности («Физическое развитие»).

  1. Физкультурная минутка «Нарисуем квадрат»

Сформированы двигательные навыки.

Педагог сообщает дошкольникам, что прежде чем они отправятся дальше нужно немного отдохнуть:

«Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачек.» (Рисуют в воздухе)

Педагог с детьми катят клубок, оправляются на следующую станцию.

Проговаривают слова и выполняют действия в соответствии с текстом.

Закреплять умение определять последующее и предыдущее число к названному. («Познавательное развитие»)

Активизировать словарный запас («Речевое развитие»)

  1. Игровое упражнение «Соседи числа»

Сформировано умение определять последующее и предыдущее число к названному.

Активизирован словарный запас.

Педагог сообщает детям, что Ворон Метр просит расселить числа, которые находятся в фиолетовом мешочке по домикам и найти им соседей. Дети по очереди достают карточки с числом из мешочка, располагают число в домике на коврографе и рядом ставят соседей числа. Обязательно проговаривают.

После выполненного задания отправляются дальше. Катят волшебный клубок.

Дети слушают задание, достают карточки с числами из мешочка и располагают по очереди на коврографе. Определяют последующее и предыдущее число к названному(соседей числа)

Формировать пространственные отношения "над","под; понятия "справа" - "слева". («Познавательное развитие»)

Закреплять знание цветов и геометрических фигур.(«Познавательное развитие»)

  1. Игровое задание «Занимательные клеточки»

Сформированы пространственные представления "над","под , "справа" - "слева". Умение следовать инструкции.

Сформирован навык различать цвета и геометрические фигуры.

Воспитатель обращает внимание дошкольников, но то, что в фиолетовом лесу был сильный ветер, он рассыпал все геометрические фигуры, их нужно разложить по клеточкам в прямоугольное поле. Но раскладывать фигуры нужно по определенной схеме.

Один ребенок выполняет на коврографе, остальные проходят к столам (у них карточка с прямоугольным полем, разделенным на клеточки и геометрические фигуры). Педагог озвучивает инструкцию, контролирует правильность выполнения задания.

После выполненного задания отправляются дальше. Катят волшебный клубок.

Дети слушают задание, заполняют клеточки геометрическими фигурами согласно словесной инструкции педагога.

Развивать интерес к конструктивной деятельности и моделированию, умение складывать предметные формы по схемам и словесной инструкции взрослого. («Художественно-эстетическое развитие»)

  1. Игровое задание «Сказка про волшебные превращения квадрата»

Развит интерес к конструктивной деятельности и моделированию, умение складывать предметные формы по схемам и словесной инструкции взрослого.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на фиолетовый сундучок, который появился в зале. Предлагает детям открыть. Находят в сундучке волшебные квадраты (Воскобовича) на каждого ребенка и сказку. Педагог предлагает детям пройти за стол и прочитать сказку. В процессе прочтения сказки выполняются определенные превращения с квадратом (складывается домик, конфетка, конверт, мышь). Далее педагог сообщает, что сказка еще не заканчивается и остальные превращения с квадратом они смогут пройти уже в группе.

На экране снова появляется Ворон Метр. Он благодарит ребят за помощь, и говорит, что у него есть один секрет, но узнать его можно только когда пройдете все волшебные превращения квадрата.

Воспитатель предлагает забрать сундучок с квадратами в группу для прохождения дальнейших превращений.

Рассматривают сундучок, достают квадраты. Присаживаются за столы. Слушают сказку, конструируют фигуры согласно инструкции.

Заключительный этап.

Продолжать работу по формированию познавательной активности дошкольников через игровые пособия В.Воскобовича.

Возвращение из фиолетового леса. Рефлексия «Лесенка успеха»

Дети выражают свое эмоциональное отношение словами и с помощью расположения смайликов на лесенке успеха.

Педагог сообщает детям, что все задания выполнены и им пора возвращаться домой. Катят клубок и возвращаются в детский сад. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Ребята скажите пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Кому помогли? Какое задание было самым сложны, а какое самым интересным?».

Воспитатель предлагает детям выразить свое эмоциональное отношение к занятию с помощью цветной лесенки. Предлагает поставить смайлик там, где вы себя видите. Если вам сегодня все понравилось, было интересно и получилось выполнить все задания-то занимаем верхнюю ступеньку. Если было трудно и вы не смогли справиться с заданиями-на самую нижнюю ступеньку. Если понравилось, но были некоторые трудности, выбираем среднюю ступеньку.

Возвращаются из фиолетового леса в детский сад.

Высказывают свое эмоциональное отношение к занятию. Отвечают на вопросы. Прикрепляют смайлики на соответствующих ступеньках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе.Тема: «Секреты затонувшего корабля».

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП  в старшей группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»

Ориентировка детей в пространстве и на ограниченной плоскости; умение пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: «Насекомые и волшебный цветок»

1.Упражнять в счете в пределах 10.2. Упражнять в решении простых арифметических задач.3. Закреплять знания детей о геометрических фигурах.4. Развивать общую и мелкую моторику.5. Уточнение и активизаци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: "Путешествие на остров сокровищ".

Программное содержание:Образовательные:познакомить детей с числовым рядом, правильно пользоваться  количественными  и порядковыми числительными, считать в пределах  10 и обратно;закрепл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Невероятные приключения по спасению Колобка в стране Математики»

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Поможем жителям Фиолетового леса»

ЦелЦель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: Формировать умения выстраивать серию объектов (домов) от самого высокого д...