Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Невероятные приключения по спасению Колобка в стране Математики»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Белогривцева Ольга Ивановна

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры – путешествие, формировать математические представления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp_starshaya_gruppa.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП                             в старшей группе на тему

«Невероятные приключения по спасению Колобка в стране Математики»

        

Подготовила:

воспитатель  11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2021

Цель Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры – путешествие, формировать математические представления. 

 Обучающие задачи: 
развивать логическое мышление, сообразительность, наблюдательность, мыслительные процессы
 систематизировать знания детей: в навыках счета, составления числового ряда, порядкового счета;

• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах. 
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. 
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. 
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше -меньше. 
Развивающие задачи: 
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, действовать по инструкции.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

• Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

 • Формировать навык работы в коллективе.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приёмы: 
• Игровой (использование сюрпризных моментов, путешествие в математическую страну). 
• Наглядный (использование иллюстрации). 
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). 
• Поощрение, анализ занятия.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.
Оборудование магнитная доска, мольберт, музыкальная колонка, флеш-накопитель, мультимедийный проектор, экран, макет дерева, макет елки.: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.
Демонстрационный материал: карточки с цифрами от 1 до 10, игрушки (заяц, волк, медведь, лиса, колобок)., коробочка с геометрическими фигурами, путевые листы
Раздаточный материал: плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка ( квадраты,  треугольники,  прямоугольники,  круги, овалы, листы белой бумаги, цветные карандаши, смайлики на магнитах (веселые и грустные, конфеты, счёты, карточки с заданиями, математические наборы, счётные палочки, геометрические фигуры, , карандаши, проволока, листочки.

 Ход занятия

 1.​ Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в невероятное путешествие по волшебной стране вместе с нашим любимым героем сказок Колобком. Но для начала давайте улыбнемся друг другу, чтобы в пути у нас было хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, хотите узнать куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

                                                  Она царица всех наук,

Без нее мы – как без рук,

Научит думать и решать,

                               И много действий совершать (математика).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен, поэтому давайте сделаем небольшую разминку.

Интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе? (7)

Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера (будет завтра) (среда, пятница)

Сколько месяцев у времени года «Зима» (3)

Назовите 3 зимний месяц ( февраль)

Сколько времён года?(4)

Сколько хвостов у пяти коров?(5)

Сколько лап у двух гусей?(4)

Сколько пальцев на правой руке, а на правой ноге?(5)

Сколько ушей у двух мышей?(4)

Сколько лап у двух медвежат(8)

Сколько месяцев в году?(12)

Воспитатель: Молодцы! Все отлично справились.

Ребята, посмотрите, я сегодня обнаружила письмо в почтовом ящике и адресовано оно было вам. Давайте его прочитаем, очень интересно от кого оно. «Дорогие ребята, у нас случилась неприятная история. Я на остатки муки испекла колобок, поставила его остужать, а он убежал от нас. И теперь нам нечего кушать. Только вы можете помочь нам найти колобка».

Ребята, ну, что поможем бабушке и дедушке отыскать колобка.

Дети – да!

Воспитатель: где мы можем найти Колобка? Куда он убежал? (ответы детей) Тогда отправляемся путешествовать в лесную чащу. Чтобы туда быстро добраться мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем (дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинках).

Мы едем, мы едем вперед и вперед.

Дорога нам новые силы дает.

Мы едем в машине куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

2.​ Повторение пройденного материала

Остановка. Звучит музыка. Смотрите мы в волшебном лесу. Как здесь интересно.

Воспитатель: Ребята, у нас первая остановка в нашем волшебном лесу по поиску колобка. Но смотрите на нашем пути сломан мост, а нам нужно перейти на другую сторону, чтобы исправить мост, нужно достать волшебный ключ, который находится в сундучке на волшебном дереве, чтобы его достать и открыть сундучок нужно решить задание: «Здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!»

(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.

- Молодцы, ребята! Все отлично справились А теперь берём волшебный ключ, путь к нему открыт, открываем и  достаём  из сундучка геометрические фигуры и быстро строим мост , чтобы перебраться на противоположную сторону и  идём искать Колобка.

(Дети при помощи геометрических фигур строят мост и переходят на другую сторону)

 3​. Введение темы

Воспитатель: Ребята смотрите Заяц  идет, давайте у него спросим , может оно видел колобка. Зайчик хочет мне  что то сказать на ушко. Ребята , он сказал, что покажет, куда покатился Колобок, когда мы выполним его задание. Готовы? Тогда присаживайтесь за столы.

«Изобрази в ряд геометрические формы названных предметов».

 Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка (на столах лежат геометрические фигуры на каждого ребенка). Воспитатель задает вопросы детям индивидуально: сколько всего геометрических фигур? Какая фигура изображена первой? Какая фигура изображена третьей? Почему? Какая фигура изображена между третьей и пятой? Какие фигуры не назвали? – ответы детей.

- А теперь, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг. Какие геометрические фигуры нужно убрать? Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются квадрат и прямоугольник?

- Молодцы, дети! Вы прекрасно справились с заданием! Заяц сказал, что Колобок покатился налево 5 шагов, затем повернул направо 6 шагов и обратно повернул налево 5 шагов.

Пройдя как сказал заяц дети встречают волка. Волк тоже просит выполнить его задание, но сначала мы немного отдохнем.

4. Физкультминутка:

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То волчонком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с зайчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Воспитатель: Ребята волк попросил нас отгадать загадки  про цифры, и отвечать на веселые вопросы.  Приступим:

1.Я так мила, я так кругла.

Я состою из двух кружочков.

И я довольна, что нашла

Себе таких, как вы, дружочков (8).

2.Цифра вроде буквы «О»,

Но не значит ничего (0).

3.Нам вы можете не верить,

Но попробуйте проверить:

Эта цифра-кочерга.

У нее одна нога (7).

4.От нее ведется счет, и за это ей почет.

Тонкая, как спица, цифра…(единица).

5.Острый локоть оттопыря, за тремя идет…(4).

Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки! Волк сказал, что Колобок покатился направо 8 прыжков, затем вперёд 4 прыжка, развернуться кругом и сделал ещё 5 прыжков. Ну что попрыгали.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы с вами допрыгали до полянки «Веселый счет». Его жители-цифры. Выбежали они из своих домиков нас встречать и растерялись.  Давайте поможем им найти свое место.

Проводится работа с числовой последовательностью.

С чего начинается числовой ряд? (с единицы).

Почему это число первое? (оно самое маленькое из всех).

Какое число называется предыдущим? (то, которое стоит перед названным).

Какое число называется последующим? (то, которое стоит после названного).

Игра «Назови число».

Воспитатель называет число, дети называют предыдущее и последующее числа.

Воспитатель: Дети, вы очень хорошо справились с заданием и помогли жителям города, но, к сожалению, они не видели Колобка. Но смотрите навстречу нам идёт медведь, давайте у него спросим, может он видел, где Колобок.

Воспитатель: Медведь сказал, что покажет, куда покатился Колобок, когда мы выполним его задание. Готовы? Тогда присаживайтесь за столы (на столах лежат листы белой бумаги и цветные карандаши).

- Чтобы правильно выполнить задание слушайте меня внимательно. Вдоль верхней стороны листа, проведите прямую линию красным карандашом; вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

- в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

- в середине листа поставьте точку красным карандашом.

Воспитатель задает вопросы детям индивидуально: где расположены, какие фигуры? (дети отвечают).

- Молодцы! Медведь сказал, что Колобок покатился прямо 6 шагов, сделал поворот налево, прыгнул 4 прыжка, развернулся назад и прошёл ещё 6 шагов. Приступаем.

Воспитатель: Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами пришли.  А кто у нас здесь под деревом сидит? Да это же лисичка, посмотрите у неё в лапах письмо – загадка. Давайте прочитаем, что там написано.

Игровое упражнение «Письмо-загадка»

На доске вывешиваются картинки с изображением разных месяцев зимы и загадываются загадки:

После отгадывания загадки, с месяцем дети находят соответствующие иллюстрации и рассказывают о приметах данного месяца.

Загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

(зимние месяцы)

Назовите – ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год!

(Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели.

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Воспитатель: Молодцы, ребята, назовите зимние месяцы по порядку. Лисе очень понравилось, как вы выполняли её задание и чтобы найти Колобка она просит нас выполнить некоторые движения и произнести определённые слова.

5. Динамическая пауза:

 (Дети выходят на ковер. Текст произносится до начала выполнения упражнений)

– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз, (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– Сколько черточек до точки, столько встанем на носочки (4-5 раз, (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Молодцы, все справились. Идём дальше?  По пути не зевай на вопросы отвечай.

Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»

1. У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

2. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?» (10)

3. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весить на двух ногах?

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и колобок, оказывается он заблудился в лесу и никак не может найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Давайте ему поможем вернуться домой. А теперь возвращаемся обратно к нам в нашу группу. Подойдите ко мне поближе, я буду держать шарики, а вы прицепляйтесь ко мне закрываем глаза, говорим волшебные слова: «Ари, шари, пари, вари», открываем глаза и змейкой двигаемся по группе.  Но вот мы и нашей группе, смотрите нас уже ждут бабушка и дедушка. Давайте передадим им Колобка, больше не теряйся. И обсудим наше сегодняшнее занятие.

 6​. Подведение итогов. Обобщение материала.

Ребята, вот и закончилось, наше увлекательное путешествие в страну математику, по спасению Колобка. Во время пути вы были очень внимательными и хорошо справлялись со всеми заданиями. Молодцы.

О чем мы сегодня с вами говорили, что нового вы узнали?

В какой стране мы с вами побывали?

Понравилось вам наше путешествие в волшебную страну математики?

Что в нашем занятии запомнилось больше всего?

Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее (ответы детей).

А теперь оцените своё участие в путешествии. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите веселый смайлик и наклейте его на полянке, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте грустный смайлик (дети оценивают свою работу).

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Используемые источники:

1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 9с.

2. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему «Доброе превращение и чудесное спасение»

Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно творчески отражать свои представления о пустыне выразительными способами. Развивать творческое воображение и фантазию. Продолжать знакомит...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: «Насекомые и волшебный цветок»

1.Упражнять в счете в пределах 10.2. Упражнять в решении простых арифметических задач.3. Закреплять знания детей о геометрических фигурах.4. Развивать общую и мелкую моторику.5. Уточнение и активизаци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: "Путешествие на остров сокровищ".

Программное содержание:Образовательные:познакомить детей с числовым рядом, правильно пользоваться  количественными  и порядковыми числительными, считать в пределах  10 и обратно;закрепл...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Поможем жителям Фиолетового леса»

ЦелЦель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: Формировать умения выстраивать серию объектов (домов) от самого высокого д...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе по теме: «Приключения волшебного квадрата»

Цель: Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством игровых пособий Воскобовича.Задачи: -Закреплять пространственные отношения "над","под", "спр...