Конспект авторского занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Дед мороз и весна"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Занятие с увлекательным игровым сюжетом помогает формированию математических навыков и представлений детей на основе знакомства с записью числа 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fmp_igrushki.docx | 156.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОО ЦРР детский сад «Радуга»
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
(познавательное развитие)
в старшей группе
«Дед Мороз и весна»
Воспитатель: Сидорова Н.И.
Краснослободск 2022
Цель: формирование математических навыков и представлений на основе знакомства с записью числа 10.
Задачи:
Образовательные: - познакомить детей с количеством цифр, используемых в математике;
- обучать детей записывать число 10;
-продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;
-продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Развивающие:
- развитие умения последовательно называть дни недели;
- закрепление навыков прямого счёта до 10 и умения обозначать количество предметов цифрой;
- развитие способности применять имеющиеся математические знания для решения проблемных ситуаций.
Воспитательные: - воспитание чувства эмпатии и стремления оказать помощь;
- воспитание способности доказательно рассуждать;
- прививание потребности довести начатое задание до конца;
- воспитание начальных задатков психологической готовности к школьному обучению.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Проектор, ноутбук,видеофрагмент мультфильма, кукла Дед Мороз; сани , игрушка лошадка; бруски, 2—3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котята-игрушки, магнитная доска, 2 карточки с цифрой 1, карточки с цифрами от 0 до 9, набор игрушек (10 шт.).
Раздаточный материал. Круги из цветной бумаги,ножницы,набор числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 0 до 9, карточка с цифрой 1(по 2 штуки для каждого ребенка).
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости, но есть ещё один удивительный и необычный гость, который дожидается вас в группе с самого утра.
Появляется кукла Дед Мороз: - Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки!
Воспитатель (удивлённо): - Здравствуй, конечно, Дедушка Мороз, но нам с детьми удивительно видеть тебя сейчас, в такое время года.
Дед Мороз: - Дети, а какое сейчас время года и какой месяц идёт? (Ответы детей: весна, март)
Дед Мороз (испуганно): - Ах! То – то я смотрю, солнце высоко стоит, слякоть на дорогах. Уже март! Мне давно нужно быть на Севере, в Лапландии. Задержался я, ребята. Столько незадач со мной приключилось! Никак не могу домой добраться.А нужно быстрее, иначе я совсем скоро растаю.
Воспитатель: - Дети, что же делать? (Ответы детей: постараться помочь)
Воспитатель: - Почему, ты, дедушка, не можешь домой добраться? Рассказывай.
2. Основная часть.
Дед Мороз: - Покажи,волшебный экран, что со мной произошло.
На экране фрагмент мультфильма, в котором Дед Мороз собирает подарки - игрушки в мешок. Проходит в дверь с мешком, зацепляется за острый штырь, мешок рвётся. Дед Мороз движется вперёд, игрушки из образовавшейся дырки выпадают в сугроб.
Воспитатель: - Дети, что случилось у нашего гостя? (Ответы детей).
Дед Мороз :- Раздал я подарки российским детям, заметил пропажу, заштопал дыру в мешке (показывает красный мешок с заплаткой), и отправился на поиски потерявшихся игрушек. Не могу я уехать на Север, оставив малышей в беде, ведь игрушки – живые, это наши друзья, которые могут ночью оживать. Долго – долго я ездил по лесам и дорогам, и, наконец, кажется, нашёл потерявшихся бедняжек. Но все ли на месте? Все ли целы? Как мне, дети, проверить количество найденных игрушек? (Ответы детей: сосчитать)
Дед Мороз: -Мне бы и записать нужно это количество для памяти.
Воспитатель: - Чем обозначается число предметов? (Ответ детей: цифрами)
Игровое упражнение «Игрушки в ряд»
Воспитатель: - Дети, я буду вынимать из мешка игрушки, ставить их в ряд. Один из вас у доски, а остальные на местах будут определять, сколько я выставила игрушек и обозначать их число цифрами. Доставайте цифры, которые находятся у вас в разноцветных конвертиках.
Воспитатель выставляет одну игрушку. Вызванный ребёнок определяет, сколько игрушек выставил воспитатель и обозначает число цифрой. Остальные дети выполняют задание на местах.
Каждый раз воспитатель добавляет одну игрушку, уточняет, сколько игрушек стало и какой цифрой их можно обозначить. (И так до 9ти)
Дети называют цифры по порядку и выясняют, какой цифры не хватает. (Ноль)
Воспитатель выставляет её на доске. Воспитатель к девяти игрушкам добавляет ещё одну и объясняет: - Цифр всего десять, но обозначить ими чисел можно очень много. Число десять составляет один десяток и обозначается двумя цифрами.
Воспитатель после цифры 9 выставляет цифры 1 и 0. Уточняет местоположение цифр и напоминает, что если 0 стоит после цифры 1, то эти цифры обозначают число 10. Дети заканчивают свой числовой ряд цифрой 10. На вопрос воспитателя отвечают, что у дедушки в мешке оказалось 10 игрушек.
Дед Мороз: - Верно! Я вспомнил! Десяти игрушек я тогда не досчитался! Значит, я их все нашёл, собрал, все на месте!
Воспитатель помогает сложить все игрушки обратно в мешок Деду Морозу.
Дед Мороз: -Только вот ещё какая незадача. Помимо этих десяти игрушек потерялось у меня трое беленьких игрушечных котят. Хоть я тоже их и нашёл, но озорные они, не хотят полезать в мешок, то убегают от меня, то за мной бегают, то прячутся. Как мне их на Север увезти, не соберёшь озорников.
Воспитатель: - Кажется, я знаю! Трое беленьких котят очень поиграть хотят. Кис – кис! Котята, хотите мы сделаем для вас много таких игрушек, чтоб шуршали, как мышки, чтобы их можно было гонять лапками? Тогда и дорога в мешке покажется интересной и быстрой. Появляются игрушки – котята, соглашаются.
Воспитатель: - Дети, я знаю, как из бумажного круга можно сделать игрушку для котёнка. Сделаем такие игрушки? (Да)
Дидактическое упражнение «Игрушки для котят»
- Для этого нам нужно разделить круг на две одинаковые части. Как разделить круг на две равные части? (Дети рассказывают о способе деления предмета: нужно сложить круг пополам, совместив его края.)
Вызванный ребёнок складывает круг и разрезает его по линии сгиба. Остальные дети выполняют задание на раздаточном материале.
Воспитатель прикрепляет на доску целый круг и две половинки и спрашивает:
- Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть круга? Покажите половину круга (одну вторую). Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?
- Каждую половину круга сложите ещё раз пополам. По сгибу сделайте надрез до середины. Вставьте вторую половину в прорезь. Подарим игрушки котятам.
Дед Мороз:- Теперь можно бы и ехать, но оставил я сани с лошадью в лесу. А в нём избушка, где злые волшебники заколдовали время. Смотрите.
На экране видеофрагмент, где волшебники переводят часы назад.
Дед Мороз: - И теперь время назад пошло, вместо зимы и весны вернулось в лес прошлогоднее лето. Снег сразу растаял и сани мои оказались завязшими в болоте.
Чтобы вернуть правильный ход времени нужно выполнить магическое задание: расколдовать дни недели поставить их в нужном порядке. Сколько дней в неделе? (7)
Их семь, а я всего один. И один я не справлюсь, нужно чтобы было 7 человек. Поможете мне? (Да)
Воспитатель: - У вас на столах карточки с изображением кругов от 1 до 7. Каждая карточка обозначает какой- то день недели. На ковёр выйдет команда из семи человек. Под музыку можно бегать по кругу, делать разные движения. Когда объявят остановку – нужно построится по порядку и назвать свой день недели.
Дети под музыку выполняют задание. Правильность проверяется путём переклички. Каждый ребёнок обосновывает, почему он назвался тем или иным днём недели.
Игра проводится с двумя командами, из семи детей каждая.
Дед Мороз: - Спасибо вам, дети, время пошло в нужном порядке. Совсем скоро в лес вернётся зима, затем тут же весна, которая сейчас должна идти. Тогда нужно скорее отправиться в этот лес и вытащить мои сани из болота, иначе они вмёрзнут, из- подо льда их не вытащить. Нужно будет ждать, когда всё растает, я и сам к тому времени растаю. Поможете мне? (Ответ детей: да) - Вокруг себя обернитесь, в моём лесу очутитесь!
Звуковой эффект «Звуки болота».
На ковре импровизированное болото: трава, лягушки; передний конец саней виднеется из- под зелёной ткани – увязли в болоте. Дети подходят к болоту.
Дед Мороз: - Скорее, дети, сейчас уже зима с ранней весной вернутся, - нужно подумать, как их вытащить. Просто тянуть не получится – почва зыбкая, ещё больше увязают сани вглубь, тонут. (Выслушиваются предположения детей). - Нужно что – то твёрдое под их полозья подложить, чтоб была прочная опора, наподобие дорожки, тогда мы их вытянем по этой дорожке. Но где нам взять дорожку?(Ответы детей: построить) . - А из чего построить? (Ответы детей)
Дед Мороз высыпает из своей шкатулки деревянные пластины и просить детей построить из них дорожку для саней нужной ширины, чтобы можно было по ней вытянуть сани.
Воспитатель: - Как это можно сделать?(Ответы детей: поставить несколько пластин по краям полозьев саней. Измерить расстояние между полозьями и сделать дорожку нужной ширины.)
Вызванный ребёнок измеряет расстояние между полозьями различными полосками бумаги, определяет подходящую полоску. Дети на ковре строят дорожку их пластин, ширина которой равна полоске – образцу. После выполнения задания дети провозят сани по полученной дорожке – вытянули из болота.
Воспитатель накрывает зелёное болото белой тканью, по краям пришиты подснежнежники:
- Вот и зима, и тут же ранняя весна вернулись в лес. На месте нашего болота вырос большой сугроб. Подснежники на проталинах показались.Дедушка, скорее отправляйся домой, а то сейчас всё будет таять, по подтаявшему снегу тяжело будет ехать саням.
Дед Мороз:- Эгегей, явись мой добрый конь! (Появляется игрушка – лошадь, впрягается в сани, Дед садится с мешком в сани):
- Благодарю вас за помощь, дорогие дети! Ждите от меня подарков на Новый год! Увидимся в конце года! (Уезжает)
Воспитатель: - Нам пора возвращаться из леса в группу. Вокруг себя обернитесь, в группе очутитесь.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Дети, почему нам было удивительно видеть у нас в гостях Дедушку Мороза? (Ответы детей)
- Какие задания нам пришлось выполнить чтобы помочь нашему гостю?
- Было ли интересно их выполнять?
- Вам понравилось такое необычное занятие? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайка и Мишутка»
Программное содержание:Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10.Закрепить знание геометрических фигур.Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами.Упражнять в делении кв...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасем нашу Дружбу»
Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать сплоченность, взаимовыручку.Задачи:- закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10, знание соседей числа;- формирование...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ
Этот конспект я использовала при показе открытого занятия по ФЭМП для родителей и педагогов группы. Сделала очень красивый большой цветик-семицветик, на обратной стороне которого напечатала задания дл...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Волшебный цветок"
Образовательная деятельность с использованием ИКТ. Предусмотрено введение в игровую ситуацию с помощью "телепортации" и телемост с Бабой Ягой....
Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"
В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...
План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Математическое путешествие"...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Математическое приключение Форт Боярд»
Данный конспект поможет провести воспитателям интересное итоговое или открытое занятие с детьми старшей группы в конце учебного года в детском саду...