Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соответствии со знаками - указателями направления движения, сравнивать предметы по длине, пользуясь приемами  приложения и наложения; ориентироваться на листе бумаги и в пространстве с использованием игровых приемов, а именно: кукол би-ба-бо, дидактических игр и упражнений, проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  проведения занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Путешествие по сказке»

Программные задачи:

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10; закреплять умение соотносить количество предметов  и цифры;

- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, налево, направо и т. п.); сравнивать предметы по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур;

- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; определять положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Предшествующая работа:

Рассказывание  сказки «Гуси-лебеди»,  рассматривание иллюстраций и  беседа по сказке.   

Дидактический наглядный материал: Клубок шерстяных ниток; письмо с картой;  макет яблони, пенек, нарисованная печка, большой поднос, пирожки из  соленого теста треугольной, квадратной и круглой формы; ткань голубая для речки;  5 дощечек разной длины, домик Бабы - Яги, кукла би-ба-бо «Баба Яга» и «Ванечка», мягкая игрушка «Ёжик», «Заяц»; карточки с цифрами, музыкальный центр.

Раздаточный материал: мягкие напольные подушки для каждого ребенка, наборы геометрических фигур, альбомный лист, и  лист бумаги с нарисованным забором, простые карандаши на каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма) песни «Друзья»  (Барбарики),  «Журчанье речки», аудиозапись голосов  «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги».

Ход:

Коммуникативная игра: Для начала встанем в круг, сколько радости вокруг! (Разводят руки в стороны)

Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ты мой друг, я твой друг! (Пожимают руки друг другу)

Я с тобой обнимусь! (Обнимаются)

 И еще раз  улыбнусь! (Улыбаются друг другу).

Воспитатель обращает внимание на клубочек и письмо возле него.

В. - Ребята посмотрите, откуда-то прикатился к нам клубочек и письмо возле него. Давайте посмотрим, откуда этот клубочек и письмо. Воспитатель берет письмо и читает: «Ребята, помогите мне! Меня гуси – лебеди унесли к  Бабе - Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не могу я сам вернуться домой».

В. - Ребята как вы думаете, кто пишет нам письмо? Герой, какой сказки  попал в беду, просит нас помочь ему (ответы детей). А как же мы сможем ему помочь?

В. Тогда нам нужно отправляться в путь, но куда мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисована река, ёжик, печка, яблоня. Нам туда нужно? (ответы детей) Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется вспомнить, кто встретится нам на пути.

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо сделать 3 шага. Смотрите, у нас на пути стоит печка. (нарисованная печка) Что мы скажем печке?

(Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, помоги найти избушку, где живет Баба Яга).

Голос печки в аудиозаписи. (Я покажу вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу. Пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите посередине  подноса.  Пирожки  треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, а пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа).

Игра «Разложи правильно пирожки» 

В. Посчитайте и скажите, сколько пирожков круглой, треугольной и квадратной формы? Найдите и положите карточку с цифрой в то место, в котором количество  пирожков соответствует цифре. (8,9). Скажите, каких пирожков больше всего? Молодцы!

В. Ребята, смотрите, печка подала нам знак (карточка с указательным знаком, показывающим движение направо и цифра 5, нарисована яблонька)  – Печка подсказала, что  надо повернуть направо и сделать  5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас  и правда стоит яблонька, попросим ее помочь нам? (Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели).

Голос яблоньки.   Отдохните рядом со мною на полянке, да расскажите, что находится справа и слева от меня, впереди меня и сзади, тогда скажу, даже  знак вам подарю.

 Дети располагаются на импровизированной полянке и по одному рассказывают. (один ребенок говорит, что слева куст, другой, что справа пенек, третий ребенок, говорит, что впереди стоит он, а сзади спрятался заяц).

 Возле яблоньки находят подсказку, направление куда дальше идти (повернуть налево и сделать 4 шага).

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит? (включается в записи журчание речки).

И на карте видно, что мы должны дальше выйти к речке. (из ткани выложена речка).

В.: попросим ее помочь нам? (Речка, речка скажи, куда гуси - лебеди полетели).

Голос речки: если сможете перейти через реку, то найдете знак, который покажет куда дальше идти.

В.: Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

(Дети предлагают варианты решения проблемы).

В.:  Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски? (дети из 5 досок выбирают самую длинную, накладывая одну доску на другую). Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Через реку переходим осторожно, чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. Посмотрите впереди знак, что он показывает?

Знак – повернуть направо и сделать 3 шага вперёд.

В: Посмотри Саша, на карту и скажи, кто  нас ждет впереди? (Ёжик).

Ёжик, ты поможешь нам найти Ванечку? (голос ежика в записи)

Ё: Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

 Игра «Запомни,  повтори» - дети располагают геометрические фигуры на своем листе, с опорой на образец.   (Дети за столами украшают коврик).

В:  расскажи Катя, как ты расположила фигуры. (девочка рассказывает, какую фигуру она положите в середине, в правом верхнем  и правом нижнем углу, в левом нижнем и верхнем углу).

Ежик оставил стрелочку, которая показывает, в какую сторону идти (повернуть налево и сделать 2 шага).

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга (кукла би-ба-бо): - Кто это там меня беспокоит? (ответы детей - Мы пришли из детского сада, чтобы помочь Ване, отпусти его).

Баба Яга: Ой, какие Вы шустрые, он мне самой нужен, с ним мне веселее.

В: может быть попросим Бабу-Ягу, чтобы она дала нам задание, мы его постараемся выполнить.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. Отремонтируйте  мне забор.

Игра «Найди, какой части не хватает?» У каждого из детей на листе нарисован забор, на котором не хватает части. Внизу забора расположены части, среди них нужно найти недостающую часть забора.

Баба Яга (недовольно): Ох, справились с этим заданием,  вот вам другое задние: найдите вокруг избушки предметы треугольной, квадратной, круглой и прямоугольной формы. (крыша избушки, окно, сковородки на заборе, скамейка).

Баба - яга: видно делать нечего, придется отпускать Ванюшку,  хотела я его у себя оставить, больно уж он  сказки веселые рассказывает, говорит и друзья у него хорошие. Ладно, так и быть, отпущу!  Иди, Ваня к своим друзьям,   (отдает куклу),  а я  пойду в другой детский сад, может,  найду там не послушных детей и заберу к себе. Берегитесь, неслухи! Вот Вам ковер - самолет можете на нем быстро добраться куда нужно.

(Дети встают на ковер – самолет и под музыку песни «Друзья» летят в детский сад.)

В: Вот мы и вернулись в детский сад. Как называется сказка, в которой мы с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось на пути? А какое задание было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями? Если вам понравилось путешествие возьмите веселый смайлик, если не совсем понравилось, возьмите грустный. Лера, что ты взяла? Почему? Мне тоже очень понравилось наше путешествие, в следующий раз мы отправимся в путешествие в другую сказку, а Ваню ждет сестренка, давайте с ним попрощаемся. (дети прощаются со сказочным персонажем)

Используемая литература:

- Журнал «Ребенок в детском саду» № 1/2009 г.;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирование мы...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей  группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...