Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме: "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
Дата проведения: 30.11.2022г.
ФИО педагога: Крохина Н.Г.
Возрастная группа воспитанников: старшая группа общеразвивающей направленности.
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Знакомство с геометрической фигурой – трапеция и закрепление понятия «четырёхугольники».
Цель: Создание условий для ознакомления с геометрической фигурой – трапеция.
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение узнавать и называть геометрическую фигуру – трапецию.Закрепить понятие четырехугольник.Продолжать закреплять названия геометрических фигур, их свойств. Формировать умение обобщать при введении понятия «четырехугольники».
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие, мышление, память у детей.
Воспитательные:
Поощрять игровое и речевое взаимодействие между детьми. Вовлекать детей в общий разговор.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,«Социально –коммуникативное», «Речевое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.
Форма организации детей: подгрупповая.
Форма организации обучения: НОД
Материал и оборудование: Доска, геометрическая фигура – трапеция, Блоки Дьенеша, карточки схемы для детей, обручи под цвет геометрических фигур, счётные палочки, три белых полоски с изображением фигур: круг, треугольник, квадрат; схема трапеции из счётных палочек.
Планируемый результат: дети знают геометрическую фигуру – трапецию, умеют находить и отличать «четырёхугольник».
Предварительная деятельность с воспитанниками:знакомство с квадратом, прямоугольником, ромбом; с понятием «четырёхугольник»
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | ||
Создание образовательной ситуации | (В. Прикрепляет к доске фигуру – трапецию. Прикладывает шнурок к верхней стороне, потом к нижней. ) - Странно? С удивлением повторяет снова, пока дети не зададут вопрос) - Я измеряю верхнюю и нижнюю стороны, они разные почему – то? Какая сторона меньше? А какая сторона больше? Как называется фигура? Как мы можем точно узнать? | Дети стоят врассыпную у доски, наблюдают за действиями воспитателя. - А что вы делаете? - верхняя. - нижняя - не знаем. - посмотреть в книге, спросить у взрослых. | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность. | В: Дети, как вы думаете, из какой страны появилась эта фигура? Она живёт в стране Геометрия. Кто жители этой страны? Какие геометрические фигуры вы знаете? Чтобы узнать название этой геометрической фигуры, нам нужно отправиться в страну Геометрию. Тогда в путь! | -не знаем - Геометрические фигуры. - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник… | Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда. |
2 часть – основная | Цель: Выявление раннее полученных знаний. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. Создание мотивационной ситуации для поиска способа помощи Этап осуществления самостоятельной деятельности детей | Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова. (Воспитатель говорит волшебные слова.) Ты на круг ногой ступи И овал не пропусти Дальше следуют квадрат, Прямоугольник его брат. Треугольник, ромб и снова Ты ногою в круг вступи, Куда надо попади. - Вот мы и в стране Геометрия. - Ребята, кто встречает вас в стране Геометрии? - Назовите их? - Даша покажи, сколько сторон у квадрата? - Сколько углов у квадрата? - Паша покажи, сколько сторон у прямоугольника? - сколько углов? - Алина покажи, сколько сторон у ромба? - сколько углов? - Чем похожи между собой эти геометрические фигуры? - Как называются все эти геометрические фигуры? - А у нашей фигуры сколько сторон? - верхняя и нижняя стороны параллельны друг другу, а боковые под наклоном. - А сколько углов? Что можно сказать о нашей фигуре? Под фигурами стоят схемы с кодами. Разбейтесь на пары, выберете себе схему. Найдите по критериям нужную фигуру. Игра с блоками Дьенеша. (На схеме: цвет, форма, величина, размер) - Посмотрите, есть ли среди ваших геометрических фигур, фигура которая изображена на доске? - Что же нам делать? - Перед нами три дороги, ведущие в разные направления. Дороги обозначены геометрическими фигурами: круг, треугольник и квадрат. - Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как трапеция. - Почему вы решили пойти по дороге, куда показывает квадрат? А дорога, где нарисован квадрат, ведёт нас к столам. Давайте присядем за столы. Я вам буду загадывать загадку, а вы её должны отгадать. Если узнали про какую геометрическую фигуру я буду загадывать загадку, то из счётных палочек выкладываете фигуру. Все четыре стороны – все, как близнецы, равны, И прямых угла четыре, Как у рамки на картине. К четырехугольникам фигуру отнесем И …(квадратом) назовем. - Выложите квадрат из счётных палочек. Сколько палочек понадобилось? Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник – Стал квадрат… - Выложите прямоугольник. Сколько палочек понадобится? (Воспитатель вывешивает геометрическую фигуру треугольник, расчерченную на две фигуры: треугольник и трапеция) Трапеция больше на крышу похожа, Юбку трапецией рисуют тоже, Взять треугольник и верх удалить, Трапецию можно так получить. У нас получилась фигура – трапеция. Попробуйте загнуть вверху треугольник по линии. Какую геометрическую фигуру вы получили? Что вы можете сказать о сторонах трапеции? Какие? А боковые стороны? (Воспитатель вывешивает геометрическую фигуру трапецию, нарисованную из счётных палочек) - выложите из счётных палочек геометрическую фигуру. Вы узнали фигуру? - Как вы её узнали? - А ещё почему вы решили, что – это трапеция? На краю стола лежат карточки с заданием, возьмите, переверните и положите перед собой. Вам нужно раскрасить в этих фигурках только трапеции. Вот мы и нашли, где живёт наша фигура. Нам пора возвращаться. Выходите на дорожку. Ты на круг ногой ступи И овал не пропусти Дальше следуют квадрат, Прямоугольник его брат. Треугольник, ромб и снова Ты ногою в круг вступи Куда надо попади. | (Дети проходят по дорожке из геометрических фигур) - Геометрические фигуры - Квадрат, прямоугольник, ромб. - четыре - четыре - четыре - четыре - четыре - четыре - у них четыре стороны и по четыре угла.. - четырёхугольники. - четыре - четыре - она тоже четырёхугольник. Дети находят на столам коробки с блоками Дьенеша. - нет - искать дальше - Потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей фигуры. - потому что наша фигура и квадрат – четырехугольники. -квадратом - четыре. - прямоугольник. - шесть. (у детей на столах лежат треугольники с согнутым углом сверху, отчерчена линия сгиба) - трапецию. - они разные? - Верхняя короткая, а нижняя длинная. - они под наклоном. - да - У неё две стороны параллельны, а две другие под наклоном. - у неё верхняя сторона короткая, а нижняя длинная сторона. Дети выходят на дорожку. Произносят слова: Ты на круг ногой ступи И овал не пропусти Дальше следуют квадрат, Прямоугольник его брат. Треугольник, ромб и снова Ты ногою в круг вступи Куда надо попади. | |
3 часть – заключительная | Подведение итогов деятельности. | ||
Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | - Ну вот мы и вернулись. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? - Где мы с вами побывали? - Зачем мы туда ходили? - Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали? - Что вам понравилось в стране Геометрии? - С какими трудностями вы столкнулись? - Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти место, где живёт трапеция? | -Да. - в стране Геометрия. - Чтоб найти место, где живёт геометрическая фигура. - трапеция - ответы детей - ответы детей | |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Трапеция на память подарила вам свою фотографию, но она чёрно – белая, д её надо обвести по точкам и дорисовать, на что похожа эта геометрическая фигура? | - на крышу у дома, на юбку…. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-21589-1415379478.jpg)
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе №7
Конспект для детей старшей группы по познавательному развитию. Путешествие к числам....
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе "По следам бременских музыкантов"
Цель данного занятия стимулировать развитие мыслительных способностей, закрепить полученные знания по формированию элементарных математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1197473-1575893553.jpg)
Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе "В гостях у сказки"
Разработка НОД по ФЭМП....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-606811-1426204115.jpg)
Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в старшей группе на тему: "В стране геометрических фигур".
Совершенствовать и обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1369108-1638604840.jpg)
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему : «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10».
Ведущая образовательная область: познавательнаяИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально-комму...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-728482-1614430548.jpg)
Конспект по познавательному развитию( ФЭМП) в старшей группе на тему "Путешествие в страну Тибу"
Здесь можно найти конспект занятия (НОД) по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе...
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе. Тема «Незнайка в гостях.»
Закрепление полученных знаниний, умений и навыков....